Введение
Пассажирские перевозки представляют собой одну из важных отраслей экономики. Но очень часто предприятия пассажирского транспорта недополучают значительные суммы доходов. Это сказывается на качестве самих перевозок и обслуживании пассажиров. Практически перед всеми предприятиями стоит вопрос повышения эффективности работы, экономии ресурсов и т.д. В этой связи учёт количества пассажиров становится одной из важнейших задач. Знание точного количества пассажиров поможет предприятиям при оценке экономической эффективности деятельности либо при планировании мероприятий по увеличению привлекательности оказываемых услуг и рентабельности бизнеса. Многие перевозчики полагаются на ручной подсчёт, полагая, что он обеспечивает достоверный результат. Но контролёры – это люди. Они допускают ошибки, кроме этого, они устают и могут работать ограниченное время, возможны также и махинации. Использование автоматической системы подсчёта пассажиров позволит проводить контроль круглые сутки с минимальным количеством ошибок и без возможных махинаций, ведь с автоматической системой невозможно договориться.А могут ли системы автоматического контроля пассажиров быть полезными и для самих пассажиров? Анализ данных по заполняемости транспортных средств позволит оптимальным способом спланировать маршруты и интервалы движения транспорта. Ведь одна из главных сегодняшних проблем в этой сфере – неравномерное распределение пассажиропотоков: где-то давка и нечеловеческие условия проезда, а где-то практически пустой транспорт. Система позволит планировать маршруты и интервалы движения на них так, чтобы количество едущих в каждом транспортном средстве пассажиров было оптимальным. Кстати, что может быть важнее для пассажира общественного транспорта, чем возможность вовремя сесть в незаполненный автобус? Наверно, только стоимость проезда. В случае использования автоматической системы контроля пассажиров можно будет рассчитать оптимальные тарифы, и эти расчёты будут основаны на объективных фактах.
Внедрение новых технологий позволяет улучшать работу системы транспорта, делая поездку пассажиров более комфортной и облегчая работу диспетчерских по управлению транспортными потоками. Подсчёт пассажиров в прошлом был достаточно сложной задачей. В начале развития транспортной индустрии водителям приходилось самим вручную подсчитывать количество пассажиров, что было достаточно сложной задачей и не давало точных результатов. Несмотря на развитие технологий датчиков (светочувствительные, инфракрасные, тепловые датчики), системам, построенным на их базе, так и не удаётся точно подсчитывать пассажиропоток. Пассажиры могут быть маленького, среднего и высокого роста, находиться в инвалидном кресле, перемещаться быстро или медленно, иметь разный возраст. Отдельные транспортные средства могут не иметь широких дверей. Некоторые маршруты имеют повышенный пассажиропоток, и в транспортных средствах есть только стоячие места и т.д. Большинство датчиков не способно обеспечить достоверную работу в таких условиях. А если добавить разные тарифные зоны, льготных пассажиров, смену транспортных средств во время действия билета, то можно понять, почему необходимы передовые технологии для обеспечения точного подсчёта пассажиропотока и системы оплаты проезда для современного транспорта.
Автоматизированные счётчики на основе технологии стереоскопического видения, подключённые к диспетчерскому пункту посредством беспроводной связи, могут производить подсчёт пассажиров более точно, что способствует составлению оптимального графика движения и улучшает степень удовлетворённости клиентов.
Возможные сферы применения системы подсчёта
Система автоматического счёта пассажиров может принести пользу как автобусным и железнодорожным операторам, так и пассажирам. Пассажиры могут получать в реальном времени информацию о нахождении транспортного средства на маршруте и о наличии в нём свободных мест. Операторы могут сопоставлять количество пассажиров с информацией об оплате для успешной борьбы с безбилетными пассажирами.В дополнение возможности системы могут быть расширены для планирования технического обслуживания с учётом интенсивности использования транспорта, чтобы оптимизировать нагрузку транспортных средств по регионам или периодам времени, а также контролировать качество обслуживания.
С помощью таких систем могут быть развёрнуты следующие приложения:
- оптимизация наличия транспортных средств;
- выявление «зайцев» в общественном транспорте;
- повышение эффективности использования транспорта за счёт управления автопарком и планирования техобслуживания;
- ограничение количества людей для обеспечения безопасности;
- анализ транспортных потоков в городах.
Показанная на рис. 1 диаграмма демонстрирует вариант работы системы счёта пассажиров.
Датчики установлены в региональных поездах на маршруте Венеция – Беллуно. Они считают количество входящих и выходящих пассажиров на каждой станции и в привязке к системе оплаты позволяют выявлять наличие безбилетных пассажиров.
Преимущества применения системы автоматического подсчёта:- получаем реальную картину объёма пассажирских перевозок, формируемую в автоматическом режиме;
- требуется гораздо меньше времени на составление отчётов, чем при ручном подсчёте;
- повышается эффективность борьбы с безбилетным проездом;
- анализ информации о потоке пассажиров позволяет увеличить эффективность использования транспортных средств и оптимизировать расписание движения.
Для более эффективного подсчёта требуются новые технологии, способные работать в жёстких условиях, при различном освещении и проводить точный счёт при одновременном проходе большого потока людей. Одной из таких технологий, используемых в датчиках компании Eurotech, является стереоскопическое видение.
Технология стереоскопического видения – самая современная технология подсчёта количества людей
Счётчик DynaPCN 10-20 производства компании Eurotech (рис. 2) – это компактное устройство, базирующееся на бесконтактной технологии стереоскопического видения, специально разработанное для подсчёта количества вошедших/вышедших пассажиров поездов, автобусов, вагонов метро и т.д.
Стереоскопические камеры захватывают изображение под датчиком и анализируют эти данные в режиме реального времени с помощью специального сложного алгоритма. Алгоритм анализирует высоту, форму любых попадающих в поле зрения объектов и направление их движения. Данный алгоритм точно идентифицирует человека по характерным частям тела. Ему достаточно выделить лишь голову или плечи, чтобы распознать человека с минимальным уровнем погрешности. Когда датчик определяет направление движения человека, соответствующие счётчики инкрементируются, сохраняя при этом и информацию о текущем времени. Временной срез интенсивности потока пассажиров позволит оптимально планировать маршруты движения в зависимости от загруженности в конкретные временны́е отрезки. Благодаря применению передовых технологий подсчёта пассажиров DynaPCN 10-20 позволяет получить точность 97% при эксплуатации в реальных условиях.
Гибкий монтаж
Конструкция DynaPCN обеспечивает лёгкий и незаметный монтаж заподлицо в межпотолочном пространстве над дверным проёмом и может быть адаптирована к различным конструкциям дверей и крыш. Угол оптической панели может быть адаптирован, и таким образом датчик может размещаться в различных местах, в том числе на негоризонтальных поверхностях. Наличие специализированных каналов дискретного ввода-вывода для подключения к датчикам состояния дверей и лёгкая интеграция нескольких датчиков в одну систему счёта упрощают установку в любой вид транспорта.Система автоматического счёта от Eurotech постоянно эволюционирует. Она стала более гибкой в плане высоты установки счётчика для широких дверей. Для дверей шириной до 1,8 метра (6 футов) теперь необходим только один DynaPCN, установленный на высоте порядка 2 метров (6,5 футов). Предыдущие версии счётчиков требовали установки для таких широких дверей двух датчиков, но обновлённое программное обеспечение позволяет захватывать изображение с двух камер в одном устройстве и строить на его основе 3D-модель.
В случае если размер дверей превышает контролируемую датчиком область, можно установить два датчика и более на дверь, определив в настройках каждого устройства свою зону нечувствительности в перекрывающихся областях для обеспечения корректного счёта (рис. 3).
Защищённое исполнение
Счётчики пассажиров должны работать в широком диапазоне различных условий и воздействий окружающей среды. Разная освещённость и другие внешние факторы могут приводить к ошибкам во время счёта у многих решений, доступных сейчас на рынке. Счётчик DynaPCN специально разработан для работы на транспорте и был протестирован в широком температурном диапазоне и при воздействии вибрации. Таким образом, это решение может быть применено для работы в жёстких условиях эксплуатации. Чтобы получить высокую точность при различном освещении, DynaPCN использует интегрированную светодиодную инфракрасную подсветку высокой яркости, что позволяет счётчику производить точный подсчёт пассажиров при любом освещении, даже в темноте.Счётчик DynaPCN предлагает набор дискретных входов-выходов, с помощью которых он может непосредственно связываться с интеллектуальными дверями или системами управления движением, гарантируя тем самым лучшую производительность при счёте. Например, дискретные входы могут быть подключены к датчикам открытия/закрытия дверей, что позволит включать/отключать счёт при соответствующих условиях.
Подключение счётчика с помощью Power-over-Ethernet (PoE)
DynaPCN подключается к бортовому компьютеру через интерфейс RS-485, и по мере развития в транспортных средствах таких технологий, как использование информационно-развлекательного сервиса, переходит к работе в сети Ethernet. Используя стандартное Ethernet-подключение, DynaPCN 10-20 может легко интегрироваться в существующие бортовые сети. Поддерживается также технология Power-over-Ethernet (PoE), где питание подаётся по кабелю Ethernet, что упрощает установку DynaPCN в транспортном средстве. Возможность настройки IP-адресов позволяет организовать удалённое управление и обновление программного обеспечения датчика. Опциональная поддержка RS-485 позволяет применять DynaPCN не только на транспорте, но и в других отраслях, таких как, например, розничная торговля.Работа в системе
Каждый датчик является законченным решением, его достаточно установить и подключить к бортовому компьютеру по RS-485 или Ethernet, произвести настройку, и он готов к работе. При помощи простого набора команд информация о событиях счёта может быть считана с датчиков. Счётчики имеют встроенную память, в которой можно хранить более 1 млн событий счёта. Есть ряд сценариев работы с датчиком:- датчик подключается к имеющемуся бортовому компьютеру и интегратор/заказчик полностью пишет программу для работы с ним по сбору, передаче и хранению данных в диспетчерской;
-
для управления используются облачные технологии на базе программно-аппаратных комплексов Eurotech, при этом облако может быть как общественным, так и частным. Пример такой системы представлен на рис. 4.
Другие варианты применения системы счёта людей
Альтернативным вариантом использования DynaPCN является применение его для подсчёта количества посетителей магазинов. Датчик может быть подключён к облачному сервису Eurotech Everyware Device Cloud для быстрого доступа к данным. Заказчик может соотнести количество людей, входящих в различные магазины (в составе сети), с количеством совершаемых покупок, чтобы определить эффективность работы различных магазинов и проблемы, связанные с их местоположением. Кроме того, в зависимости от количества людей в помещении можно осуществлять регулировку работы системы вентиляции, освещения и т.д.Другим вариантом использования DynaPCN является организация уборки туалетов в зависимости от количества посетителей. Обычно уборка туалетов в крупных зданиях базируется на временны́х циклах, рассчитанных по нормативам. Эти нормативы определяют также и количество персонала, необходимого для выполнения работ по заданному графику. Такой подход имеет ряд подводных камней:
- в расчёт не берётся фактическое использование туалетов. Это означает, что наиболее посещаемые из них убираются с той же периодичностью, что и менее посещаемые. В этом случае, одни убираются неоправданно часто, в то время как другие не убираются должным образом;
- в расчёт не берётся время суток: интервал практически постоянен в течение суток;
- в расчёт не берётся изменение загруженности в зависимости от дня недели, что опять-таки приводит как к неэффективности уборки, так и неэффективности занятости персонала;
- не учитываются пиковые события.
Выгода для пользователей: с точки зрения посетителя, качество содержания объектов значительно улучшается, в периоды пиковой нагрузки туалеты убираются чаще, чем ранее, так что они редко остаются грязными.
Преимущества для менеджмента зданий: данная система позволяет собирать в режиме реального времени информацию о закономерностях использования всех туалетов в здании. На основе этих данных можно отследить закономерности использования и их взаимосвязи с другими событиями, что позволит делать прогнозы, и оптимизировать график работы персонала, переориентируя сотрудников на другие работы, и т.д. При этом оптимизируется и расход моющих средств.
Вывод
Счётчик пассажиров компании Eurotech, основанный на технологии стереоскопического видения, позволяет получать точные результаты в различных, в том числе и в жёстких условиях эксплуатации. При подключении к бортовому компьютеру он позволяет получить высокоэффективную систему счёта людей, способную лучшим образом организовать работу транспорта, а также решать другие задачи, такие как контроль посетителей в магазинах и общественных местах. ●Автор – сотрудник фирмы ПРОСОФТ
Телефон: (495) 234-0636
E-mail: info@prosoft.ru