Фильтр по тематике

Обзор инновационных разработок электронных модулей в области робототехники

Продолжая тему инновационных разработок в сфере электроники в 2023 и последующих годах, невозможно оставить без внимания сегмент робототехники, который связан причинно-следственным образом с современными технологиями, как «мать и дитя». Электронные модули (ЭМ) в робототехнике имеют значительный потенциал развития. О том, как робототехнические системы на основе ЭМ могут быть использованы для повышения безопасности, эффективности и устойчивости разных операций, в том числе в агрессивных средах и в экстремальных условиях, поговорим в статье.

Технологии IoT применяется повсеместно, однако мы знаем, что эта сфера в основном развивается за счёт совершенствования датчиков различного назначения, коммуникации и передачи (анализа) информации. И есть область, где в соответствии с вызовами времени необходимо заменить человека: там, где нужно совершать механические действия, превосходящие человеческие возможности. 

Развитие робототехники в последние годы активизировалось именно в этом направлении: в обиход санкционированно внедряются интегрированные в системы электронные устройства с ИИ, способные к автономной работе в течение десятков часов, обладающие механическим приводом. Все три фактора, но особенно механический привод, – важная составляющая развития робототехники, направление её бесконечного совершенствования. Причём такие системы оснащены современными датчиками, элементами фиксации данных, высокоскоростной цифровой связью, делающими их частью так называемого Интернета вещей – IoT.

Простые примеры несомненной пользы автоматизированного и управляемого дистанционно или даже автономно с помощью ИИ механического привода – устранение помех на дороге, завалов, последствий аварий, разминирование и различные бытовые задачи вплоть до открывания дверей. Электронный швейцар, которому не нужно давать чаевые, – весьма известная концепция. Электронная собака, кошка или иное домашнее животное – крайне популярная идея. Не за горами время, когда охотиться на медведей будут электронные медведи (в сопоставимом визуально обличье), и такая охота, с одной стороны, будет много эффективней по результату, а с другой – не потребует участия биотехнии (термин охотничьего хозяйства) для прикормки животных; таким образом, не придётся засевать периферийные участки поля овсом – признанным лакомством медведей. Это лишь один из примеров гипотетической экономии ресурсов. Для человека-охотника перспектива тоже понятна. Если согласно доступным в литературном наследии откровениям писателя Юрия Рытхэу (Чукотский АО) в середине ХХ века охотник ходил в лес с телефонной будкой, а завидев матёрого кабана, медведя или волка, тут же бросал её, и тогда бежать ему становилось легче, теперь вообще не понадобится ходить в лес на охоту: добычу принесут и разделают электронные животные-помощники. Впрочем, я люблю животных и не очень приветствую охоту на них – пример напросился только для иллюстрации. Современная робототехника на основе новейших электронных модулей очень перспективна.

Инновационная элементная база

Затруднительно в одной статье охватить все новинки, остановимся лишь на наиболее важных для отрасли. 

Появилось дополнение в серии приёмных модулей GNSS (глобальной навигационной спутниковой системы) от швейцарской компании u-blox MIA-M10. Это энергоэффективное решение для контроля перемещения объектов. Модуль поддерживает GNSS-сервис u-blox AssistNow и сервис u-blox CloudLocate, который переносит расчёт местоположения в облако, что из-за меньшего расхода энергии продлевает срок службы IoT-устройств. В практических вариантах разработчиком заявлены возможности применения модуля не только в робототехнике, но и, например, для отслеживания перемещения людей, в логистике – потребительских товаров, автомобилей, в хозяйстве – домашних и фермерских животных, в природопользовании для изучения миграции диких животных и птиц, а также во многих иных случаях. ЭМ со сверхнизким энергопотреблением, системой подзарядки от энергии солнца и аккумулятором обеспечивает работу до полугода при благоприятных условиях. 

Сверхнизкое энергопотребление без ущерба характеристикам GNSS ведёт к увеличению в почти два раза времени автономной работы. Баланс между точностью позиционирования, стабильностью, возможностью работы в условиях различных температур и (или) агрессивных сред и энергопотреблением – перспективная задача разработчиков современной элементной базы РЭА. Корпус MIA-M10 размером 4,5×4,5 мм даёт возможности для компактных решений. Такой форм-фактор примерно в два раза меньше, чем условные аналоги модуля, выпускавшиеся ранее. Таким образом, отметим ещё одну важную тенденцию: робототехника, имея зависимость от форм-фактора составляющих устройство модулей, стремится к минимизации размеров. 

Устройства u-blox семейства M10 обладают высокой радиочастотной чувствительностью для качественного и стабильного позиционирования по времени и месту. К примеру, модуль MIA-M10 одновременно принимает информацию от четырёх групп GNSS (GPS, Galileo, BeiDou и ГЛОНАСС), что обеспечивает максимальную доступность и качество приёма спутникового сигнала. В сочетании с радиочастотной чувствительностью надёжное позиционирование обеспечивается компактной (буквально миниатюрной) антенной, но при этом без потери связи в условиях слабого сигнала, что актуально в массовой городской застройке или, к примеру, в ситуациях несанкционированного глушения радиоволн ангажированными лицами или сообществами в формате нарушения связи и в контексте радиоэлектронной борьбы.

Сильноточный интеллектуальный оптоизолированный драйвер для управления затворами IGBT и MOSFET в оконечных и силовых узлах универсального назначения в 2022 году выпустила в серию Toshiba Electronics Europe. Двухтактный выход TLP5212 с низкой задержкой 250 нс и разбросом задержек распространения сигнала между транзисторами не более 150 нс делает устройство пригодным для высокоскоростных приложений. Диапазон рабочих температур драйвера составляет от –40 до +110°C, что обеспечивает возможность использования в промышленном оборудовании, работающем от возобновляемых источников энергии, и в системах для военпрома. Такой результат достигнут благодаря ИК-светодиоду специальной разработки Toshiba, предназначенному для работы в широком диапазоне температур, в том числе в «суровых» условиях. 

Драйвер предназначен для управления затворами IGBT и MOSFET током до 2,5 А, что положительно оценили и активно используют разработчики робототехники в подвижных узлах с электродвигателями и электропневматическими цилиндрами. Кроме того, защита модуля от токовой перегрузки позволяет применять его в инверторах бесперебойного питания, сервоприводах переменного тока, фотоэлектрических преобразователях и системах питания. Реализованный функционал инновационной защиты от перегрузки основан на контроле выхода транзисторов из состояния насыщения, активном подавлении ёмкости Миллера. 

Независимые выводы модуля UVLO (пониженное входное напряжение) и FAULT (неисправность) дают перспективу разработчику реализовать на основе модуля законченную конструкцию без надобности в других совмещённых системах защиты оборудования. Двухтактный выходной каскад с двумя n-канальными MOSFET обеспечивает совместимость со спецификациями различного промышленного оборудования, созданного по разным стандартам и ТУ. Это снижает системные расходы на выявление неисправностей и защиту, экономит место в корпусе робота. Для восстановления TLP5212 после срабатывания защиты требуется подача сигнала на специальный вывод драйвера. Ещё один усовершенствованный модуль TLP5222 с автоматическим возобновлением работы после перегрузки ожидается в серии с 2023 года.

На рис. 1 представлена типовая схема включения при использовании положительного источника питания затвора, детектирования DESAT, схемы активного зажима зеркала.

На рис. 2 представлена типовая схема включения модуля TLP5222 с отрицательным источником питания затвора внешнего буферного транзистора при использовании обнаружения DESAT.

Подробные характеристики модуля можно уточнить в [9].

Новый модуль выпускается в корпусе SO16L с размерами 10,3×10×2,3 мм, что позволяет использовать его в условиях ограниченного пространства. Соблюдены требования к высокому уровню безопасности: напряжение изоляции – 5000 В. 

Перспектива современной робототехники, или гибкий скоростной робот

Перспектива развития робототехники прямо связана с разработками запрограммированных возможностей роботов, внедрения ИИ на уровне практического представления об объекте, а это не столько сбор данных посредством «умных» датчиков различного назначения, но и автономный анализ данных без (или с минимальным) участием удалённого сервера. Автономность робота влияет на его эффективность, которую условно можно назвать быстродействием, ибо нет рисков потери связи с сервером и технической задержки при передаче информации. Качественный робот должен уметь смотреть, слушать, нюхать и сканировать, чтобы определить ситуацию почти как человек – некий аналог мобильного инспектора с функционалом механического воздействия. Такова перспектива развития отрасли.

К примеру, интеллектуальный робот-мобиль CrowBot BOLT основан на беспроводном микроконтроллере ESP32, предназначенном для программирования робота в формате Arduino или MicroPython [8]. А пока группа исследователей из университета Йоханнеса Кеплера (Австрия) создала серию малых электромеханических роботов с четырьмя лапами, взяв в качестве прообраза гепарда.. Анонсированы функции ходьбы, бега, прыжков и плаванья. При этом все движения выполняются с очень высокой скоростью по отношению к малым размерам этих роботов. Такое не снилось даже писателю Лескову («Левша») и коллективу тульских оружейников, подковавших «аглицкую блоху».

Создание миниатюрных роботов является сложным делом из-за отсутствия высокоскоростных приводов необходимых размеров. Инновация в том, что привод воплощён в мягком и гибком «теле» робота на основе эластичного полимерного материала с применением резины и условных ЭМ-катушек в виде проводников из проводящей ток металлизированной пленки. Для этого конструкторам понадобился 3D-принтер и 3 года исследований и промежуточных экспериментов. Конструкция управляется при помощи электрического тока и магнитного поля. В соответствии с импульсным воздействием электрического тока на условную обмотку катушки эластичный материал скручивается в U-образную форму и разгибается. Управление катушками осуществляется при помощи датчиков и микроконтроллера, дающего команду движения конечностям и регулирующим скорость. Благодаря этому миниатюрного робота заставили сгибаться и выпрямляться в горизонтальной плоскости (рис. 3). Соответствующее воздействие управляющими импульсами слабым электрическим током на ЭМ-поле вокруг катушек приводит к разной частоте колебаний полимера и, таким образом, развитию скоростных перспектив.
 
Для сравнительных способностей миниатюрных роботов исследователи приняли за единицу скорости условно новый термин «длина участка изменения тела за 1 секунду» (body lengths per second, BL/с), что позволило формализовать признаки скорости и сопоставлять возможности разных роботов, неживых, да и живых существ, при необходимости, тоже. К примеру, типичный гоночный автомобиль в классе «Formula-1» может двигаться со скоростью 50 BL/с. Бегущий гепард развивает скорость 20–30 BL/с. В этом примере, разумеется, надо учитывать, что металлический кузов автомобиля не может изгибаться, как подвижная полимерная основа. Данные эксперимента опубликованы в [5]. Состоявшееся и признанное успешным тестирование миниатюрных роботов «размером с почтовую марку» показало их возможности в развитии скорости на почти идеальной поверхности до 70 BL/с. Это в эксперименте. А оснащённые собственной батареей и микроконтроллером роботы перемещаются со скоростью до 2,1 BL/с. Скорость в воде при почти идеальных условиях (безветрие и отсутствие шторма) зафиксирована до 4,8 BL/с.

Иллюстрация «австрийской» модели миниатюрного робота, которому мы посвятили описание, представлена на рис. 4.

Самым быстрым среди роботов всех размерных классов остаётся MIT Cheetah 2 – четвероногий «гепард», способный развивать скорость 6,4 м/с, что выше средней скорости велосипедиста. Подробно о классе миниатюрных, гибких и скоростных роботов написано в [5]. Видеопрезентация движения основы миниатюрного робота на эластичных материалах представлена в [7].

Несомненный «плюс» рассмотренной модели в мобильности и гибкости при преодолении препятствий. Как правило, все созданные ранее роботы с возможностью быстрого передвижения были большими и сложными устройствами. Это одна из проблем робототехники, стремящейся к минимизации форм, – как в своё время часы-хронометры из массивных методом технического усовершенствования деталей-элементов преобразились в миниатюрные. Таков один из аспектов развития интеллектуальных активов в широком смысле. Это ожидает и разработки в области робототехники в ближайшие десятилетия XXI века.

Тем временем «робот-собака» ещё в 2019 году поступил в продажу [3]. 

Он создан на основе разработок в Массачусетском университете в 2015 году. Этот робот с интересными функциями и с развитым механическим приводом предназначен для промышленного использования.

Среди роботов, продемонстрированных на конференции Aker BP 11 февраля 2020 года, четвероногий экземпляр, разработанный Boston Dynamics [2]. После презентации и получения роботов несколько компаний, в том числе Cognite, специализирующаяся на разработках ПО для ИИ, и Aker BP, протестировали модели в нефтегазовых средах. Были сделаны выводы о том, что такие роботы, напоминающие собак или животных, подходят для контроля оборудования в труднодоступных местах и на удалённых объектах. Иллюстрация одной из таких моделей представлена на рис. 5.

К роботу задуманы приложения-аксессуары: например, для противоскользящего эффекта при передвижении к конечностям прикрепляют игольчатые аналоги ледоступов. Видеопрезентация «робопса» представлена в [6].

Импортозамещение в любезном нашем Отечестве

По сообщениям ведущих новостных агентств, 2 декабря 2022 года на II Конгрессе молодых учёных в технопарке «Сириус» под эгидой Сбера презентовали «робокота» с некоторыми функциями живого: мурлычет, изгибаясь, отвечает на поглаживание, ласку; сверкает глазами, умеет ходить и бегать. Очень похож на настоящего, только без функционала размножения [4]. Изображение робота-кота образца 2022 года представлено на рис. 6.

Он «обрёл жизнь» в рамках академического проекта, а основа модульной схемотехники – открытая китайская платформа-конструктор.

Эксплуатация и профилактическое обслуживание роботов в промышленных условиях

Изучение потенциала робототехники в промышленности, в частности в нефтегазовой отрасли, приводит к выводам, что современному автономному устройству требуются мобильность и гибкость в преодолении препятствий. Тенденцию к развитию имеет направление в оснащении роботов – прообразов животных с полезными нагрузками датчиков LIDAR для последующего создания 3D-моделей или цифровых двойников. Это позволяет незаменимым пока людям-операторам виртуально обследовать труднодоступные объекты из безопасного удалённого места. Что касается нагрузочной способности, то модели, представленные на рис. 4 и 5, имеют такие возможности. По сути, это условно «грузовые» роботы. Они могут нести на корпусе до 14 кг дополнительного оборудования. При этом скорость передвижения, как показали тесты, снижается незначительно.

В нефтегазовой промышленности сосредоточены потенциально опасные объекты с разным функциональным оборудованием, нуждающемся в постоянном контроле. Три основных приоритета стабильности предприятия: безопасность, надёжность и эффективность. В ситуации, когда робот находится на удалённом объекте, считывая показания датчиков, он собирает и формализует пакеты цифровых данных о том, как работает оборудование. Робот-помощник может выполнять широкий спектр инспекционных задач на промышленных объектах, что повышает безопасность, надёжность и эффективность деятельности предприятия.

Среди решаемых задач – работа в условиях с повышенным риском для обеспечения максимальной безопасности людей. Так можно снизить риск для проверок в зонах с высоковольтными трансформаторами. Как частный случай, этим может заинтересоваться отечественная компания РЖД и её дочерние предприятия. Травматическая опасность на объектах транспорта сохраняется на высоком уровне. Условно говоря, охрана труда не поспевает за научно-техническим прогрессом. Как были случаи поражения электрическим током от подвесной контактной сети на ж. д. (при проверке и контроле уровня наполненности цистерн и опломбирования верхних люков), так и остаются. Вместо человека, подверженного эмоциональным реакциям на вызовы времени, настроению, забывчивости, робот сделает ту же неквалифицированную работу быстро и чётко. Робот уместен в качестве первого «проверяющего» во время чрезвычайных ситуаций, сбора визуальной информации, помогающей подготовить группы реагирования, состоящие из людей или других роботов.

Контроль объекта с помощью робота подходит для ситуации с периодическим отключением оборудования. Когда оборудование работает в штатном режиме, достаточно его контролировать визуально: по датчикам и параметрам, анализируемым компьютером. При этом робот вполне заменит несколько разных датчиков контроля, от визуальных до запаха газа, что актуально в соответствующей области. Но когда оборудование отключают для регламентных работ, обновления элементов системы, ремонта или для устранения последствий аварии, ситуация может меняться динамично. Для людей это деятельность с условно более высоким риском. Робот в данном случае используется как электронный субъект наблюдения с высокой мобильностью и возможностью моментальной передачи данных оператору.

Что обеспечит робот?

Считывание показаний датчиков и приборов на их основе, обнаружение утечек, обнаружение шумовых аномалий, тепловизионный контроль, обнаружение газа и общий удалённый контроль системы. К примеру, контроль аналоговых датчиков вместо визуального осмотра человеком можно перепоручить мобильному роботу, а считанные и формализованные (что удобно для сравнения и обработки) в цифровом виде данные представляют лучшую форму отчётности, чем составление её человеком-оператором. Контроль утечек субстанций в жидком или газообразном виде, аналитический контроль звуков, посторонних шумов, в том числе при срабатывании датчиков аварийной сигнализации, – всё это теперь дело интеллектуального робота, осуществляемое с помощью видеокамер, микрофонов, газоанализаторов, других периферийных устройств. Новые возможности позволяют высвобождать сотрудников для выполнения задач более высокого уровня, при этом сохраняя кадры в целости и безопасности для других, «неавтоматизированных» профессиональных действий. В нынешних экономических условиях увеличение производительности труда крайне важно. Ибо много времени на любом производстве тратится на регулярный инструктаж и обеспечение безопасности труда. Среди возможных сфер применения роботизированной дистанционной инспекции считывание показаний датчиков различного назначения, проверка корректного функционирования и изоляции электро- и пневматических клапанов (электрооборудования в целом) – всё это заменяет квалифицированное человеческое участие.

Способность ориентироваться в автономном режиме

Способность ориентироваться «электронными инструментами» практически на любой местности – большая ценность нашего «альтернативного помощника». Даже условно «древние» роботы на гусеничной платформе, каков, к примеру, робототехнический комплекс разминирования модели «Уран-6», применяемый в войсках и оперативных службах по обезвреживанию взрывчатых веществ мощности 60 кг тротилового эквивалента, хоть и работают уверенно по гравийной поверхности, имеют недостатки загрязнения при воздействии влаги и грязи. Кроме того, их вес около 6 т. Для решения тех же задач представляются гораздо удобнее инновационные робототехнические разработки: быстрые, манёвренные, лёгкие и, возможно, даже одноразовые.

При этом общий успех зависит от условий конкретного помещения, его площади, объёма, участков открытой дистанции или пересечённой местности, труднодоступных мест в оборудовании больших терминалов (не только складских) и покрытий, которые затруднительны для преодоления колёсной техники. Тем более в условиях пересечённой местности, что неизбежно при технических катаклизмах, авариях большого масштаба. Добраться до таких мест быстро не получится. Или вообразите себе завод с огромной территорией, где оборудование размещено на большой площади, полигон для испытаний в 3–5 километров. Пока доедешь, солнце зайдёт за горизонт, и рабочий день закончится. Скорость движения робота с имитацией «лап гепарда», в отличие от колесных платформ, намного выше, есть возможность управляемых прыжков, есть гибкость применения в разных средах, поэтому он эффективен в результате.

Когда недостаточно одного

Чтобы роботизированные электронные системы были эффективными, их нужно много; не получается на большом производстве решить задачи одним только «электронным помощником-инспектором». Не только навигация, но и, главным образом, большие расстояния между терминалами и точками «контроля» дают предпосылки к «разведению» нескольких десятков подобных роботов, которые при необходимости могут дублировать друг друга, повышая устойчивость системы и производства к разным рисковым факторам.

Действительно, такая «электронная псина о четырёх лапах» может взбираться на каменные сваи, преодолевать разноуровневые участки, ходить и бегать по бетону, асфальту и гравию. Для современной робототехники почти не существует нерешаемых задач, постепенно мы в этом убедимся. Некоторые исключения изложены в результирующей части обзора. Тем не менее всё предусмотреть невозможно, и в разных условиях приходится решать конкретные задачи. К примеру, на производстве, где много металлических профилей, ограждений, лестниц и сеток, первые экземпляры роботов «теряли бдительность», воспринимая «картинку» неоднозначно. Эти проблемы решаются доработкой ПО. Компании-разработчики из Woodside и Boston Dynamics регулярно обновляют программное обеспечение и совершенствуют систему. Удобство платформы и ПО для пользователя – одна из важнейших задач робототехники.

Выводы

Безопасность жизнедеятельности человека и производства отныне можно доверить роботам. Рассмотренным моделям и примерам присущи мобильность и гибкость преодоления препятствий. Такие способны перемещаться практически по любой местности. Но и их нужно кому-то контролировать.

Робототехника даёт разработчикам и потребителям многофункциональный набор инструментов, расширяющий возможности человека, окрыляет мыслью, что мы можем делать то, о чем раньше даже не мечтали. Однако важно не забывать о сути человеческой жизни, натуральной коммуникации, участии, сострадании к другому. К сожалению, одна из проблем современного социума в том, что у людей нет опыта критического мышления, этому просто не учат. В течение десятилетий, а может быть, и столетий, такого социального опыта не было. В наше время человек с лёгкостью уходит в социальные сети, в сферу развития робототехники, обособляясь от натуральных контактов, при этом, несомненно, теряет в духовности и участии. В старину на Руси говорили не «я тебя люблю», а «я тебя жалею». Этого человеческого участия в робототехнике в обозримом будущем не предвидится. Как сказано у С. Лема (на основе произведения были поставлены несколько версий фильма «Солярис»), мы единственные разумные существа, осознающие, что жизнь конечна. Искусственный интеллект пока не достиг такого уровня. Предлагаю об этом помнить и ценить друг друга.

Литература

  1. Манёвренный мобильный робот Boston Dynamics. URL: https://www.bostondynamics.com/products/spot.
  2. Изучение потенциала робототехники в нефтегазовой отрасли. URL: https://akerbp.com/exploring-the-potential-of-robotics-in-the-oil-and-gas-industry/
  3. Брехер Х. Робот-собака о четырёх лапах. Сайт Boston Dynamics. URL: https://www.notebookcheck.com/Boston-Dynamics-Spot-Der-professionelle-Robo-Hund-geht-in-den-Verkauf-....
  4. Презентация «Робокота» на II Конгрессе молодых учёных. Новость от 02.12.2022. URL: https://ria.ru/20221202/robokot-1835885016.html.
  5. Губайловский В. Созданы самые быстрые среди миниатюрных роботов. URL: https://www.techinsider.ru/technologies/news-1551012-sozdany-samye-bystrye-sredi-miniatyurnyh-roboto...
  6. Видео перспектив «робопса». URL: https://www.youtube.com/watch?v=wlkCQXHEgjA&t=12s.
  7. Видеоиллюстрация движения основы миниатюрного робота на эластичных материалах. URL: https://www.ridus.ru/sozdan-myagkij-i-gibkij-robot-kotoryj-begaet-bystree-geparda-386564.html.
  8. Автомобиль-робот CrowBot BOLTURL. URL: https://www.cnx-software.com/2022/12/05/getting-started-review-crowbot-bolt-education-smart-robot-ca...
  9. Новинка. Модуль TLP5222 с автоматическим возобновлением работы после перегрузки. URL: https://toshiba.semicon-storage.com/info/TLP5222_datasheet_ja_20220722.pdf?did=143285&prodNa....
Комментарии
Рекомендуем
Электронные датчики и радары  в системе беспроводной связи ОТА, LOP и E-peas электроника

Электронные датчики и радары в системе беспроводной связи ОТА, LOP и E-peas

В будущем разработчиков РЭА ожидает эра «одноразовых» устройств: «установил и забыл» – надёжные, устойчивые к внешним воздействиям среды, но не предназначенные для ремонта. Одна из важных решаемых задач – сочетание сбора энергии из среды, её преобразование в электрическую и применение датчиков и микроконтроллеров с крайне низким энергопотреблением. В сочетании с технологиями E-peas (Electronic portable energy autonomous systems – автономные портативные электронные системы), LOP (с низким энергопотреблением) и решениями NXP возникают перспективы датчиков положения, давления и измерения сопутствующих величин от OEM-производителей. С аппаратными настройками и масштабируемостью производительности РЭА в формате процессоров S32R с исключением ошибок в передаче данных аналогового и смешанного сигнала беспроводным способом на небольшие расстояния. В статье представлены примеры системных решений для организации и управления питания датчиков РЭА, задействованных в беспроводной передаче данных, сетевых технологиях и транспортной технике с беспроводной сетью ОТА (Over-the-air – по воздуху).
15.04.2024 СЭ №4/2024 593 0

ООО «ПРОСОФТ» 7724020910 2SDnjdbfYK3
ООО "ГЕОЛИНК НЬЮТЕК" 7710494607 2SDnjcdM65f
ООО «ПРОСОФТ» 7724020910 2SDnjdbfYK3