Введение
Газомотокомпрессоры (ГМК) предназначены для сжатия и перекачивания природных или нефтяных газов в системе магистральных газопроводов, на газобензиновых и нефтеперерабатывающих заводах, станциях подземного хранения газа, в промышленных холодильных установках и на других объектах. Газомотокомпрессоры применяются в процессах, где требуется высокая степень сжатия газа при относительно небольшом расходе.Наиболее широкое распространение на предприятиях ПАО «Газпром» в России и странах бывшего СНГ ГМК получили на дожимных компрессорных станциях (ДКС), использующихся для нужд подземного хранилища газа (ПХГ) [1], где ГМК объединяют в группы для многоступенчатого компримирования.
Технологическая структура ДКС позволяет гибко менять режим и количество задействованных агрегатов в зависимости от нагрузки при сезонном отборе или закачке газа в хранилище, требуя от автоматики скоординированного управления группой агрегатов. Ещё одним применением ГМК являются установки искусственного холода (УИХ), в которых осуществляется процесс двухступенчатого компримирования паров хладагента-пропана с целью его последующего дросселирования и охлаждения.
Парк ГМК ПАО «Газпром» насчитывает более 100 агрегатов [1], задействованных на ПХГ и установках искусственного холода. Агрегаты оснащались системами автоматики «КУРС», «Компрессор», позже «Декада», которые в настоящий момент устарели и сняты с производства.
С точки зрения нормативной базы ПАО «Газпром», газомотокомпрессор рассматривается как разновидность газоперекачивающего агрегата, то есть на системы автоматики ГМК распространяются общие технические требования, предъявляемые к системам автоматического управления (САУ) ГПА [2]. Специфика управления ГМК заключается в попеременном процессе подачи топлива и зажигания в каждом блоке цилиндров двухтактного двигателя внутреннего сгорания в зависимости от положения коленчатого вала. Стабильная работа двигателя возможна только при точном и своевременном управлении каждым цилиндром. При номинальной скорости вращения вала 300 об/мин на один оборот приходится 200 мс. За это время система должна успеть пять раз включить и выключить зажигание в соответствующей группе цилиндров и продиагностировать наличие искры.
Капитальный ремонт САУ ГМК
Для капитального ремонта САУ ГМК с целью восстановления заводских характеристик системы в ООО Фирма «КГПА» разработана микропроцессорная система автоматики «Неман-Р-20-35» на базе российского программно-технического комплекса (ПТК) «Неман-Р» [3, 4]. САУ ГМК интегрируется в информационное пространство предприятия с учётом соблюдения требований информационной безопасности (ИБ), предъявляемых к опасным промышленным объектам [5].Разработка системы проводилась для агрегата типа 10 ГК Вуктыльского ГПУ ООО «Газпром добыча Краснодар».
Газомотокомпрессор типа 10 ГК (рис. 1) состоит из двухтактного газового двигателя мощностью 735 кВт с V-образным расположением цилиндров и поршневого компрессора двойного действия с цилиндрами, расположенными горизонтально. Двигатель и компрессор имеют общую фундаментальную раму и коленчатый вал [6].
САУ ГМК (рис. 2) представляет собой комплекс программно-технических средств, включающий в себя щиты автоматики, щит питания, автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора, пульт резервного управления, взрывозащищённый пульт аварийного останова (АО). Для цеха предусмотрено решение с выводом управления несколькими ГМК на резервированное АРМ оператора с ведением архивов параметров на станционном сервере.
Щит автоматики САУ ГМК выполняет общесистемные функции контроля, защиты и управления двигателем. Система реализована на модульном компьютере МК150 производства FASTWEL и модулях распределённой системы ввода-вывода FASTWEL I/O (рис. 3). Защищённая операционная система реального времени «Нейтрино» обеспечивает требуемое быстродействие и отказоустойчивость комплекса.
Основные функции САУ ГМК:
- дистанционное управление исполнительными механизмами ГМК;
- автоматизированная проверка защит, проверка пусковой готовности;
- реализация технологических защит ГМК;
- автоматическое управление ГМК во всех режимах работы;
- экстренный аварийный останов ГМК при отказе программно-технических средств;
- предоставление оперативной информации об основных режимах работы агрегата;
- регистрация технологических параметров агрегата, аварийной, предупредительной и технологической сигнализации;
- обмен информацией со смежными информационно-управляющими системами через порт последовательной связи RS-485 или по сети Ethernet.
Блок управления зажиганием
В состав САУ ГМК входит блок управления двигателем (БУД), выполняющий функции топливного регулирования, формирования импульсов зажигания и функции диагностики работы системы зажигания. Cформированные в БУД импульсы усиливаются в блоке выходных ключей (БВК) и подаются на катушки зажигания. Микроконтроллер БУД обеспечивает плавный пуск агрегата и его останов по команде оператора, ведёт подсчёт пропусков зажигания по каждому цилиндру, а также формирует массив диагностических данных для эксплуатационного персонала. Система позволяет диагностировать отказы, связанные с обрывом и коротким замыканием в высоковольтной и низковольтной частях системы зажигания, управлять углом опережения зажигания с требуемой скоростью.Блоки БУД и БВК являются собственной разработкой ООО Фирма «КГПА».
Конструктивно блок управления двигателем и блок выходных ключей выполнены во взрывозащищённом исполнении типа взрывонепроницаемая оболочка Exd, имеют расширенный диапазон рабочих температур –40…+70°С и расположены на раме в машинном зале в непосредственной близости от двигателя (рис. 4).
Интерфейс пользователя
На одной раме с БУД и БВК смонтирован пульт резервного управления, который предназначен для контроля работы ГМК по месту, а также для выполнения сервисных и регламентных работ. Пульт резервного управления выполнен на базе вычислителя МК150, выполняющего прикладную программу связи с подсистемами САУ ГМК и реализующую графический интерфейс пользователя на цветном взрывозащищённом мониторе с разрешением 800×600 точек (рис. 5).Основным рабочим местом сменного персонала является АРМ оператора, выполненное на базе системного блока промышленного исполнения серии AdvantiX IPC. Прикладное ПО АРМ разработано на базе программного пакета SCADA-системы МастерСКАДА 3.9 с модулем информационной безопасности. Решения АРМ оператора (рис. 6) САУ ГМК основаны на типовых решениях линейки агрегатной автоматики «Неман-Р-20» [7].
Заключение
САУ ГМК «Неман-Р-20-35» разработки ООО Фирма «КГПА» внедрена в Вуктыльском газопромысловом управлении – филиале ООО «Газпром добыча Краснодар». Модернизируемые газомотокомпрессоры находятся в составе установки искусственного холода, располагающейся на территории Центра комплексной подготовки газа и конденсата. В 2017 году введены в эксплуатацию две системы, в 2018 году планируется установка ещё двух систем.САУ ГМК после капитального ремонта полностью интегрирована в систему диспетчерского контроля объектов Вуктыльского ГПУ и обеспечивает требуемые характеристики работы газомотокомпрессоров с учётом новейших отраслевых стандартов.
Новая модификация агрегатной автоматики «Неман-Р-20-35» пополнила линейку продукции на базе ПТК «Неман-Р», позволяя предложить полный спектр решений для автоматизации объектов топливо-энергетического комплекса. ●
Литература
1. Аналитика и исследования ассоциации «Новые технологии газовой отрасли» : Аналитический отчёт. – Выпуск 2 [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://newgaztech.ru/upload/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90%202.pdf.
2. Система автоматического управления газоперекачивающими агрегатами. Общие технические требования. – М. : ОАО «Газпром», 2006.
3. Сальников С.В., Седов Р.А. Российский программно-технический комплекс «Неман-Р» для сложных технологических объектов транспорта газа // Газотурбинные технологии. – 2017. – № 1.
4. Сальников С.В., Сарма Р.Е., Кислый Е.А. Построение интегрированной системы управления АГНКС // Транспорт на альтернативном топливе. – 2017. – № 2.
5. Об утверждении требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды : приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 г. № 31 [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://rg.ru/2014/08/06/fstek-dok.html.
6. Газомотокомпрессор типа 10 ГК : рук. по эксплуатации № 9610-1000РЭ. – Н. Новгород : завод «Двигатель революции», 1980.
7. Веселуха Г.Л., Седов Р.А., Кабыш С.А. Передовой опыт реализации проектов АСУ ТП на МастерСКАДА // Автоматизация и IT в энергетике. – 2016. – № 3.