Рассмотрен программно-аппаратный комплекс новой системы управления электромеханизмами купола зеркального телескопа им. Г.А. Шайна как подсистемы разрабатываемой комплексной автоматизированной системы. Сформулированы основные требования, предъявляемые к системе. Представлены некоторые результаты натурных испытаний.
Зеркальный телескоп имени академика Г.А. Шайна (ЗТШ) – крупнейший оптический телескоп на Украине (диаметр главного зеркала 2,6 метра, рис. 1) – был построен Ленинградским оптико-механическим объединением для НИИ «Крымская астрофизическая обсерватория» в 1960 году [1].
ЗТШ – это универсальный инструмент для самых разнообразных астрофизических исследований. За полувековой срок службы на нём был получен целый ряд важных научных результатов.
Созданный в середине ХХ века, он был третьим телескопом в мире по размеру главного зеркала и в техническом отношении являлся инструментом на уровне того времени. За прошедшие десятилетия регистрирующие и анализирующие приборы, установленные на телескопе, неоднократно обновлялись, что позволяет и сегодня успешно выполнять наблюдения на телескопе по ряду важнейших научных программ. Однако система управления телескопа, разработанная на основе электромеханических и электровакуумных компонентов, оставалась неизменной с момента создания. При проектировании новой автоматизированной системы управления (АСУ) основной задачей являлась максимальная автоматизация наблюдений на телескопе, что потребовало использования накопленного на сегодняшний день опыта автоматизации больших телескопов и промышленных процессов.
АСУ предназначена для управления работой, которую невозможно или неэффективно выполнять с необходимой скоростью и точностью без её применения. Кроме того, АСУ должна помочь принимать обоснованные решения в тех или иных ситуациях и сводить к минимуму опасность ошибочных действий персонала, а в идеале – и вовсе их предотвращать. Целесообразность внедрения АСУ определяется множеством факторов как экономического (например, энергоёмкость), так и технического (скорость принятия решений, повышение точности системы и т.п.) характера.
На основе анализа современного состояния в области автоматизации и предлагаемых промышленностью компонентов предложена структура новой автоматизированной системы управления ЗТШ. Она содержит большое число взаимосвязанных элементов, которые условно могут быть объединены в следующие одноуровневые подсистемы управления: рефлектором, положением диагонального зеркала, электромеханизмами купола, фокусировкой, фотогидом.
К настоящему времени разработана, изготовлена и внедрена система управления электромеханизмами купола (рис. 2), описанию которой и посвящена статья.
Система предназначена для управления положением купола по произвольному закону в режиме регламентных работ, а также для управления положениями забрала и створок (закрыто, приоткрыто, открыто). В режиме синхронизации система ориентирует центр щели купола в направлении оптической оси трубы телескопа, при этом она превращается в систему автоматического управления.
Положение рефлектора измеряется с помощью датчиков часового угла и угла склонения. Поскольку рефлектор не имеет как таковых осей часового угла и склонения, многооборотные абсолютные датчики установлены на осях червяков механизмов главного привода (коэффициент редукции 720). Дискрет датчика, приведённый к оси рефлектора, составляет 0,22 угловой секунды (точность старой системы управления в лучшем случае составляла 10 угловых секунд). В качестве датчиков использованы поворотные шифраторы AVM58 компании Pepperl+Fuchs [2, 3], работающие совместно с многофункциональной платой APCI-1710 фирмы ADDI-DATA [4], установленной на шине PCI управляющего компьютера. Информация о предельных положениях рефлектора вводится через модуль дискретного ввода ADAM-4053 компании Advantech [5, 6].
Объект управления представляет собой вращающийся купол ЗТШ с расположенными на нём раздвижными створками и забралом. Масса купола составляет 240 тонн, диаметр – 22 м. Угол поворота купола в азимутальной плоскости ограничен конструкцией и может изменяться в пределах от –235 до +315°. Конструктивные особенности ЗТШ допускают максимальную величину рассогласования центра щели купола и продольной оси трубы рефлектора до 5°. Этим значением ограничивается максимально допустимая погрешность системы управления при синхронизации купола с рефлектором.
В качестве приводов купола использовались три исполнительных двигателя постоянного тока, управляемых от электромашинных усилителей и расположенных по окружности через 120° [1, 7]. В результате каждый из двигателей воспринимает треть общей нагрузки. Передача вращения от каждого из трёх электродвигателей к поверхности катания купола осуществляется через силовой редуктор, заканчивающийся ведущим катком, обеспечивающим фрикционное соединение с поверхностью катания. Таким образом, двигатели установлены неподвижно на башне, а вращение купола осуществляется посредством трёх ведущих катков (рис. 3а).
В качестве двигателей новой системы применены асинхронные электродвигатели общепромышленного типа АИР-112. Вместе с усилителями мощности (инверторы Hyundai N100) они обеспечивают параллельную работу двигателей (максимальная скорость вращения купола Ωmax = 2,4°/с). Программируемый логический контроллер (ПЛК) инвертора защищает двигатель от всех аварийных режимов, механических и электрических перегрузок. Для учёта инерционных свойств объекта управления в память ПЛК заносятся значения времени разгона и торможения двигателей.
Приводы забрала и створок работают фактически в релейном режиме (открыто/закрыто). Привод забрала предназначен для открывания забрала перед началом наблюдений или регламентных работ и закрывания его после завершения работ или наблюдений, а также при вынужденном прекращении тех или иных работ из-за выпадения осадков. Условие обязательного закрывания забрала при выпадении осадков вызвало необходимость дублирования электродвигателя. При выходе из строя основного электродвигателя закрывание забрала происходит от резервного электродвигателя [7].
Приводы раздвижных створок предназначены для открывания и закрывания створок. Каждая из створок (левая и правая) имеет индивидуальный привод. Приводы забрала и створок со своими редукторами расположены на подвижной части купола (рис. 3б). Электрическая связь с неподвижной частью осуществляется через кабельную галерею. Информация о положении и состоянии механизмов купола от датчиков через устройство гальванической развязки поступает на модуль ввода дискретных сигналов ADAM-4053. Управление электроприводами осуществляется через модуль вывода дискретных сигналов ADAM-4060. Для согласования и гальванической развязки выходных сигналов модуля со схемой управления приводами разработана плата реле.
Измерение углового положения купола производится с помощью датчика азимута купола. Вследствие невысоких требований к точности в качестве датчика использован абсолютный шифратор EP50S8 фирмы Autonics [8]. Информация об угле поворота вала шифратора представляет собой 10-разрядный двоично-десятичный код. Вес младшего разряда равен 0,35°. Связь датчика с компьютером осуществляется через модуль ввода дискретных сигналов ADAM-4053. Так как полный угол поворота купола составляет 550°, а датчик однооборотный, необходим промежуточный редуктор с передаточным числом не менее 1,53. В существующей конструкции связь шифратора с куполом осуществляется через цевочное зацепление и дополнительный понижающий редуктор. Общее передаточное отношение равно 1,71. Такая величина редукции позволит измерять угол поворота купола с дискретностью 0,6°. Этого вполне достаточно для уверенной синхронизации купола с рефлектором, что и подтвердили натурные испытания.
Объединение компонентов системы управления в единую схему реализовано на основе промышленной информационной сети. Использован наиболее распространённый тип сетевой топологии – общая шина [9, 10]. Её основные преимущества – простота и дешевизна, лёгкость переконфигурирования. Общая шина не боится отключения или подключения устройств во время работы. Применение такого интерфейса позволило увеличить помехоустойчивость системы и значительно упростить кабельную сеть. Общая шина хорошо подходит для распределённых объектов (трассы, соединяющие компоненты системы в башне телескопа, достигают 100 метров, а общая длина сети приближается к 1 километру). Она легко модифицируется в топологию звезды. Также естественным образом происходит добавление новых устройств, количество которых практически неограниченно. С «электрической» точки зрения этот интерфейс выполнен по стандарту
RS-485 [11]. В качестве среды передачи данных и для подводки питания к узлам и компонентам применён кабель фирмы Belden [12].
Элементы системы управления по конструктивным и функциональным соображениям расположены в шести территориально разнесённых шкафах. Информационная сеть системы последовательно обходит все программно-управляемые компоненты системы (рис. 4).
Управляющий компьютер вместе с дисплеем, клавиатурой и мышью образуют автоматизированное рабочее место в помещении центрального пульта управления (ЦПУ). В шкафу РС (Box1), расположенном в непосредственной близости от компьютера, размещены преобразователь интерфейса RS-232/ RS-485, модуль питания периферийных элементов, информационная шина SSI датчиков AVM58 углового положения рефлектора и две кнопки включения и выключения всей системы. От этого шкафа информационная сеть образует два луча: к системе управления рефлектором и к системе управления электромеханизмами купола. Первым сетевым устройством на пути к системе управления электромеханизмами купола является шкаф управления забралом/ створками (Box2), расположенный тоже в помещении ЦПУ. Размещённые в нём компоненты через коммутационные коробки управляют приводами забрала и створок.
Шкаф управления приводом купола (Box3) расположен в подкупольном помещении башни. Его назначение – контроль перегрузок и управление подачей силового питания к шкафам управления двигателями. Эти шкафы (Box4, Box5, Box6) с установленными в них инверторами и тормозными устройствами размещены каждый непосредственно около своего двигателя (M1, M2, M3).
Там же установлен блок датчика азимута купола (Box7), содержащий шифратор, модуль ADAM-4053 и дополнительный редуктор.
Направления осей вращения купола и рефлектора ЗТШ совпадают с направлениями осей в горизонтальной (азимутальной) и экваториальной системах координат соответственно. Для управления куполом важна только одна значимая координата – азимут. В связи с этим для решения задачи синхронизации купола с рефлектором необходим перевод координат рефлектора из экваториальной системы координат в азимутальную систему координат. Этот переход совершается в соответствии со следующими известными уравнениями [13, 14]:
tg (A) = sin (t) / (cos (t) sin (φ) – tg (δ) × cos (φ)),
cos (z) = sin (φ) sin (δ) + cos (φ) cos (δ) × cos (t),
где A, z – азимут и зенитное расстояние;
t, δ – часовой угол и склонение;
φ – широта места установки телескопа.
По этим уравнениям построены зависимости азимута от часового угла (рис. 5) для объектов с различными склонениями для широты Крымской астрофизической обсерватории (44,728°). Теоретически азимут может изменяться в пределах от –180 до +270°, что укладывается в физические пределы угла поворота купола.
В плоскости горизонта интересующая нас погрешность будет равна разности азимутов рефлектора AR и купола AD (рис. 6: здесь O – точка расположения наблюдателя, OZ – направление на зенит). В общем случае она является углом между оптической осью рефлектора OR и плоскостью середины щели купола (OZDAD). Назовём этот угол x ошибкой по направлению.
Из рис. 6 видно, что ошибка по направлению является более информативной, так как фактически указывает на отклонение купола от оптической оси рефлектора, а не от её проекции на горизонт, причём
sin (x) = sin (z) sin (α),
где x – ошибка по направлению (∠ROD), z – зенитное расстояние рефлектора, α – разность азимутов рефлектора и купола.
В ходе всестороннего анализа эксплуатационных потребностей, учитывая необходимость обеспечить высокую надёжность системы управления, сформулирован ряд требований к программному обеспечению (ПО):
Для создания ПО были применены платформа Microsoft .Net Framework 4.0 и основной для неё язык программирования – C#. Для построения графического интерфейса использовался пакет Windows Presentation Foundation. В целом это дало возможность за сравнительно короткие сроки создать отказоустойчивую и одновременно достаточно быструю программную среду с легко осваиваемым интерфейсом пользователя. Копия экрана дисплея управляющего компьютера, сделанная при неинициализированном оборудовании, но дающая общее представление о средствах пользовательского интерфейса, представлена на рис. 7.
Как видно, рабочая область экрана разделена на несколько функциональных частей. Сверху расположены элементы управления самой программой и информационные поля.
При нажатии кнопки «ПУСК» программа проводит инициализацию всего оборудования контура управления, а в случае автоматической работы ещё открывает забрало, а затем и створки, после чего начинает синхронизировать купол с рефлектором. После нажатия кнопки «ОСТАНОВ» на все элементы системы подаётся команда останова, а в автоматическом режиме сначала закрываются створки и забрало. На каждом этапе ведётся проверка на возникновение ошибочных или аварийных состояний, и в случае появления таковых проводятся попытка экстренного завершения всех процессов и отмена запуска алгоритма управления.
Ниже на экране расположены области, доступные только после успешного запуска алгоритма управления. Первая из них предназначена для вывода информации о текущем положении и скорости рефлектора. Информация представлена в трёх сферических системах координат: первой и второй экваториальной и горизонтальной топоцентрической. При этом часовой угол, соответствующая скорость и прямое восхождение отображаются как в градусной, так и в часовой мере.
Вторая область содержит органы управления куполом, забралом и створками, которые доступны только в ручном режиме алгоритма. Там же находятся индикаторы питания и индикаторы состояний системы, в том числе и аварийные. Справа выводится информация о величине угла поворота купола и об ошибке управления в двух вариантах – по азимуту, что является разностью между азимутами рефлектора и купола, и по направлению.
Для забрала и створок органы управления позволяют задавать направление движения (открыть или закрыть) и остановку в любом положении. Для купола предусмотрены три режима работы, которые становятся доступными только после подачи питания на его приводы. Первый режим – «Синхронизация» – предназначен для совмещения середины щели купола с оптической осью рефлектора, что соответствует автоматическому режиму алгоритма управления. Второй режим – «Скорость» – служит для поворота купола на неопределённый угол, но с заданной скоростью. Третий режим – «Азимут» – используется для поворота купола на заданный угол с максимально возможной скоростью.
На рис. 8 приведены результаты измерений переходных характеристик системы. Измерялась реакция системы на различные величины (от 1 до 30°) ступенчатых входных возмущений.
По оси ординат отложена величина выходного сигнала в условных единицах (нормированная относительно входного воздействия). Время отработки системой ступенчатого возмущения зависит от величины возмущения. Характер этой зависимости указывает на нелинейность системы. Экспоненциальная форма переходных процессов говорит об устойчивости системы в целом.
Область зенита является самой сложной для синхронного движения купола и рефлектора. Это объясняется тем, что азимутальная скорость рефлектора стремится к бесконечности в точке зенита (см. рис. 5 для объектов с величиной склонения, равной широте места установки телескопа). Купол, имея конечную скорость вращения (см. скорость купола на рис. 9), отстаёт от рефлектора. Это вызывает рассогласование центра щели купола и продольной оси трубы рефлектора в плоскости горизонта на величину, значительно превышающую 5° (см. погрешность по азимуту на рис. 9). Однако погрешность по направлению (рис. 6) значительно меньше и не превышает максимально допустимую погрешность синхронизации (см. погрешность по направлению на рис. 9). Это позволяет иметь непрерывный ряд наблюдений для любых объектов.
Широкий спектр возможностей новой системы позволяет контролировать и фиксировать различные параметры в процессе эксплуатации телескопа, в том числе и не связанные напрямую с наблюдениями. Сюда можно отнести учёт времени работы, контроль питающих напряжений, перерывы в энергоснабжении, температурные режимы работы и многое другое. В качестве примера на рис. 10 приведены диаграммы моментов нагрузки электродвигателей привода купола во всём диапазоне углов поворота. Характер этих диаграмм позволяет оценить состояние конструкции поворотного устройства, качество его регулировки и изменения во время эксплуатации.
Предложенная структура автоматизированной системы управления телескопом позволяет провести работы по замене старой системы поэтапно, практически без потерь наблюдательного времени. Испытания первой из внедрённых подсистем АСУ ЗТШ – системы управления электромеханизмами купола – подтвердили правильность принципов, заложенных в её основу. Система управления обеспечивает выполнение всех поставленных задач: синхронизации купола с рефлектором, сокращения времени смены наблюдаемых объектов, значительного уменьшения энергопотребления. Она также сводит к минимуму опасность ошибочных действий персонала. Система эксплуатируется с июня 2010 года без сбоев. ●
E-mail: shytov@mail.ru
Однофазные источники бесперебойного питания Systeme Electric
Почти все современные сферы промышленности, IT-инфраструктура, а также любые ответственные задачи и проекты предъявляют повышенные требования к питающей сети – электропитание должно быть надёжным, стабилизированным и обеспечивать бесперебойную работу. В данной статье мы рассмотрим решения по однофазному бесперебойному питанию от российской компании Systeme Electric. 28.12.2023 СТА №1/2024 1048 0 0Однопроводный канал телеметрии по PLC
В статье рассматриваются методы реализации однопроводных каналов передачи данных по силовым электросетям в жилых зданиях, загородных и промышленных помещениях. В качестве информационного провода предлагается использовать проводник «нейтраль» электропроводки. Приводятся анализ возможных конфигураций каналов передачи данных этого типа и результаты экспериментальных проверок. Рассматриваются преимущества новых методов по сравнению с традиционными PLC и области возможного применения данной технологии. 28.12.2023 СТА №1/2024 1162 0 0BioSmart Quasar 7 — мал да удал
Компания BIOSMART в пандемийном 2020 году весьма своевременно представила свой первый лицевой терминал Quasar (рис. 1) с диагональю экрана 10 дюймов. Уже в следующем, 2021 году был представлен бесконтактный сканер рисунка вен ладони PALMJET (рис. 2). Ну а в текущем 2023 году компания представила новую уменьшенную модель лицевого терминала Quasar 7 (рис. 3), который смог в компактном корпусе объединить обе передовые технологии бесконтактной биометрической идентификации. 28.12.2023 СТА №1/2024 1081 0 0Открытые сетевые платформы — когда сети и вычисления в одном устройстве
Открытая сетевая платформа (ONP) – это мощное средство для реализации как простых, так и масштабных сетей, а также инструмент, который позволяет в одном высокопроизводительном устройстве реализовать целый вычислительный комплекс, объединяющий внутри себя коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, а также сам сервер обработки данных. Используя все преимущества данной архитектуры, компания AAEON разработала своё решение, сетевую платформу FWS-8600, на базе высокопроизводительных процессоров Intel Xeon Scalable 2-го поколения. В статье раскрыты детали и особенности ONP, характеристики FWS-8600, а также почему использование процессоров Intel Xeon Scalable 2-го поколения значительно увеличивает потенциал платформы. 28.12.2023 СТА №1/2024 1333 0 0