Новая ЭЗС в Петербурге позиционируется как хаб – с возможностью одновременной зарядки 10 электромобилей – по два подключения на каждую станцию («колонку»). Всего установлено 5 станций российского производства «Реватт Рус» общей мощностью 400 кВт. Средняя скорость зарядки составляет 40–60 минут, но объективно зависит от энергоёмкости АКБ конкретного электромобиля, её технического состояния и условий остатка заряда на момент начала «заправки». Это пример современной ЭЗС «быстрого типа». Тенденция развития ЭЗС определена не только в стремлении сократить время зарядного процесса, но и обеспечить зарядку одновременно для нескольких электромобилей. Вот, что отличает «новые» ЭЗС от условно «древних» аналогов.
Вид старой ЭЗС в Ленинградской области (Гатчинский район)
В Москве более 600 электрозарядных станций (ЭЗС), ещё почти столько же в Московской области, в Петербурге – пока более 220, подавляющее большинство – для зарядки легковых автомобилей, частного электротранспорта с напряжением бортовой сети 12 В. Между условно инновационными ЭЗУ «быстрого» и «классического» типов существенная разница по скорости зарядки силовых АКБ электромобиля.
И даже такого количества ЭЗС недостаточно из-за растущего спроса на электрокары. Так, в начале февраля 2024 года в Северной столице официально зарегистрирован (поставлен на учет в ГИБДД) тысячный электромобиль. В это число входит и 137 электромобилей, принадлежащих организациям, в том числе автопаркам. В столице парк частного электротранспорта значительно больше. Похожая тенденция и в Ленинградской области: официальный парк частного электротранспорта возрос с 30 до 142 машин за полтора года «измерения» динамики – июль 2022-декабрь 2023. В пользу ценителей экологичного транспорта и инноваций в целом на рынок вышли ООО «Балтийские сети ЭЗС» в партнерстве с «Яндекс.Заправки». Развитие рынка электротранспорта также способствует производству автоматических электронных систем для ЗУ, то есть оборудования для ЭЗС и электрокаров, включая и сервисную сферу.
На иллюстрациях представлены ЭЗС EVTime (Россети) – условно «медленного типа»; c помощью такой установки электромобиль до полной энергоёмкости заряжается не менее 1,5 часа. Относительно старых и новых стандартов уместно заметить, что зарядные разъёмы и питающие кабели на ЭЗС старого и нового типов также могут отличаться.
Особая ситуация
Инженерная мысль у российских разработчиков электротранспорта прекрасно работает, в основном в части усовершенствования отдельных агрегатов и узлов, а также электронных контроллеров управления. Как основные агрегаты и силовые установки, так готовые электромобили с кузовами типа седан и микроавтобусов аналогичного форм-фактора поступают в Россию из Поднебесной. Это единственный отлаженный и сохраненный сегодня стабильный путь импорта электромобилей в Россию. Производство электробусов для социальных и коммерческих перевозок отлажено на отечественных предприятиях, ранее выпускавших троллейбусы.
Параллельным курсом, но с меньшим потребительским эффектом (запросов и реализации) развиваются разработки частного и общественного электротранспорта с гибридными силовыми установками – двигателями; совмещёнными с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и электродвигателями, а также ДВС с питанием на водородном топливе.
Сопутствующие проблемы
Относительно проблемной уместно назвать ситуацию по стоимости электромобиля для обывателя. По ценам 2020 года в Европе оригинального (не китайского производства) Nissan Leaf стоил почти €35000, новый Renault ZOE Life от €32990 до €34990, BMW 3i – €39983, Hyunday IONIQ electric – €35537, Mercedec Bens B – €44232, Nissan e NV200 – €34559, Tesla – свыше €10000. Разумеется, не каждому такое приобретение по карману. Тем не менее есть несколько условно бюджетных моделей производства КНР. К примеру, таких условно неизвестных брендо, как Tato Nano, или китайской «электрической» версии «Smart» за 3000000 рублей без стоимости доставки.
На наших порталах мы не раз писали о развитии этого направления. Очевидно, что государство и общество, учитывая безупречный аргумент о пользе электромобилей в части экологии и сохранении окружающей среды, регулярно анонсирует субсидии, преференции бизнесу и даже налоговые льготы владельцам электромобилей, однако всего этого недостаточно для качественного и устойчивого движения к массовости потребительского интереса к электромобилям. В 2024 и следующих годах мы продолжим наблюдать за тем, как анализируется отечественный и зарубежный опыт в части создания новых транспортных средств на электрической тяге.
Автор: Андрей Кашкаров
Использованы анонсы: https://www.kommersant.ru/doc/6495858 и https://www.dk.ru/all/news/237198002
https://tvspb.ru/news/2024/02/8/v-czentre-peterburga-poyavilsya-zaryadnyj-hab-dlya-elektromobilej
Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!