Фильтр по тематике

Разработка и поддержка стратегии развития электронной отрасли

В статье автор рассуждает о том, что ждёт электронную промышленность России через 10–15 лет. Основываясь на мнениях участников рынка, пытается найти ответы на самые популярные вопросы: стоит ли ждать помощи от государства, или лоббирование своих личных интересов – единственная возможность обратить на себя внимание.

На сайте Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) я ознакомился с их взглядом на стратегию развития электронной промышленности России [1]. Меня смутили некоторые их цели и задачи. Прошу не считать данную статью критикой, так как сами ассоциации делают доброе дело. Но, с другой стороны, всё, о чём я пишу, – факты, хотя, возможно, только с моей точки зрения. Я не силён в разработках и производстве электроники, но в целом неплохо представляю рынок электронных компонентов, из которых эта электроника и делается. И самое главное, я как рядовой сотрудник отлично представляю, на что готовы пойти руководители предприятий. Конечно, очень легко писать спустя 4 года, но даже тогда у меня эта стратегия [2] вызвала бы некоторые вопросы.

«Цель стратегии – переход большинства российских разработчиков и производителей электроники от выживания в закрытых нишах к развитию национальных и глобальных рынков электроники в равноправном сотрудничестве с компаниями разных стран», – говорится в документе.

Это определяет следующие целевые показатели:

  • экономический рост отрасли в 10 раз за 15 лет;
  • рост доходов на человека более чем в 10 раз главным образом за счёт многократного увеличения серийности выпускаемой продукции, масштаба деятельности и доли рынка;
  • конкурентоспособный по мировым меркам уровень заработных плат высококвалифицированных специалистов.

Первое, что бросается в глаза, это фантастичность плана: экономический рост отрасли в 10 раз за 15 лет. То есть одновременно должна будет увеличиться доля России на рынке компонентов. Сейчас на рынке электронных компонентов доля России не превышает 1,5%. Значит, через 10 лет мы должны превысить долю Европы или Америки при условии, что они будут добровольно сдерживать собственное развитие. Эта цель напоминает мне ситуацию, когда руководство даёт задание достичь 50% доли рынка конденсаторов за 1,5 года. Я знаю, что это невозможно, руководство знает, что это нереально, но все делают вид, что так нужно. Зачем эти цифры? Мы живём не в вакууме. На мой взгляд, даже скромный трёхкратный рост был бы для нас выдающимся достижением. Трудным, почти невозможным, но достижимым. Мне могут возразить: "А как же Китай?". Я соглашусь, но вынужден буду сделать одно уточнение.

Реформы в Китае начали воплощаться в жизнь с 1979 года. В конце 1993 года руководство КНР начало новые реформы, таким образом, с начала этих процессов прошло уже 40 и 26 лет соответственно. Это были именно реформы с налоговыми льготами, свободными зонами и поощрением иностранных инвестиций. Сегодня КНР – главный мировой производитель мобильных телефонов и электронной техники. Чтобы России вырасти в 10 раз за 15 лет, Китай, а с ним весь мир, должны добровольно отправиться в пучину депрессии.

На сайте Информационно­аналитического центра современной электроники есть ещё одна стратегия развития электронной промышленности России, которая почти дословно повторяет первую. Предположу, что её либо писали те же люди, либо она взята за основу. Там написано: «Доля России на мировом рынке электроники в результате реализации Стратегии составит около 3%, что будет соответствовать 5–10­у месту среди стран – крупнейших производителей электроники». Люди, составлявшие эту стратегию, подходят к нашим реалиям более точно. Но даже они в абсолютных цифрах представляют фантастические показатели (см. таблицу «Целевые показатели стратегии»).

При этом они заранее сваливают на государство вину за неудачу.

«Эти показатели выглядят сегодня фантастическими, недостижимыми по сравнению с нынешними, – говорится в документе. – Но мы исходим из того, что за это время должна существенно измениться структура отрасли и государственная политика».

Что это за стратегия, которая основывается ещё даже на нереализованных данных?! Что такого происходило в 2015 году, что позволило надеяться на изменение политики государства и задать подобные целевые показатели.

Тут необходимо сделать ремарку: руководители компаний в силу своей должности любят завышать целевые показатели, и участники разработки обеих стратегий, к сожалению, не сумели психологически побороть это явление. Здесь кроется один из недостатков нашей системы управления: мы постоянно пытаемся перепрыгнуть, достичь невозможного. Следуя заветам СССР, действуем под лозунгами «Догоним и перегоним Америку за 4 года!», которые всё ещё крепко сидят в наших головах.

Помнится, мне для развития передали один известный европейский бренд и дали задачу на ближайшие 5 лет. Я сразу про себя заметил, что цель фантастическая и наметил более реалистичную внутреннюю задачу. Каково же было моё изумление, когда на встрече с представителями европейской компании они прямо заявили, что цифры в нашем плане вызывают у них одобрение. Но даже если мы достигнем в 3 раза меньших значений, то европейцы будут считать задачу выполненной. Эти цифры совпадали с моими расчётами. Уже потом я сформировал мнение о том, что в плане задач и целей европейцы более прагматичны. Они предпочитают не предъявлять сотрудникам невыполнимых требований, так как в этом случае часто теряется мотивация. Их путь – пусть и медленный, но постоянный рост.

Я же, как небольшой «винтик» дистрибьюторской компании, который и будет в конечном итоге реализовывать все эти планы, чаще предполагаю более скромный рост. Это позволяет мне утверждать, что я не вижу предпосылок к достижению объёма продаж электронной аппаратуры российской разработки в 100 млрд единиц даже через 20 лет.

Второе – конкурентоспособный по мировым меркам уровень заработных плат высококвалифицированных специалистов. К сожалению, это двойные стандарты в чистом виде. Проработав много лет, могу с уверенностью утверждать, что любой собственник компании не готов платить зарплату по мировым меркам. Это идёт вразрез с выживаемостью компании. Уровень зарплат определяет только рынок, только закон спроса и предложения. И если в Самаре средняя рыночная зарплата инженера составляет $500, то почти никто на рынке не будет платить ему $4 тыс. Конечно, бывают исключения, но общая тенденция именно такова.

Читатель без сомнения спросит: "А что предлагает автор этой статьи?". У меня есть решение, но оно слишком смелое, чтобы его реализовали. Да и Россия – страна в этом плане непредсказуемая. В нашем государстве очень важной составляющей вертикали власти выступает административный ресурс. Даже с помощью него одного можно достичь результата.

Только наша электронная отрасль насчитывает более 5 тыс. участников. Это производители, разработчики, дистрибьюторы. Одно лишь объединение всех собственников в одну структуру сможет заставить государство обратить на нас внимание. Какая структура в этом случае является самой заметной? Партия! Только она в отличие от ассоциаций является формой представительной или законодательной власти. Я предлагаю объединить всех собственников на электронном рынке, и не только в партию. Пусть она так и называется «Партия промышленности». И у этой партии будет только одна цель – лоббирование. Какое лоббирование самое эффективное? Свои кандидаты в государственной думе и профильных кабинетах! Они могут писать законы и вносить их на рассмотрение. Только так и никак иначе при существующей политической системе страны мы сможем отстаивать свои интересы.

Эта партия никогда не станет доминирующей политической силой, но этого и не нужно, у такой партии не будет цели повышать пенсионный возраст или смещать главу правительства. Но появление даже 1% потенциальных сторонников подобной политической организации заставит призадуматься любого депутата или партию. И тогда, через 5–10 лет, не придётся писать «… должна существенно измениться структура отрасли и государственная политика». А что бы все участники верили в партию, нужно организовать электронное голосование, где каждый участник партии будет иметь право голоса. Смело? Несомненно!

Лоббирование по методам США и классических демократий, что сейчас пробуют реализовать различные ассоциации в России, не сработает. Легальный лоббизм как вид деятельности по продвижению различных законопроектов в нашей стране невозможен из­за слишком сильной вертикали власти и зависимости большинства партий от государственных дотаций. К тому же классическое лоббирование может быть квалифицировано как дача взятки. Поэтому либо премьер скажет «да» и лично будет курировать этот вопрос, либо любая подобная инициатива будет зарублена на корню чиновниками того или иного уровня. Электронная промышленность не сравнится с нефтяной или табачной отраслью, где присутствует не так много глобальных игроков. Даже крупные по меркам рынка электроники игроки слишком малы в глобальном масштабе, чтобы в одностороннем порядке лоббировать интересы отрасли. Поэтому игрокам следует объединяться. Но не в ассоциации. Они, на мой взгляд, созданы для обмена мнениями, общения и выработки стратегии. Для реализации выработанных стратегий они не подходят.

На сайте АРПЭ в качестве стратегического решения предлагается «создать влиятельное сообщество компаний, объединённое задачами развития отрасли». Как компании могут влиять на что­то? Нет, надо создавать влиятельное сообщество людей. Смотрим на раздел «Лоббирование отраслевых интересов». Из него следует, что «Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) станет главным информационным центром отрасли, представителем отраслевых интересов в органах государственной власти, инициатором и координатором крупнейших инвестиционных проектов». Как? Как ассоциация станет представителем отраслевых интересов в органах власти?! Инициатором – несомненно, но координатором она не станет никогда.

Идём в подраздел «Таможенное регулирование» и видим утверждение о том, что «соглашения ВТО о «свободной» торговле являются в настоящее время главным барьером для реализации эффективной промышленной и торговой политики в интересах российской экономики… Министерство экономического развития, не обращая внимания на изменения мирового рынка, продолжает реализовывать прежнюю политику».

Наивно полагать, что при существующей вертикали власти ассоциация влиятельных компаний сможет пролоббировать свои интересы. Только партийная ассоциация влиятельных людей, продвигая интересы электронной промышленности, сможет переломить ситуацию. А чтобы внутри неё не возникало конфликтов интересов, устав партии не будет предполагать участие в губернаторских и президентских выборах, за исключением выборов в Госдуму. Партия будет оказывать поддержку тем политическим организациям и кандидатам, которые возьмут на себя обязательства по воплощению проекта «Стратегия развития электронной промышленности России» в жизнь. Для этого нужно, чтобы партия насчитывала 40 тыс. человек. Уверен, столько добровольцев на нашем рынке наберётся. Главное, сделать первый шаг, встретиться всем ассоциациям за круглым столом.

Причём уже есть условно хорошие новости. 21 августа 2019 года состоялась презентация проекта «Стратегия развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года» [3]. Мероприятие прошло в формате публичных слушаний, после которых новый документ должен быть представлен в Правительство.

В чём особенности новой стратегии? Чем она отличается от предыдущих подобных документов? Способна ли она помочь отрасли выйти на новый уровень развития?

На эти и другие вопросы ответили спикеры мероприятия: Василий Шпак, директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга; Фёдор Боярков, директор по развитию производств GS Group; Сергей Долгопольский, представитель Ассоциации разработчиков и производителей электроники; Илья Иванцов, президент ООО «Элемент»; Павел Куцько, директор Мытищинского научно­исследовательского института радиоизмерительных приборов; Вера Смирнова, исполнительный директор ассоциации «Консорциум дизайн­центров и предприятий радиоэлектронной промышленности»; Алёна Фомина, генеральный директор АО «ЦНИИ «Электроника» и Гульнара Хасьянова, генеральный директор ПАО «Микрон».

К сожалению, ни на сайте АРПЭ, ни на сайте Консорциума дизайн­центров и предприятий радиоэлектронной промышленности я не нашёл упоминаний о столь важной встрече, поэтому невозможно судить, какие именно вопросы поднимали или на какие отвечали непосредственно сами представители ассоциаций, как на них отвечал представитель Минпромторга. Поэтому воспользуемся другим источником [4].

В целом компетенции спикеров несомненно велики, хотя Фёдор Боярков и Сергей Долгопольский работают в GS Group, а компании ООО «Элемент» и АО «ЦНИИ «Электроника» входят в АО «РОСЭЛЕКТРОНИКА». При этом очень странным выглядело решение Фёдора Бояркова (GS Group входит в АРПЭ) и Сергея Долгопольского отвечать на вопросы. По моему мнению, именно они должны были собрать вопросы представителей отрасли и задать их непосредственно из зала. Сами разработчики документа отмечают, что новая стратегия хотя и предусматривает некоторые новаторские идеи и подходы, является идеологической преемницей предыдущей версии. Поэтому ждать глобальных решений и изменений не приходится. А ведь у представителей ассоциации был шанс озвучить множество вопросов, предложений, документов и даже собственных стратегий. Когда ещё руководители ассоциаций смогут встретиться с чиновниками такого ранга.

Впрочем, даже сам Минпромтог ставит ещё более фантастические задачи, чем сами ассоциации. По замыслу Минпромторга, к 2030 году доля отечественной компонентной базы в российской микроэлектронике должна вырасти с текущих 20 до 80%.

Зачем ставить заведомо невыполнимые задачи?! Даже при условии тотального закрытия границ в ближайшие 10 лет эту задачу не осуществить. У Китая этот путь занял не менее 25 лет. Или речь идёт только о государственных заказах? Если Минпромторг реально хочет увеличить объём отечественной ЭКБ в гражданском секторе до 80%, а это внутренний рынок в $2 млрд, то ему надо мыслить как дистрибьютору и ставить реальные цели как дистрибьютору. 

Литература

  1. Разработка и поддержка стратегии развития электронной отрасли. http://arpe.ru/activities/development­and­support­of­the­development­strategy­of­the­electronic­indu.....
  2. Стратегия развития электронной промышленности России. http://www.sovel.org/images/upload/ru/1372/Strategiya_elektronnoj_otrasli_27092016.pdf.
  3. Стратегия развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года. Пресс­конференция ТАСС. https://conference.tass.ru/events/prezentaciya­proekta­strategii­razvitiya­elektronnoj­promyshlennos.....
  4. Проект стратегии до 2030 года: Россия использует опыт Азии, хитрость и кулак для прорыва в области электроники. http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Микроэлектроника_(рынок_России).
Комментарии
Рекомендуем
Электронные датчики и радары  в системе беспроводной связи ОТА, LOP и E-peas электроника

Электронные датчики и радары в системе беспроводной связи ОТА, LOP и E-peas

В будущем разработчиков РЭА ожидает эра «одноразовых» устройств: «установил и забыл» – надёжные, устойчивые к внешним воздействиям среды, но не предназначенные для ремонта. Одна из важных решаемых задач – сочетание сбора энергии из среды, её преобразование в электрическую и применение датчиков и микроконтроллеров с крайне низким энергопотреблением. В сочетании с технологиями E-peas (Electronic portable energy autonomous systems – автономные портативные электронные системы), LOP (с низким энергопотреблением) и решениями NXP возникают перспективы датчиков положения, давления и измерения сопутствующих величин от OEM-производителей. С аппаратными настройками и масштабируемостью производительности РЭА в формате процессоров S32R с исключением ошибок в передаче данных аналогового и смешанного сигнала беспроводным способом на небольшие расстояния. В статье представлены примеры системных решений для организации и управления питания датчиков РЭА, задействованных в беспроводной передаче данных, сетевых технологиях и транспортной технике с беспроводной сетью ОТА (Over-the-air – по воздуху).
15.04.2024 СЭ №4/2024 587 0

ООО «ПРОСОФТ» 7724020910 2SDnjdbfYK3
ООО «ПРОСОФТ» 7724020910 2SDnjdbfYK3