Морской мусор — от электросамокатов и велосипедов до рыболовных сетей и покрышек — стал глобальной экологической проблемой. В одних только акваториях Дубровника исследователи насчитали свыше 1000 объектов отходов на площади всего 100 м².
Новый автономный комплекс, созданный в TUM, объединяет несколько беспилотных систем:
- сервисный катер с кабельной связью,
- небольшой поисковый дрон,
- автономную «лодку-контейнер»,
- и главного «дайвера» — подводного робота TUM.
Катер с помощью ультразвука формирует карту дна и передаёт данные роботу-поисковику. Тот быстро сканирует территорию, после чего в дело вступает 120-килограммовый подводный робот с восемью мини-турбинами.

Оснащённый камерами и сонаром, он распознаёт мусор даже в мутной воде. Искусственный интеллект преобразует изображения в 3D-модели, чтобы определить, как безопасно захватить объект.
«Умная рука»
Главный инструмент робота — четырёхпалая захватная рука, которая способна сжимать с усилием до 4000 Н и поднимать предметы весом до 250 кг. При этом встроенные датчики регулируют силу сжатия, чтобы не раздавить пластиковое ведро или стеклянную бутылку.
Захваченный мусор доставляется к автономной лодке-контейнеру, которая вывозит отходы на поверхность.
Технические особенности
- Робот питается по кабелю, что увеличивает время работы по сравнению с батарейным питанием.
- Кабель также позволяет использовать более мощный ИИ и служит тросом для подъёма тяжёлых предметов.
- Плавающая пена удерживает робота в нейтральной плавучести, облегчая точное маневрирование.
Перспективы
По словам руководителя проекта д-ра Стефана Сосновски, технология становится экономически выгодной при глубине более 16 метров. В планах — испытания системы в сложных условиях, включая работу в турбинах и промышленных акваториях.
Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!