В автомобилях 1960-х годов, таких как "Хиллман-Хантер", выпускавшийся фирмой Hillman Motor Car Company из Ковентри, было всего около 50 проводов, общая длина которых в жгутах составляла примерно 30 метров. Сравните это с современными машинами, имеющими более 1500 проводов общей длиной около 2400 метров и массой более 45 килограммов. Но это тоже не предел, так как автопроизводители заявляют, что при внедрении технологий беспилотного вождения масса проводки подскакивает примерно на 30% по сравнению с исходной моделью. Итак, нужно сосредоточиться на том, чтобы внутри автомобиля была только одна коммуникационная сеть, верно? Ответить на этот вопрос непросто.
К бортовой коммуникационной сети (БКС) предъявляют следующие требования: широкая полоса пропускания, малые задержки и высокая надёжность при работе в неблагоприятных условиях внутри автомобиля. На протяжении многих лет существовало несколько технологий, которые использовались в БКС (рис. 1).
К ним относятся аналоговая сеть, Controller Area Network (CAN), FlexRay, Local Interconnect Network (LIN), низковольтная дифференциальная передача сигналов (LVDS) и система передачи мультимедийных данных (MOST).
Но, глядя на приложения следующего поколения, мы понимаем, что эти устаревающие технологии не могут поддерживать требования к пропускной способности. Кроме того, некоторые из них являются проприетарными и очень дорогими.
Чтобы лучше понять требования к пропускной способности, запомните, что приблизительную скорость передачи видеопотока можно рассчитать по следующим формулам:
Таким образом, для камеры передовой системы помощи водителю (ADAS), снимающей изображение 1080p с глубиной цвета 24 бита и частотой кадров 30 кадров в секунду, поддерживаемая скорость передачи данных равна:
В таблице приведены типичные требования к пропускной способности канала связи для данных от различных датчиков, задействованных в беспилотном вождении.
Некоторые автопроизводители и поставщики решений с уровнем надёжности Tier 1 считают, что первые несколько лет они могут использовать оба стандарта. Однако после этого автомобильный Ethernet со скоростью передачи данных до 100 Гбит/с вытеснит все остальные решения.
Но Кирстен Матеус (Kirsten Matheus), инженер BMW, имеет несколько иную точку зрения. Она предположила, что SERDES является необходимой и оптимальной технологией для соединений «точка-точка» датчиков ADAS, которые передают асимметричные данные, в то время как сетевая технология Ethernet подходит для других автомобильных приложений. Учитывая, что Кирстен сыграла ключевую роль в стандартизации автомобильного Ethernet, с её мнением нельзя не считаться. (Источник: Automotive SerDes Alliance kick-off, май 2019, Salt Lake City.)
Производители автокомплектующих, стремящиеся оптимизировать свои планы совершенствования БКС, могут принять одну из двух стратегий:
При тестировании БКС важно проверить производительность передатчика, приёмника и канала. Поскольку необходимо проводить сотни тестов, программное обеспечение для автоматизированного тестирования на соответствие требованиям спецификаций с их интерпретацией, воспроизводимыми результатами, мастерами настройки с удобными графическими интерфейсами и генерацией отчётов так же важно для специалистов по автомобильной электронике, как и высокие технические характеристики, такие как полоса пропускания, частота выборки и разрешение сигнала.
Тестирование передатчика выполняют в основном с помощью осциллографа, чтобы убедиться, что передаваемые сигналы не являются причиной помех, в то время как тестирование приёмника выполняют для проверки точности обнаружения входных сигналов. Для этого используют источники испытательных сигналов, такие как генераторы сигналов произвольной формы. Измерения импеданса и обратных потерь важно выполнять во временно'й и частотной областях, чтобы обеспечить надёжную работу системы и диагностику нарушений целостности сигнала.
Со времён Хиллман Хантер автомобильная промышленность прошла долгий путь. Переход на беспилотные и «подключённые» автомобили создаёт проблемы, которые необходимо решать с помощью бортовой коммуникационной сети. Множество датчиков, элементов управления и интерфейсов, необходимых для ADAS и новых информационно-развлекательных функций, требуют высокоскоростных соединений, и ресурсов традиционных сетей, таких как CAN, MOST и FlexRay, будет недостаточно. С появлением новых стандартов, таких как автомобильный Ethernet и SERDES, появилась возможность более быстрой передачи данных и удовлетворения потребностей будущих «подключённых» автомобилей.
Биометрические системы, информационные киоски (БИК), турникеты и шлюзы с АСО. Обзор оборудования, компонентов и особенностей установки
Повсеместно биометрическую идентификацию рассматривают как перспективный инструмент для быстрых и безопасных операций почти универсального (в самых различных сферах) применения. Несколько лет назад появились биометрические информационные киоски, турникеты и шлюзы. Эти модели постоянно совершенствуются. О новинках, связанных с расширением функционала и защиты современного оборудования, ставших возможными профессиональными усилиями разработчиков РЭА и производителей оборудования, предлагаем ознакомиться в нашем обзоре. Основной акцент в формате импортозамещения современной электроники сделан на серийные модели отечественных производителей. 04.09.2024 СЭ №6/2024 320 0 0Аккумулятор 18650 для радиоканала
Аккумуляторы 18650 имеют рабочие напряжения 3…4,2 В, что не позволяет использовать их непосредственно в схемах с 5-вольтовым питанием. В статье предложено схемное решение формирования требуемого значения напряжения методом накопления импульсов самоиндукции от дросселя. С целью уменьшения потребления энергии формируется режим «сна» для используемого микроконтроллера 12F675 и радиомодуля HC12 в комбинации с отключением общего провода других потребителей энергии электронным ключом на полевом транзисторе. Приведена методика расчёта длительности работы на аккумуляторе в режиме «измерение-сон». 02.09.2024 СЭ №6/2024 226 0 0Усовершенствованный двухканальный индикатор уровня звука на базе цветного 1,3” TFT дисплея и микроконтроллера EFM8LB10F16
В статье приведены принципиальная схема, разводка и внешний вид платы, а также программные средства двухканального индикатора уровня звука на базе цветного 1,3″ TFT-дисплея с разрешением 240×240 пикселей (с контроллером ST7789), сопряжённого с микроконтроллером EFM8LB10F16 по параллельному интерфейсу. Показаны результаты работы устройства в составе УМЗЧ. 02.09.2024 СЭ №6/2024 222 0 0Сверхпроводимость при высоких температурах реальность и фальсификации. Часть 2
Одним из последних ярких примеров несостоявшегося открытия сверхпроводимости при нормальных условиях стала история с веществом LK-99, названным так по первым буквам фамилий руководителей проекта Сукбэ Ли и Джи-Хун Кима. Группа южнокорейских учёных летом 2023 года разместила на сайте arXiv подробные результаты своих исследований, подтверждающих сверхпроводимость при температуре 127°С и атмосферном давлении синтезированного ими вещества LK-99. Детальное описание экспериментов не вызывало сомнений у мировой научной общественности. Однако попытки объяснить эти результаты поставили в тупик многих экспертов в области сверхпроводимости. Эта информация привела к взрыву в сетях комментариев и вопросов к авторам. Десятки лабораторий во всём мире попытались повторить эксперимент группы Ли Сукбэ. Однако никому не удалось получить точно такие же результаты, какие были опубликованы в южнокорейских препринтах. Только совместные усилия лучших специалистов в области сверхпроводимости позволили установить, что LK-99 не является сверхпроводником. При этом резкий скачок удельного сопротивления объясняется фазовым переходом кристаллической структуры сульфида серы, содержащегося в виде примеси в образцах LK-99. 04.09.2024 СЭ №6/2024 248 0 0