Это испытание стало первым в истории радиолокационным зондированием с борта межпланетного аппарата во время пролёта другой планеты — и оно не только подтвердило готовность инструмента к главной миссии, но и открыло новую главу в планетарной радиолокации.
REASON: радар, который «видит» сквозь лёд
REASON (Radar for Europa Assessment and Sounding: Ocean to Near-surface) — это двухчастотный ледопроникающий радар, способный «заглянуть» под многокилометровую ледяную оболочку Европы. Его цель — найти признаки подповерхностного океана, локализовать карманы с жидкой водой и изучить, как материалы из глубин спутника могут переноситься на поверхность.
Радар оснащён двумя парами тонких антенн длиной в сумме 17,6 метра (58 футов) — они выступают из солнечных панелей, образуя систему, размером с баскетбольную площадку. Такой масштаб необходим, чтобы обеспечить высокую чувствительность на огромном расстоянии от Солнца, где Европа получает лишь 1/25 солнечного света, доступного Земле.
Почему Марс? Тест, который нельзя было провести на Земле
Перед запуском в октябре 2024 года инженеры NASA провели все возможные наземные испытания. Однако проверить, как радар будет отражать сигналы от реальной поверхности, было невозможно. Для полноценного теста «эха» потребовалась бы камера длиной 76 метров — почти три четверти футбольного поля. Такой установки нет ни в одном испытательном комплексе.
Решение нашлось в космосе. Во время пролёта мимо Марса 1 марта 2025 года команда миссии использовала уникальную возможность: в течение 40 минут радар REASON посылал и принимал радиосигналы, пока аппарат пролетал над вулканическими равнинами Красной планеты на высоте от 5000 до 884 километров.
Для сравнения: на орбите Европы Europa Clipper будет проходить всего в 25 километрах от поверхности — в 35 раз ближе.
Идеальный результат: «О, посмотрите на это!»
После сбора 60 гигабайт данных и их передачи на Землю учёные подтвердили: всё работает безупречно.
«Мы получили от пролёта всё, о чём мечтали, — заявил Дон Бланкеншип, главный исследователь REASON из Техасского университета в Остине. — Цель была — проверить готовность радара к миссии на Европу. И он справился. Каждая деталь инструмента доказала, что делает именно то, что мы задумали».
Трина Рэй, заместитель научного руководителя миссии, рассказала, что команда буквально ликовала, просматривая первые данные:
«Инженеры были в восторге. Учёные, впервые увидевшие данные, кричали: „О, посмотрите на это!“ Мы начали учиться обрабатывать сигналы и сравнивать их с нашими моделями — тренируем те самые навыки, которые понадобятся нам у Европы».
Что дальше: путь к ледяному спутнику
Europa Clipper находится в середине долгого путешествия: его путь к Европе составит около 2,9 миллиарда километров. В 2026 году аппарат совершит ещё один гравитационный манёвр — уже у Земли — чтобы набрать нужную траекторию. На данный момент зонд находится в 450 миллионах километров от нашей планеты и продолжает стабильно работать.
Когда он достигнет системы Юпитера, Europa Clipper совершит почти 50 близких пролётов вокруг Европы, нанося на карту её поверхность, изучая состав льда и, главное, используя REASON для поиска признаков океана — и, возможно, условий, пригодных для жизни.
Научные цели миссии
Europa Clipper — крупнейший межпланетный зонд NASA, созданный для решения трёх ключевых задач:
- Определить толщину и структуру ледяной оболочки и её взаимодействие с подлёдным океаном;
- Изучить химический состав поверхности и потенциальных выбросов;
- Проанализировать геологию спутника, включая хребты, трещины и возможные гейзеры.
Эти данные помогут оценить астробиологический потенциал Европы — одного из самых перспективных мест в Солнечной системе для существования жизни за пределами Земли.
Кто стоит за миссией
- Главный исполнитель: Лаборатория реактивного движения NASA (JPL) в Калифорнии.
- Основной корпус космического корабля: разработан в Лаборатории прикладной физики Джона Хопкинса (APL).
- Радар REASON: научное руководство — Техасский университет в Остине.
- Управление миссией: NASA’s Science Mission Directorate (Вашингтон).
- Программное управление: NASA Marshall Space Flight Center (Алабама).
Источник: https://www.sciencedaily.com/releases/2025/08/250803233103.htm
Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!