В автомобилях 1960-х годов, таких как "Хиллман-Хантер", выпускавшийся фирмой Hillman Motor Car Company из Ковентри, было всего около 50 проводов, общая длина которых в жгутах составляла примерно 30 метров. Сравните это с современными машинами, имеющими более 1500 проводов общей длиной около 2400 метров и массой более 45 килограммов. Но это тоже не предел, так как автопроизводители заявляют, что при внедрении технологий беспилотного вождения масса проводки подскакивает примерно на 30% по сравнению с исходной моделью. Итак, нужно сосредоточиться на том, чтобы внутри автомобиля была только одна коммуникационная сеть, верно? Ответить на этот вопрос непросто.
К бортовой коммуникационной сети (БКС) предъявляют следующие требования: широкая полоса пропускания, малые задержки и высокая надёжность при работе в неблагоприятных условиях внутри автомобиля. На протяжении многих лет существовало несколько технологий, которые использовались в БКС (рис. 1).
К ним относятся аналоговая сеть, Controller Area Network (CAN), FlexRay, Local Interconnect Network (LIN), низковольтная дифференциальная передача сигналов (LVDS) и система передачи мультимедийных данных (MOST).
Но, глядя на приложения следующего поколения, мы понимаем, что эти устаревающие технологии не могут поддерживать требования к пропускной способности. Кроме того, некоторые из них являются проприетарными и очень дорогими.
Чтобы лучше понять требования к пропускной способности, запомните, что приблизительную скорость передачи видеопотока можно рассчитать по следующим формулам:
Таким образом, для камеры передовой системы помощи водителю (ADAS), снимающей изображение 1080p с глубиной цвета 24 бита и частотой кадров 30 кадров в секунду, поддерживаемая скорость передачи данных равна:
В таблице приведены типичные требования к пропускной способности канала связи для данных от различных датчиков, задействованных в беспилотном вождении.
Некоторые автопроизводители и поставщики решений с уровнем надёжности Tier 1 считают, что первые несколько лет они могут использовать оба стандарта. Однако после этого автомобильный Ethernet со скоростью передачи данных до 100 Гбит/с вытеснит все остальные решения.
Но Кирстен Матеус (Kirsten Matheus), инженер BMW, имеет несколько иную точку зрения. Она предположила, что SERDES является необходимой и оптимальной технологией для соединений «точка-точка» датчиков ADAS, которые передают асимметричные данные, в то время как сетевая технология Ethernet подходит для других автомобильных приложений. Учитывая, что Кирстен сыграла ключевую роль в стандартизации автомобильного Ethernet, с её мнением нельзя не считаться. (Источник: Automotive SerDes Alliance kick-off, май 2019, Salt Lake City.)
Производители автокомплектующих, стремящиеся оптимизировать свои планы совершенствования БКС, могут принять одну из двух стратегий:
При тестировании БКС важно проверить производительность передатчика, приёмника и канала. Поскольку необходимо проводить сотни тестов, программное обеспечение для автоматизированного тестирования на соответствие требованиям спецификаций с их интерпретацией, воспроизводимыми результатами, мастерами настройки с удобными графическими интерфейсами и генерацией отчётов так же важно для специалистов по автомобильной электронике, как и высокие технические характеристики, такие как полоса пропускания, частота выборки и разрешение сигнала.
Тестирование передатчика выполняют в основном с помощью осциллографа, чтобы убедиться, что передаваемые сигналы не являются причиной помех, в то время как тестирование приёмника выполняют для проверки точности обнаружения входных сигналов. Для этого используют источники испытательных сигналов, такие как генераторы сигналов произвольной формы. Измерения импеданса и обратных потерь важно выполнять во временно'й и частотной областях, чтобы обеспечить надёжную работу системы и диагностику нарушений целостности сигнала.
Со времён Хиллман Хантер автомобильная промышленность прошла долгий путь. Переход на беспилотные и «подключённые» автомобили создаёт проблемы, которые необходимо решать с помощью бортовой коммуникационной сети. Множество датчиков, элементов управления и интерфейсов, необходимых для ADAS и новых информационно-развлекательных функций, требуют высокоскоростных соединений, и ресурсов традиционных сетей, таких как CAN, MOST и FlexRay, будет недостаточно. С появлением новых стандартов, таких как автомобильный Ethernet и SERDES, появилась возможность более быстрой передачи данных и удовлетворения потребностей будущих «подключённых» автомобилей.
Обзор рынка анализаторов спектра и сигналов
В статье приводится обзор состояния рынка анализаторов спектра (АС), включая настольные и портативные варианты исполнения, а также рынка анализаторов фазового шума (ФШ) на основе информации из открытых источников (Федеральный информационный фонд по обеспечению измерений ФГИС «АРШИН») [1]. Проведён анализ изменения конъюнктуры рынка и объёмов потребления начиная с 2019 года, включая новых производителей оборудования, вышедших на рынок после февраля 2022 года. 15.04.2024 СЭ №4/2024 585 0 0Частицы в ультрачистой воде
Статья написана по материалам международной технологической дорожной карты для полупроводников (IRDS™ 2023) и посвящена обзору технологии контроля концентрации частиц в ультрачистой воде. 15.04.2024 СЭ №4/2024 612 0 0Двухканальный индикатор уровня звука на базе микроконтроллера EFM8LB12 и дисплея OLED 1306
В статье приведены принципиальная схема, разводка и внешний вид платы, программные средства и результаты работы двухканального индикатора уровня звука на основе микроконтроллера (МК) EFM8LB12, двух ОУ MCP6002 и дисплея OLED 1306, на котором для каждого канала отражаются гистограммы с высотой, пропорциональной уровню звука соответствующего канала. Такой индикатор может быть установлен на переднюю панель аудиоусилителя. По сравнению с похожими покупными индикаторами описываемый индикатор отличается простотой и стоит в несколько раз дешевле. 15.04.2024 СЭ №4/2024 559 0 0Электронные датчики и радары в системе беспроводной связи ОТА, LOP и E-peas
В будущем разработчиков РЭА ожидает эра «одноразовых» устройств: «установил и забыл» – надёжные, устойчивые к внешним воздействиям среды, но не предназначенные для ремонта. Одна из важных решаемых задач – сочетание сбора энергии из среды, её преобразование в электрическую и применение датчиков и микроконтроллеров с крайне низким энергопотреблением. В сочетании с технологиями E-peas (Electronic portable energy autonomous systems – автономные портативные электронные системы), LOP (с низким энергопотреблением) и решениями NXP возникают перспективы датчиков положения, давления и измерения сопутствующих величин от OEM-производителей. С аппаратными настройками и масштабируемостью производительности РЭА в формате процессоров S32R с исключением ошибок в передаче данных аналогового и смешанного сигнала беспроводным способом на небольшие расстояния. В статье представлены примеры системных решений для организации и управления питания датчиков РЭА, задействованных в беспроводной передаче данных, сетевых технологиях и транспортной технике с беспроводной сетью ОТА (Over-the-air – по воздуху). 15.04.2024 СЭ №4/2024 584 0 0