Компания представила Red Hat In-Vehicle Operating System (IVOS) — специализированную, сертифицированную по безопасности версию Linux, адаптированную для современных программно-определяемых транспортных средств. В эксклюзивном интервью EE Times Фрэнсис Чоу, вице-президент и генеральный менеджер по автомобильным операционным системам и периферии в Red Hat, объяснил, зачем вводить Linux в жёсткую экосистему автомобильной индустрии, где уже доминируют Android, проприетарные ОС реального времени и AUTOSAR.
«Всё дело в том, что Linux изначально облачный, — подчеркнул Чоу. — Это меняет правила игры. Современные автомобили — это не просто встроенные системы. Это подключённые устройства, связанные с облаком, сетями, периферией и цифровой экосистемой. Linux обеспечивает единую платформу от облака до бортовой системы — и это огромное преимущество».
Единая платформа вместо разрозненных систем
Сегодня автопроизводители вынуждены использовать несколько операционных систем в одном автомобиле: Android для мультимедиа, RTOS для критически важных функций, AUTOSAR для управления двигателями и т.д. Даже простое приложение — например, предварительный прогрев электромобиля — может задействовать три разные ОС: Android или iOS на смартфоне, Linux в облаке и отдельную ОС в самом автомобиле.
Результат — три кодовые базы, три команды разработчиков и огромные затраты на интеграцию и сопровождение.
Red Hat IVOS предлагает альтернативу: одну унифицированную платформу, основанную на Linux, которая работает в облаке, на десктопах, виртуальных средах и непосредственно в автомобиле.
«Разработчики могут отлаживать и тестировать свои приложения в облаке или на рабочем столе с помощью инструментов от партнеров, таких как Corellium и Siemens, — говорит Чоу. — А затем развертывать тот же самый код на бортовом оборудовании, используя одни и те же скрипты, инструменты и CI/CD-конвейеры. Это резко сокращает время выхода на рынок и снижает сложность».
Red Hat IVOS: безопасность, производительность, масштабируемость
Red Hat IVOS — это не просто переупакованный дистрибутив Linux. Это оптимизированная, компактная и быстрозапускаемая ОС, разработанная с учётом требований автомобильной промышленности:
- Быстрая загрузка: система готова к работе за менее чем 2 секунды — критически важно для функций вроде камеры заднего вида.
- Сертификация по ISO 26262: уровень ASIL-B, что охватывает такие приложения, как цифровая кабина, ADAS, телеметрия и управление кузовом (но не микроконтроллерные системы, такие как подушки безопасности или ABS).
- Поддержка смешанных рабочих нагрузок: безопасные (safety-critical) и обычные приложения могут работать на одном узле благодаря изоляции через контейнеры (с возможностью использования гипервизоров при необходимости).
- 15-летний жизненный цикл: включая регулярные обновления безопасности, исправления уязвимостей и непрерывную сертификацию, что позволяет избежать дорогостоящей и длительной повторной сертификации после каждого обновления.
Открытый код и безопасность: баланс, который работает
Одно из главных возражений против Linux в автомобильной сфере — его сложность и масштаб, которые, казалось бы, несовместимы с жёсткими требованиями функциональной безопасности. Но Red Hat нашёл способ обойти это.
«Следовать стандарту ISO 26262 буквально — значит обречь себя на провал, — признаёт Чоу. — Мы используем гибкую интерпретацию стандарта, включая положения о "пошиве на заказ" (tailoring), чтобы адаптировать процесс сертификации к реалиям современной ОС».
Вместе с независимым аудитором exida, Red Hat разработал подход, при котором только критически важные компоненты проходят полную сертификацию, а остальная часть системы остаётся открытой и гибкой.
«Мы не продаём закрытый код или проприетарные API, — подчёркивает Чоу. — Мы продаём экспертизу, поддержку и безопасность через подписку. Как и в Red Hat Enterprise Linux, наша модель — это доверие, а не запирание».
AutoSD и SOAFEE: строим экосистему вместе
Red Hat не действует в одиночку. Компания является одним из основателей SOAFEE (Scalable Open Architecture for Embedded Edge) — международного консорциума, создающего открытые архитектуры для автомобильного и промышленного ПО. Также Red Hat участвует в Autoware Foundation, ведущем проекте по разработке ПО для автономного вождения.
Кроме того, запущен проект AutoSD — сообщество с открытым исходным кодом, где разработчики могут тестировать и развивать технологии на базе IVOS. Продуктовая версия наследует все методы безопасности и управления жизненным циклом от Red Hat Enterprise Linux.
«Когда новая функция безопасности появляется в Enterprise Linux, — говорит Чоу, — вскоре за ней следует и автомобильная версия. Мы уже имеем зрелые процессы, и теперь адаптируем их под специфику автомобильной отрасли».
Глобальные амбиции — с фокусом на автомобиль
Хотя Red Hat IVOS изначально ориентирована на автомобильную промышленность, её потенциал выходит далеко за эти рамки. В будущем она может найти применение в железнодорожном, авиационном, морском транспорте, промышленной автоматизации и робототехнике — везде, где нужны современные, безопасные и масштабируемые ОС.
Но приоритет ясен: «Сначала мы должны заложить прочный фундамент в автомобилестроении, — говорит Чоу. — Как только это будет сделано, мы сможем принять взвешенное решение о расширении».
Что касается Индии, Чоу отмечает, что рынок пока находится на ранней стадии, но сильная инженерная культура и инновационный потенциал могут в будущем поддержать локальную экосистему на базе IVOS.
Red Hat IVOS — это не просто ещё одна автомобильная ОС. Это попытка переосмыслить архитектуру транспортного средства как единую, облачно-ориентированную систему, где программное обеспечение развивается так же быстро, как и в мире IT.
С Linux на борту, автомобиль больше не будет «компьютером на колёсах» — он станет частью единой цифровой экосистемы, управляемой безопасной, открытой и сертифицированной платформой. И Red Hat намерен быть тем, кто заведёт двигатель.
Источник: https://www.eetimes.com/red-hat-pushes-safety-certified-linux-into-automotive-sector/
Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!