Текущая ситуация: автопилот и пилоты
Несмотря на значительный прогресс в автономных технологиях, в настоящее время большинство коммерческих самолетов используют автопилот только на определенных этапах полета. Основной причиной, почему коммерческие самолеты до сих пор требуют экипажа, является жесткая нормативная база, регулирующая безопасность авиации. Процесс сертификации — комплексная и дорогостоящая процедура, необходимая для определения безопасности конструкций воздушных судов, занимает много лет. Внедрение автономных технологий, таких как удаление пилота из кабины, только добавляет новые сложности в этот процесс.
Малые самолеты и стартапы
Тем не менее, несколько стартапов начали разрабатывать автономные летательные аппараты, фокусируясь на меньших самолетах, таких как электрические воздушные такси и одномоторные самолеты. Это решение экономически обосновано: капитальные затраты для малых самолетов ниже, а безопасность остается ключевым аргументом для их автономизации. Например, согласно статистике, только в США ежегодно погибает около 300 человек в авариях небольших самолетов и вертолетов.
Автономия для грузовых и воздушных такси
Одним из перспективных направлений является автономность в грузовых перевозках. Компании, такие как Reliable Robotics и Merlin Labs, разрабатывают автономные версии популярных малых самолетов, таких как Cessna Caravan, предназначенные для перевозки посылок. Пилоты на таких рейсах часто работают в одиночку, в ночное время или при плохих погодных условиях, что повышает риск аварий.
Автономия также может быть ключом к успешному развитию воздушных такси. Компаниям, разрабатывающим электрические вертикально взлетающие и посадочные самолеты (eVTOL), важно максимизировать прибыль за счет уменьшения расходов на пилотов и освобождения дополнительного места для пассажиров. Китай уже сертифицировал беспилотное воздушное такси EH216-S, а в США и Европе проект автономных eVTOL сталкивается с более жесткими требованиями и консервативным подходом к сертификации.
Автономность и сертификация: путь к безопасности
Процесс сертификации — это обязательный этап, через который проходят все авиационные технологии, включая автономные системы. Важно отметить, что безопасность в авиации не зависит от присутствия пилота в кабине, а от проектирования систем и их способности функционировать в любых предсказуемых обстоятельствах. Все системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы вероятность отказа была минимальной, особенно если последствия отказа могут быть катастрофическими.
Для автономных самолетов, как и для пилотируемых, необходимо соблюдать высокие стандарты безопасности, и эти требования уже разрабатываются в сотрудничестве с регулирующими органами, такими как FAA и EASA. Создание новой нормативной базы для сертификации автономных летательных аппаратов — это долгий и сложный процесс, который потребует изменений в существующих операционных концепциях.
Перспективы и вызовы для пилотов в будущем
Автономные технологии, несмотря на свою значимость, не означают неминуемое исчезновение пилотов. Сегодняшние технологии позволяют автопилотам выполнять большую часть работы, но для полного удаления пилота из кабины потребуется значительный прогресс в системах автономного управления и обеспечении их безопасности.
В то время как некоторые стартапы, такие как Wisk и Reliable Robotics, стремятся к сертификации автономных самолетов, пилоты, вероятно, останутся важными в авиации на протяжении еще нескольких десятилетий. Например, даже в случае успешного сертифицирования автономных грузовых самолетов, пилоты останутся важными для мониторинга и управления операциями, такими как предотвращение аварийных ситуаций.
Заключение: что ждет пилотов?
Для тех, кто задумывается о карьере пилота в эпоху автономных технологий, существует обоснование, что профессия все еще актуальна, по крайней мере, на ближайшие 20 лет. Однако изменения в авиационной отрасли, особенно в области автономных самолетов, могут значительно повлиять на будущее авиации и роль пилотов в ней. В течение этого времени будут продолжать развиваться как технологии автономности, так и методы сертификации, обеспечивая более безопасную и эффективную работу воздушных судов.
Источник: https://spectrum.ieee.org/autonomous-planes-certification
Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!