Если и есть технология, которая вызывает больший ажиотаж, чем искусственный интеллект (ИИ) на данный момент, то это конкретное применение ИИ — гуманоидные роботы. На самом деле, многие отраслевые обозреватели ожидают, что одно из самых больших преобразований на мировом рынке труда произойдет в результате разработки нового поколения роботов, в частности, в человеческом форм-факторе. Goldman Sachs, например, прогнозирует, что к 2035 году общий целевой рынок гуманоидных роботов достигнет 38 миллиардов долларов, причем значительная часть этого роста будет приходиться на использование этих роботов в структурированных средах, таких как производство.
Несмотря на весь нынешний ажиотаж вокруг гуманоидных роботов, до сих пор ведутся серьезные споры о дизайне гуманоидов. Один из них связан с их форм-фактором, в то время как другой фокусируется на их текущих способностях к человеческому взаимодействию.
Предположение о том, что придание роботу человеческого облика автоматически расширяет его функциональность, не является однозначным. Но есть веские аргументы в пользу того, почему это мощный форм-фактор:
- Большая часть мира адаптирована к человеческому форм-фактору (дома, магазины, фабрики), поэтому робот, работающий в этом мире, может только выиграть от наличия человекоподобного форм-фактора и мобильности.
- Поскольку люди преуспевают во взаимодействии с людьми, тезис заключается в том, что, если бы технология была разработана так, чтобы выглядеть как мы, нам инстинктивно было бы легче с ней взаимодействовать.
Почему производство является ключевым рынком для гуманоидов
Если посмотреть на ранние рынки гуманоидных роботов, то заводской цех выделяется как главный кандидат. Это связано с несколькими причинами, в том числе с тем, что заводские цеха, как правило, представляют собой более структурированную среду (в отличие от других, например, жилых помещений). Кроме того, задачи, выполняемые в этих условиях, часто изолированы, что облегчает обучение роботов выполнению конкретных задач в контролируемой, предсказуемой среде.
Вера в то, что заводской цех станет первым домом для гуманоидной робототехники, в значительной степени подтверждается количеством испытаний, проводимых в настоящее время производителями гуманоидных роботов. Например, автомобильные компании, в том числе BMW, Mercedes и Tesla, объявили о планах по тестированию человекоподобных роботов на своих заводах.
Ключевой способностью, которая остается недостаточно развитой у человекоподобных роботов, является человеческая интерактивность. Особая проблема наблюдается в отношении использования беглого разговорного языка для взаимодействия с людьми.
Причина, по которой этот вопрос так важен, заключается в том, что самым мощным преимуществом гуманоидного робота на заводе будет его способность взаимодействовать с окружающими его людьми. Эта синергия между человеком и роботом не только ускорит рабочие процессы, но и повысит производительность за счет поддержки людей в их работе.
Возможно, самая серьезная проблема, с которой сталкиваются производители человекоподобных роботов, заключается в том, что они, как правило, имеют традиционное прошлое в области робототехники. В то время как создание роботов, способных двигаться и выполнять задачи, является невероятным достижением, предоставление им возможности говорить, использовать невербальные сигналы, воспринимать окружающих людей и взаимодействовать с ними значимым образом, требует опыта в различных областях. Для развития этих интерактивных систем имеют важное значение такие дисциплины, как лингвистика, психология, взаимодействие человека и компьютера, нейробиология и машинное обучение.
К сожалению, эти навыки часто остаются изолированными от физического аспекта робототехники. Без этой возможности гуманоидные роботы, несмотря на свою человеческую внешность, рискуют оказаться в условиях, где люди, скорее всего, не присутствуют, упуская из виду одну из фундаментальных причин, по которой они разрабатываются сегодня.