В статье рассказывается про подготовку и использование планшета Getac A140 в условиях бездорожья. Рассматриваeтся вопрос по первоначальной установке и настройке ОС Android, а также практическое применение планшета в тяжёлых условиях работы при отсутствии связи.
Автомобильная навигация давно уже перестала быть проблемой – если раньше каждый поворот нужно было сверять с не всегда точной бумажной картой, то сейчас создано огромное количество приложений под различные устройства. Да и автопроизводители создали свои собственные навигационные системы и разработали под них огромное количество собственных приложений.
Ведущие производители мобильных ОС (операционных систем) тоже не отстают, предлагая собственные интеграции в головные устройства авто. Одновременно с этим огромное количество известных и не очень производителей предлагает крепления мобильных устройств на разные точки автомобилей: воздуховоды, торпеды, лобовые стёкла.
Но что делать тем, кто ездит вне дорог общего пользования? А если быть точным, то там, где совсем нет дорог и связи. Я сейчас говорю про любителей внедорожной езды, коим сам и являюсь. Основная проблема всех планшетов и телефонов в том, что они не держатся в креплениях на бездорожье, падают на железный пол и в самом лучшем случае разбиваются. В худшем случае тонут.
В поисках надёжного планшета я и обратил своё внимание на Getac. А именно, на модель Getac A140.
Модель А140 представляет из себя защищённый планшет по стандарту MIL-STD-810H (рис. 1).
Основные характеристики планшета представлены в табл. 1.
Поставляется планшет с предустановленной ОС Windows 10 Pro и, конечно же, имеет сенсорный экран. Но вся загвоздка в том, что все необходимые навигационные программы работают под ОС Android. А можно ли на этот планшет поставить Android?
В 2014 году компания Asus выпустила своё первое поколение линейки ZenFone. Сердцем этих аппаратов был процессор семейства Intel Atom. То есть телефон работал на полноценном x86 процессоре и системе Android 4.3, а впоследствии и на 5.0.2. А что это значит? Значит, что как минимум одна крупная и именитая компания делала полноценную систему под процессоры архитектуры x86.
Дальнейшее изучение вопроса вывело меня к некоему проекту под названием “Android-x86”, созданному в 2009 году Чжи-Вэй Хуан и Ли Сун. Android-x86 – это неофициальный порт мобильной операционной системы Android для установки и запуска на компьютерах, ноутбуках и ультрабуках. За время жизни проекта было создано достаточно большое количество сборок на базе Android-x86: RemixOS, PrimeOS, BlissOS и прочие. Как раз на последнюю и пал мой выбор, так как остальные построены на базе устаревших версий 6.0.
BlissOS построена на основе Android 9.0 и ядра ветки 4.*. Разработчики уже выпустили бета-версии своей системы на основе более нового ядра 5.10. ОС доступна как в редакции GMS (присутствуют Google-сервисы: Gmail, Google maps и пр.), так и в версии FOSS (без сервисов от Google) (рис. 2).
Система без каких-либо проблем устанавливается на планшет и работает очень быстро и без лагов благодаря современному процессору от Intel, памяти DDR4 и быстрому SSD-накопителю.
Для установки необходимо скачать образ системы в формате iso и записать его на USB Flash. Нюанс в том, что записывать образ нужно посекторно, поэтому известные утилиты типа Rufus, USB installer и прочих не подойдут. Создать загрузочный диск можно, например, с помощью утилиты dd.
Синтаксис для создания Flash следующий:
dd if = <путь к образу> of = </dev/sdX> bs = 1M ,
где:
путь к образу – путь, по которому находится скачанный образ системы;
/dev/sdX – путь к блочному устройству USB Flash, как правило, /dev/sda или /dev/sdb;
bs – количество байт, которое пишется, читается или конвертируется за один проход. В нашем случае это 1 мегабайт.
После создания загрузочного диска подключаем его к планшету и производим с него загрузку. Устанавливается система без каких-либо проблем. Нельзя сказать, что интерфейс интуитивно понятный, но также было бы неправдой заявлять, что писался он программистами для программистов. Нюансы начинаются непосредственно при эксплуатации системы.
Во-первых, не всегда при включении или после перезагрузки работает сенсорный экран. Лечится это подключением USB-мыши до загрузки операционной системы. Возможно, в таком случае подгружаются какие-то модули ядра или сенсорный экран в Android работает в режиме эмуляции мыши. Выяснить это не удалось.
Во-вторых, и это является критической проблемой, не работает штатный модуль GPS. Более детальное изучение аппаратной составляющей планшета позволило понять, что в качестве чипа используется модуль LOCOSYS MC-1010-G. Построен он на базе нового чипа MT3333 производства MediaTek и работает по интерфейсу UART. Модуль может одновременно захватывать и отслеживать несколько спутниковых созвездий, включая как популярные GPS, ГЛОНАСС, GALILEO, так и менее известные в нашей стране QZSS, SBASS. К слову говоря, никакого упоминания BEIDOU не нашлось. Одной из ключевых характеристик является то, что чип имеет функциональность энергосбережения. Соответственно, если он не используется, то находится в режиме гибернации. В ОС Windows для «пробуждения» модуля используется своя собственная проприетарная утилита производства Getac, которая посылает некие AT-команды. В нашей сборке Android драйверов для этого модуля нет. Возможно, стоило попросить у производителя GPS-модуля драйверы под Linux (потому что под Android они вряд ли есть ввиду неиспользования этого чипа и модуля в других устройствах на базе этой ОС), но процесс мог затянуться на очень продолжительное время. Было решено в качестве GPS-модуля использовать стороннее устройство.
Чтобы заставить работать USB-GPS-модуль, необходимо немного потрудиться. Есть 2 способа.
Прочитать 93 страницы профильного форума pccar.ru.
Понимаем, что надо прописать 2 строки в файле build.prop
ro.kernel.android.gps = ttyACM0
ro.kernel.android.gpsttybaud = 9600.
В большинстве случаев этого достаточно, и GPS после перезагрузки начинает работать. С A140, к сожалению, данный способ не работает. Поэтому есть второй способ.
Необходимо скачать UsbGps4Droid. Программа является неким агрегатором и парсером получаемых координат. После её запуска наш USB GPS модуль корректно определился, и программа начала получать данные о местоположении.
Для того чтобы работали все навигационные программы, необходимо настроить проброс данных из UsbGps4-Droid. Для этого необходимо зайти в настройки системы, 9 раз подряд нажать на версию системы и разблокировать меню разработчиков. После этого зайти в Меню разработчика → приложение для фиктивных местоположений и выбрать в качестве источника данных UsbGps. После этого все навигационные программы начинают работать корректно.
Испытания планшета решено было проводить на одном из сложнейших внедорожных маршрутов на западе Московской области недалеко от Волоколамска. Для этого мы приехали в заброшенный город-призрак Адуляр. Раньше это был военный городок, который относился к в/ч 51850. Воинская часть представляла собой стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут» второго кольца ПВО Москвы. Отсюда и начинался наш суточный маршрут. Техника имела соответствующую подготовку. Мне предстояло пройти маршрут на автомобиле УАЗ на колёсах увеличенного радиуса c выведенным воздухозаборником и лебёдкой, установленной в силовой бампер (рис. 3).
Первая часть маршрута пролегала вдоль линии электропередач преимущественно по заболоченной местности. На всём протяжении маршрута отсутствовали связь и Интернет. Поэтому для навигации использовалась программа Osmand+ с заранее загруженными картами и спутниковыми снимками.
К сожалению, я не успел сделать надёжное крепление планшета в машине, поэтому пришлось придумывать выход из сложившейся ситуации. Первое серьёзное испытание: планшет срывается с крепления и падает углом на обитый алюминием пол. Благодаря прорезиненным вставкам на рёбрах и углах планшет выдерживает это падение и не получает каких-либо повреждений. Решаю больше не рисковать и отдаю его своему штурману. При преодолении одного из грязевых бродов мой штурман забывает закрыть окно и принимает вместе с планшетом на себя грязевой поток. Вот и проверили A140 на грязе- и влагозащищённость (рис. 4).
Очень скоро дорога и даже намёки на неё закончились. Планшетом приходилось пользоваться постоянно (рис. 5).
К сожалению, у такого способа использования данного устройства есть несколько минусов. Первый, и самый главный, – это его автономность. Несмотря на то что в планшет было установлено две батареи, а экран работал примерно на половине яркости, заряда хватило на 6 часов непрерывной работы. Я связываю это с тем, что в данной сборке Android нет никакой оптимизации энергопотребления.
Например, процессор Core i5-6200U может варьировать своё энергопотребление от 7,5 до 25 Вт в зависимости от нагрузки. Но для этого должно быть корректное взаимодействие с операционной системой, которое, на мой взгляд, не осуществляется на должном уровне.
Второй минус – это зарядное устройство планшета. Да, оно выдаёт достаточный ток, но для его подключения необходимо иметь в машине инвертор, который подключается в гнездо прикуривателя. Также для использования данного зарядного устройства необходимо модернизировать проводку автомобиля, чтобы не произошло возгорания при зарядке.
Есть у планшета ещё один нюанс. На задней стороне имеется кулер. Но при этом планшет позиционируется со степенью защищённости IP65. А как мы помним, 5 – это защита от водяных струй, направляемых с любой стороны. И при этом не должно оказываться вредное воздействие на изделие. Секрет кулера в том, что он изолирован от остальных «внутренностей», и при контакте его с водой влага не попадёт на жизненно важные органы устройства. Да, возможно, кулер и выйдет из строя, но планшет при этом останется полностью работоспособен и функционален.
Данный выезд показал, что планшет вполне пригоден для использования в качестве устройства внедорожной навигации. Он не испугался падений и грязи.
В планах установить на планшет более новую сборку Android с обновлённым ядром и довести до ума работу встроенного модуля GPS. Ведь использование любых внешних устройств открывает физический доступ к портам ввода/вывода, а это может очень негативно сказаться на защитных свойствах устройства. Да и на форумах можно встретить немногочисленные заявления о том, что под системами Linux удавалось запустить устройства на базе чипа MediaTek MT3333. А если удалось под Linux, значит, можно и под Android. Как только мне удастся сделать это, я обязательно поделюсь своими знаниями в одной из следующих статей. ●
Автор – сотрудник Фирмы ПРОСОФТ
Телефон: (495) 234-0636
E-Mail: info@prosoft.ru
Однофазные источники бесперебойного питания Systeme Electric
Почти все современные сферы промышленности, IT-инфраструктура, а также любые ответственные задачи и проекты предъявляют повышенные требования к питающей сети – электропитание должно быть надёжным, стабилизированным и обеспечивать бесперебойную работу. В данной статье мы рассмотрим решения по однофазному бесперебойному питанию от российской компании Systeme Electric. 28.12.2023 СТА №1/2024 1085 0 0Однопроводный канал телеметрии по PLC
В статье рассматриваются методы реализации однопроводных каналов передачи данных по силовым электросетям в жилых зданиях, загородных и промышленных помещениях. В качестве информационного провода предлагается использовать проводник «нейтраль» электропроводки. Приводятся анализ возможных конфигураций каналов передачи данных этого типа и результаты экспериментальных проверок. Рассматриваются преимущества новых методов по сравнению с традиционными PLC и области возможного применения данной технологии. 28.12.2023 СТА №1/2024 1209 0 0BioSmart Quasar 7 — мал да удал
Компания BIOSMART в пандемийном 2020 году весьма своевременно представила свой первый лицевой терминал Quasar (рис. 1) с диагональю экрана 10 дюймов. Уже в следующем, 2021 году был представлен бесконтактный сканер рисунка вен ладони PALMJET (рис. 2). Ну а в текущем 2023 году компания представила новую уменьшенную модель лицевого терминала Quasar 7 (рис. 3), который смог в компактном корпусе объединить обе передовые технологии бесконтактной биометрической идентификации. 28.12.2023 СТА №1/2024 1118 0 0Открытые сетевые платформы — когда сети и вычисления в одном устройстве
Открытая сетевая платформа (ONP) – это мощное средство для реализации как простых, так и масштабных сетей, а также инструмент, который позволяет в одном высокопроизводительном устройстве реализовать целый вычислительный комплекс, объединяющий внутри себя коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, а также сам сервер обработки данных. Используя все преимущества данной архитектуры, компания AAEON разработала своё решение, сетевую платформу FWS-8600, на базе высокопроизводительных процессоров Intel Xeon Scalable 2-го поколения. В статье раскрыты детали и особенности ONP, характеристики FWS-8600, а также почему использование процессоров Intel Xeon Scalable 2-го поколения значительно увеличивает потенциал платформы. 28.12.2023 СТА №1/2024 1435 0 0