Несмотря на то что вызовы времени и конъюнктура политической ситуации заставляет особое внимание уделять импортозамещению, поставки импортных комплектующих, в том числе весоизмерительных датчиков и электронных интеррогаторов для отечественных разработок, продолжаются. В статье раскрываются особенности и перспективы датчиков балочного типа, сжатия и растяжения фирмы Scaime для контроля параметров в условиях деформации и перемещения веса, что актуально во многих областях производства и в быту.
Изделия французско-китайской фирмы Scaime обеспечивают качество производства, технологии и эксплуатационные характеристики датчиков и контроллеров на уровне HBM и CAS. Это высокий конкурентный уровень. Компания численностью в сотню человек, входящая в топ крупных холдингов, работает на отечественном рынке давно и успешно. Подробнее об этом можно прочитать в статье [8]. В производственной линейке продукции Scaime у разработчиков РЭА особый интерес вызывают электронные датчики растяжения, сжатия и балочного типа, о них и будем говорить далее. К слову, в поле реализации продукции только по этому сегменту (типу) датчиков на российских просторах конкурируют 63 компании. Среди них заметно выделяется Scaime по положительным отзывам, но также и по относительно малому предложению ассортимента. Из всего пула компаний представлены порядка 10 российских производителей (или с отечественным участием), остальные – конкуренты.
В этой ситуации продвижение конкурентной продукции на рынке является важным экономическим и профессиональным фактором. Отдельно уточним, что единственным «минусом», впрочем, связанным с санкционной политикой, можно считать то, что после 2017 года не обновлялись свидетельства об утверждении типа средств измерений – метрологический сертификат Росстандарта. Это видно в документации, представленной в каталогах и на сайте производителя [1], [2], [4]–[6]. Вместе с тем нам удалось получить экспертное мнение бренд-менеджера технического отдела компании «Прософт» Александра Константинова о метрологических сертификатax на продукцию. Эксперт, имеющий опыт работы по профессиональной позиции в компании с 2008 года, засвидетельствовал, что линейка оборудования Scaime периодически обновляется, а качество продукции остаётся на неизменно высоком уровне, так что о падении качественных свойств продукции ввиду «старых» метрологических сертификатов речи не идет. Наоборот, развиваются такие перспективные направления, как электронные контроллеры весовых датчиков в части улучшения функционала и оптимизации взвешивания упаковки, определения положения тары, изменения её ёмкости – наполняемости, а также ведутся работы по разработке и усовершенствованию модельного ряда тензодатчиков для определения растяжения и сжатия. А. Константинов, профессиональные статьи которого также есть в редакционном портфеле и на портале СТА, кроме прочего, в интервью заметил: «В целом, поставки оборудования компании SCAIME сохраняются, но сертификаты средства измерения на весовые датчики компании Scaime нами не обновлялись. Среда на рынке реализации продукции очень конкурентная. Многие заказчики работают с отечественными производителями (к примеру, Тензо-М), но и тензометрический мост – не самое сложное оборудование с точки зрения производства. Изделия фирмы Scaime нередко можно встретить в производственных линиях для пищевых производств, оборудования из Европы, которое до сих пор является основным в России. Также Scaime серийно поставляется в сельскохозяйственной технике CLAAS».
Минувшей осенью один датчик растяжения Scaime обнаружен в приводе системы забора сельскохозяйственных культур комбайна Ростсельмаш ДОН 1500Б 2006 года выпуска, представленном на рис. 1.
Надо заметить, что оборудование из Европы в прежние годы перемещалось в Россию модулями и блоками, с монтажом на местax под контролем специалистов и представителей фирм-поставщиков. Это и «плюс», и «минус» для современной ситуации. С одной стороны, зарубежные поставщики значительно сократили поставки запчастей в Россию, а с другой стороны, они не намерены полностью отказаться от поставок ввиду выгоды щекотливого свойства: гораздо лучше держать контрагента «на привязи», в зависимости, чем полностью лишиться рынка сбыта оборудования и дать возможность развития собственного производства. С третьей стороны – они намерены и далее торговать с нами технологиями, которых (условно сопоставимых по качеству) своих в России пока, за небольшим исключением, нет. Эти обстоятельства, с одной стороны, способствуют развитию импортозамещения в России, а с другой – кое-как поддерживают работу импортных производственных линий в стране. При этом надо отметить, что во всех сферах подавляющее большинство производственных линий является импортным.
Компания также разрабатывает и производит электронные датчики для прикладного медицинского применения: датчики силы для инъекционных или питательных насосов, датчики силы для диализного оборудования, датчики силы для маммографических аппаратов, весоизмерительные ячейки для медицинских диагностических систем, датчики нагрузки для инкубаторов и больничных коек или систем для перемещения пациентов. Особенно интересна разработка шприцевого насоса с контролем параметров введения препаратов пациентам, представленная в [8].
Нетипичный состав воздуха человек может почувствовать собственным обонянием, однако возможности электронных устройств в этом деле значительно больше и шире, именно поэтому их и называют «устройства-помощники». Они способны определять, анализировать и структурировать в цифровом виде не только состав солёной воды или воздуха, но и иные запахи. Подобные датчики давно применяют в анализаторах спектра алкогольных паров (бытовой вариант – алкотестеры) и в других случаях, однако особая и не описанная ранее сфера приложения идей – по опыту автора – в определении запахов в пивоваренном производстве, где в качестве сырья используется солод, а продукты его «распада» и отработки именуют как «жмых», или, на профессиональном жаргоне, «дробина». Дробина, как отходы производства, является востребованным удобрением для агропромышленного комплекса, а также применяется в охотничьих хозяйствах – для биотехнии и прикормки диких животных (это лакомство для кабанов и медведей используют охотники в засадах). На рис. 2 представлен вид «дробины» с «удивительным» запахом, который может привлечь всех кабанов мира.
Пояснение в этой части приведено неслучайно. Если удерживающие устройства и конструкции почти не применяют в сосудах или бункерах со статической нагрузкой, когда горизонтальные силы, передаваемые на тензодатчики, невелики, то в условиях динамической нагрузки (например, сброса в контейнер нескольких тонн отработанного сырья) конвейеров или резервуаров, оснащённых мощными мешалками, на тензодатчики могут передаваться горизонтальные силы: поэтому рекомендуется использовать удерживающие устройства. К примеру, оборудованием, к которому необходимы удерживающие устройства, являются смесители высокой мощности, диспергирующие, эмульгирующие или гомогенизирующие жидкости, пасты, порошки или твёрдые вещества. Смесители большой ёмкости работают на высокой скорости, создавая сильные вибрации и колебания. Поэтому для их устойчивости рекомендуются ограничивающие стабилизирующие устройства. Это же касается защитных мер для купирования ударной (не вибрационной), а также ветровой и сейсмической нагрузки. На пивоваренном производстве, чему мы были свидетелями, установлены ёмкости большого объёма, в которые производится массовый сброс отработанного сырья, при этом предъявляются требования к устойчивости и надёжности конструкции. Поскольку стабилизирующее устройство является условием нормальной работы системы, оно обычно состоит из тяги, допускающей вертикальное перемещение и предотвращающей любое горизонтальное перемещение. На рис. 3 представлен схематичный вид резервуара с иллюстрацией сил внешнего воздействия.
На изображении слева показаны силы давления сверху, иллюстрация справа показывает возможные точки установки датчиков для контроля состояния резервуара – против его расширения в стороны. Поэтому интересны монтажные комплекты, штанги и тяги – стабилизирующие устройства, устраняющие значительные боковые силы воздействия. Потому что когда резервуар расширяется и сжимается, посредством внешней силы возрастает фронтальная или боковая нагрузка на опоры и датчики, в частности, и на присоединенный трубопровод, в то время как резервуар должен быть условно подвижен, ибо жёсткие и неподвижные соединения, в том числе подводки трубопроводов, приводят к ошибкам взвешивания. На рис. 4 представлен вид резервуара для сброса отработанного сырья пивоваренного производства – дробины. Представлен авторский опыт обслуживания системы весового контроля по заказу ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».
Весовое измерительное оборудование и опорные стойки резервуара оснащены соответственно датчиками и стабилизирующими устройствами, разработанными в Scaime. Компания Scaime накопила большой опыт в разработке весового оборудования, сертифицированного по ATEX и IECEx, в том числе для взвешивания в агрессивных и взрывоопасных средах. Широкий диапазон температур среды, в которых применяются весовые контроллеры и датчики, в зависимости от типа устройств имеет значения от –60 до +70°С, что позволяет применять их в нетипичных условиях, в том числе в Арктике.
Следующее уточнение касается надёжности коммуникационных линий. К примеру, в промышленном устройстве сбора данных по оптическому каналу MDX400T(D) применены коннекторы M12 повышенной надёжности для электрических и типа ODC оптических сигналов. Интерфейс связи по шине CANopen позволяет подключать его к системам промышленной автоматизации. Устройство сбора данных MDX400T-X совместимо со всеми типами датчиков SCAIME (и не только), предназначенных для измерения давления, температуры, усилий, смещения, ускорения, и не требует дополнительного оборудования. Высокочувствительные и надёжные в эксплуатации оптические датчики на основе волоконной решётки Брэгга FBG (Fiber Bragg Grating) с физической длиной всего несколько миллиметров применяются по технологии FBG в измерениях физических величин. Весовой контроллер MDX400T-X с датчиками, имеющими микроструктуру FBG (ядро – сердцевина одномодового оптоволокна), описан в [8] и каталогах [2], [5].
Далее рассмотрим обзор датчиков сжатия и растяжения в прикладных целях и перспективы их применения.
В российском автопроме традиционно возобладала привычка «на всякий случай» увеличивать шасси, что приводит к неоправданному увеличению массы грузового автомобиля отечественного производства и расходу металлов. Примерно та же проблема технологий, напоминающих анахронизм эпохи, видна на российских железных дорогах в части грузового товарооборота и логистики. Далее расскажем о том, как контролируется до сих пор в 2023 году целостность и вес грузового железнодорожного вагона, цистерны с массой 63 тонны. Контроль во время маршрута осуществляется неоднократно, в «парках» отстоя составов перед следующим участком пути, а также сотрудниками ведомственной охраны ЖДТ, которых подряжают на охрану грузовых составов и их сопровождение. Для цели контроля у сотрудника ведомственной охраны ЖДТ есть с собой специальная «палка» – измерительный инструмент из плоской доски, вырезанный «лесенкой» (примерно, если шахматную доску по диагонали разрезать и по клеточкам). Эту зубчатую конструкцию сотрудник-контролёр подсовывает под пружину колёсной пары грузового вагона (цистерны) до того участка, пока палка влезает между пружиной и рамой колёсной пары, – определяют наполняемость цистерны. Разумеется, примерно. Одно деление (клеточка) равняется примерно 5 тоннам веса. Соответственно маркированная «доска» с клеточками полностью (до отказа) влезает в означенное место, если цистерна пуста, а при наполненной цистерне «тестовая доска» едва влезает между пружиной и рамой колесной пары на один «квадратик-клеточку». Надо полагать, что тут фирма Scaime могла бы помочь линейкой своих датчиков и весоизмерительных контроллеров.
На рис. 8 представлен автомобиль МАЗ без системы автоматического контроля нагрузки на шасси и кузов (авторский опыт).
В то время как ту же задачу с применением технологий Scaime (и не только) уместно решать с дополнительной пользой. Зная распределение сил и нагрузок, факторов внешнего воздействия и давления на конструкцию, кузов грузового автомобиля можно сделать легче, что приведёт также к улучшению всех эксплуатационных характеристик грузового автомобиля. Примерно тем же путем можно следовать в области производственного авиа- и кораблестроения. Для изучения проблематики и совершенствования готовых конструкций подходят весовые датчики и контроллеры, перспективы которых мы рассматриваем. Для справедливости надо сказать, что некоторые (крайне мало) весовые датчики применяются в автомобилях повышенной грузоподъёмности 450 тонн типа «Белаз» модели 75710 разработки 2013 года, а также в военной промышленности. Однако в российских традициях это пока единичные или частные случаи. У нас до сих пор имеется «зияющее» и, по сути, неоправданное разграничение классификаций и требований, предъявляемых к продукции военпрома и бытового («народного хозяйства») назначения, в то время как в странах с преобладанием высоких технологий производства такого разделения нет; любой грузовой автомобиль одинаково комфортен и надёжен как для армии, так и для агропромышленного комплекса или частного владения. То же касается системы комплексного определения критичных нагрузок в движении, в том числе в полете и плавании, а также взвешивания самолётов и вертолётов (система VPH-3Z) в процессе технического обслуживания. Эта разработка с тремя независимыми каналами взвешивания позволяет отслеживать смещение центра тяжести летательного аппарата для контроля его нахождения в пределах лётной годности. В перспективе развития и совершенствования этой системы её ориентация на беспилотные средства передвижения и летательные аппараты.
Поэтому обеспечение средствами современной электроники летательных аппаратов, судов, «бороздящих» просторы водных акваторий, в том числе подводного флота, ТС, автомобилей грузового типа, особенно с большой грузоподъёмностью, является задачей отечественных разработчиков (автопром) будущего; для этого производителями РЭА и современной электроники, в том числе от Scaime, представлены достаточные возможности. Датчики, преобразователи, весовые контроллеры и индикаторы состояния наряду с опытными рекомендациями по их применению нужны для построения полноценной системы измерения и взаимодействия со сторонними управляющими системами.
Весоизмерительный датчик преобразует упругую деформацию, возникающую под действием силы тяжести взвешиваемого объекта в нормированный электрический сигнал. Представленный на рис. 10 весоизмерительный датчик сжатия Scaime ТC F класса 28.01 выпускается с 2012 года по настоящее время.
Датчик состоит из упругого элемента и тензорезисторов на клеевой основе, соединённых по мостовой электрической схеме. Среди разработчиков популярны два семейства датчиков R10X и CB50X, отличающиеся монтажными элементами встройки в весы, габаритными размерами и массой. Модификации датчиков отличаются максимальной нагрузкой, пределами допускаемой погрешности. Обозначение датчиков Scaime ТС F XY, где ТС F – обозначение типа, определяется так: X – обозначение семейства; Y – обозначение максимальной нагрузки (Еmax) в тоннах.
Остальные характеристики (кроме массогабаритных), как у всех датчиков балочного типа Scaime.
Габаритные размеры и масса датчиков семейства АВ приведены в табл. 18.
Конкуренцию для рассмотренных датчиков в соответствующих семействах и условиях предназначения составляют весоизмерительные датчики сжатия RC3 разработки Flintec GmbH (Германия) модельного ряда 740 DМЕТ фирмы UTILCELL (Испания) и др. К слову, ЗАО «Весоизмерительная компания Тензо-М» (п. Красково, Россия) – действующий партнёр Scaime, имеет собственный модифицированный ряд изделий – более 20 позиций.
В промышленных условиях давно применяются контроль нагрузки на погруженные якоря и при транспортировке (буксировке) судов и даже лесосплаве по рекам – датчики деформации закреплены на погружённых в воду цепях, анкерный мониторинг морских буёв. Контроль шлюзовых ворот на дамбах, шлюзах и гидроэлектростанциях – давно освоенная специализация применения рассматриваемого сегмента датчиков. Они актуальны также в военной технике, датчики сжатия и растяжения востребованы в том числе в оборудовании «судного дня». Финляндия арендует 19,6 км российской части Сайменского канала (из 57,3 км общей протяжённости) и прилегающую территорию до 2063 года. На втором шлюзе «Брусничное» датчики от Scaime закреплены на воротах.
Преимущества и возможности применения оптоволоконных измерительных систем широко используют разработчики в устройствах мониторинга нагрузки во время фаз заполнения/опорожнения/открытия/закрытия любого назначения, в том числе при мониторинге и эксплуатации рыбных ферм – в необслуживаемых, труднодоступных местах. Благодаря функционалу весоизмерительного оборудования, где Scaime представлена выдающимися дистрибьюторами оборудования для АСУ ТП и встраиваемых систем, реализуется возможность монтажа десятков датчиков на одну линию, когда слабое затухание сигнала в оптоволокне удаётся обеспечить технически. Благодаря этому действуют объекты сложной конфигурации с большой – до нескольких километров – линией коммуникации. При разработках нового оборудования существенную пользу приносит инструментарий, представленный в [6] и [9].
Высокая надёжность и большой срок службы при наработке до отказа (более 20 лет), хорошая сопротивляемость цикличным нагрузкам и устойчивость датчиков к значительным деформациям (до 10 000 мкм/м) снискали к ним неизбывный и продолжающийся интерес. Поэтому предложенный обзор не может охватить все возможные примеры и перспективы, но он показывает наглядно – каковы они. Как говорится, «имеющий глаза да увидит», а накапливающий вес и силу растяжения – да проконтролирует их.
Биоразлагаемые источники питания: необычные технические решения и перспективы
В статье приводятся сведения об инновационных разработках безопасных биоразлагаемых элементов питания как предтечи создания съедобных электронных модулей и блоков для медицинской диагностики организма человека, повышения его живучести и приумножения энергетического потенциала. Черпая вдохновение в свойствах живых организмов, ферментов, использующих окислительно-восстановительные кофакторы для биогенераторов, автор представляет описание перезаряжаемой съедобной АКБ из доступных материалов в проекции создания и других природных источников возобновляемой энергии. 13.09.2024 СЭ №7/2024 457 0 0Россия и все остальные: перспективное партнёрство в области современных электронных технологий, поставок и кадров
В последние годы ориентация сотрудничества российских разработчиков РЭА с международными коллегами и цепочки поставок компонент для РЭА меняются. В ответ на вызовы времени идёт поиск новых поставщиков и новых зарубежных партнёров, рынки которых перенасыщены инвестициями и в целом – заняты. В этой ситуации в поиске взаимовыгодных путей применяют креативные решения. В обзоре рассматриваются временные трудности и перспективы, с которыми сталкиваются разработчики в России, а также особенности и решения, влияющие на достойный выход из кризиса. 13.09.2024 СЭ №7/2024 383 0 0Биометрические системы, информационные киоски (БИК), турникеты и шлюзы с АСО. Обзор оборудования, компонентов и особенностей установки
Повсеместно биометрическую идентификацию рассматривают как перспективный инструмент для быстрых и безопасных операций почти универсального (в самых различных сферах) применения. Несколько лет назад появились биометрические информационные киоски, турникеты и шлюзы. Эти модели постоянно совершенствуются. О новинках, связанных с расширением функционала и защиты современного оборудования, ставших возможными профессиональными усилиями разработчиков РЭА и производителей оборудования, предлагаем ознакомиться в нашем обзоре. Основной акцент в формате импортозамещения современной электроники сделан на серийные модели отечественных производителей. 04.09.2024 СЭ №6/2024 589 0 0Аккумулятор 18650 для радиоканала
Аккумуляторы 18650 имеют рабочие напряжения 3…4,2 В, что не позволяет использовать их непосредственно в схемах с 5-вольтовым питанием. В статье предложено схемное решение формирования требуемого значения напряжения методом накопления импульсов самоиндукции от дросселя. С целью уменьшения потребления энергии формируется режим «сна» для используемого микроконтроллера 12F675 и радиомодуля HC12 в комбинации с отключением общего провода других потребителей энергии электронным ключом на полевом транзисторе. Приведена методика расчёта длительности работы на аккумуляторе в режиме «измерение-сон». 02.09.2024 СЭ №6/2024 402 0 0