Фильтр по тематике

Профессиональный стандарт для рабочих в области производства изделий микроэлектроники

В статье представлены общие подходы к разработке и актуализации профессиональных стандартов для рабочих специальностей по направлению «Производство изделий микроэлектроники», таких как «Оператор прецизионной фотолитографии изделий микроэлектроники», «Оператор прецизионного травления изделий микроэлектроники», «Оператор элионных процессов изделий микроэлектроники». Отмечена актуальность данного направления с учётом Стратегии развития электронной промышленности РФ. Приведены основные уровни квалификации рабочих в отрасли по данным направлениям, указаны их компетенции (трудовые функции, знания, умения).

Современный мир невозможно себе представить без электроники. Увеличение доли российской электронной продукции на внутреннем рынке, выход на новые международные рынки, а также обеспечение глобального технологического лидерства – основные акценты, отмеченные в Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2020 № 20-р [1]. Основным направлением развития отрасли должно стать создание высокотехнологичной продукции на базе российских технических решений, обеспечивающей реализацию национальных проектов.

Изделия микроэлектроники необходимы для создания передовой военной техники и обеспечения технологической независимости и информационной безопасности наших электронных систем, в том числе и гражданских. Возможности применения российской микроэлектроники напрямую зависят от уровня использованной технологии, для которой требуется освоение производства микроэлектронной продукции на технологическом уровне 28 нм и ниже, а разработки – на уровне 14 нм и ниже.

Для выполнения данных задач необходима подготовка квалифицированного персонала. На данный момент одной из серьёзных кадровых проблем отрасли является неполное соответствие профессиональных компетенций работников предъявляемым квалификационным требованиям. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить актуализацию, разработку и дальнейшее развитие системы профессиональных стандартов. В связи с этим разработка профессиональных стандартов для области производства изделий микроэлектроники является очень актуальной.

Основная цель внедрения профессиональных стандартов заключается в формулировке актуальных требований работодателей к компетенциям работников, системе образования и самостоятельному развитию компетенций работников. Работодатель в данном случае является ключевым элементом процессов внедрения профессиональных стандартов, инициатором и активным участником.

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» [2] во исполнение нормы ст. 195.1 ТК РФ [3] и строятся по единой схеме, которая утверждена в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» [4].

В статье 195.1 Трудового Кодекса РФ понятие «квалификация работника» определяется как «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника», а, в свою очередь, «профессиональный стандарт» – как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции».

Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, который позволяет структурировать требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и широким компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Внедрение профессионального стандарта необходимо для аттестации работника, чтобы проверить и оценить его компетенцию, запас знаний и его соответствие занимаемой должности.

Общие уровни квалификации в профессиональных стандартах содержатся в отдельном документе – Приказе Минтруда России № 148н от 12 апреля 2013 г. [5]. Квалификация показывает, насколько сложную работу способен выполнять работник. По-другому её можно определить как уровень профессионального мастерства.

Проекты профессиональных стандартов были разработаны рабочей группой в соответствии с требованиями нормативных документов [2, 4, 6, 7] и c использованием справочников и классификаторов ОКВЭД [8], ОКЗ [9], ЕТКС [10], ОКПДТР [11], ОКСО [12]. Разработчиками проектов профессиональных стандартов были проанализированы и систематизированы документы базовых организаций ПАО «Микрон» и АО «НИИМЭ», необходимые для осуществления деятельности операторов при подготовке и управлении оборудованием для проведения технологических операций в маршруте изготовления интегральных схем:

  • отраслевые/ведомственные и корпоративные инструкции (в том числе определяющие должностные/функциональные обязанности работников), квалификационные характеристики, описания рабочих мест;
  • отраслевые/ведомственные и корпоративные нормативные акты (приказы, постановления, распоряжения), содержащие сведения о номенклатуре видов профессиональной деятельности/профессий, об определении уровня квалификации при присвоении разрядов/квалификационных категорий/классов и т.п.;
  • технологические карты, относящиеся к данному виду профессиональной деятельности;
  • техническая документация на лабораторное и промышленное оборудование.

Для определения квалификационной структуры проанализирована нормативная документация каждой организации, представляющая собой детальное описание технологических процессов, фиксирующая порядок выполнения операций в рамках определённой алгоритмизированной деятельности. Также были проанализированы должностные инструкции рабочих, занятых в технологических процессах, по виду профессиональной деятельности.

При проведении функционального анализа видов профессиональной деятельности для направления «Производство изделий микроэлектроники» были актуализированы обобщённые трудовые функции (ОТФ) и составляющие их трудовые функции.

Каждая обобщённая трудовая функция – это перечень связанных между собой трудовых функций, которые образовались в результате разделения труда в конкретном производственном процессе. Выполнение трудовых функций обеспечивается наличием описываемых в профессиональном стандарте знаний и навыков, необходимых для выполнения, а также требованиями к образованию, обучению и опыту практической деятельности в соответствии с уровнем квалификации.

Данные проекты прошли профессиональную экспертизу с участием представителей профессиональной деятельности по направлению «Производство изделий микроэлектроники». Основной задачей при выборе организаций являлась репрезентативность выборки по следующим критериям: статистический, ресурсно-экономический, аналитический. Экспертами выступили представители следующих научно-производственных и производственных организаций – ведущих предприятий по производству изделий микроэлектроники:

  1. АО «Ангстрем»;
  2. ФГБНУ «НПК «Технологический центр»;
  3. АО «ЗИТЦ»;
  4. НИУ «МИЭТ»;
  5. ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»;
  6. АО «Ангстрем-Т»;
  7. ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН;
  8. ФГАОУ ВО ЮФУ;
  9. ОАО «НИИТМ»;
  10. ООО «Крокус Наноэлектроника».

Основываясь на анализе нормативных и методических документов, а также имеющихся в отрасли профессиональных стандартов, с учётом корректировки замечаний экспертов, были сформулированы основные компетенции рабочих, участвующих в выполнении следующих технологических процессов изготовления изделий микроэлектроники: прецизионной фотолитографии, прецизионного травления, элионных процессов. Анализ уже разработанных в отрасли профессиональных стандартов позволил систематизировать информацию, необходимую для решения проектно-исследовательских задач.

Для формулировки обобщённых трудовых функций были проведены экспертные опросы и использован специальный инструментарий для проведения полуформализованного фокусированного интервью на предприятиях по производству изделий микроэлектроники.

Проекты профессиональных стандартов «Оператор прецизионной фотолитографии изделий микроэлектроники», «Оператор прецизионного травления изделий микроэлектроники», «Оператор элионных процессов изделий микроэлектроники» содержат требования к специалистам 3–4-го уровней квалификации. Оценка уровней квалификации была проведена в соответствии с пунктом 6 «Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (см. табл. 1) [2].

Уровни квалификаций Российской Федерации применяются в целях:

  • международной и межотраслевой сопоставимости квалификационных уровней для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
  • разработки отраслевых уровней квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов.

В уровнях квалификации важную роль в деятельности работника играет показатель широты полномочий и ответственности. Он определяется степенью самостоятельности профессиональной деятельности, её масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

В проектах профессиональных стандартов «Оператор прецизионной фотолитографии изделий микроэлектроники», «Оператор прецизионного травления изделий микроэлектроники», «Оператор элионных процессов изделий микроэлектроники» виды профессиональной деятельности были декомпозированы на две обобщённых трудовых функции. Описание ОТФ, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблицах 2а-в. Обоснование установленного уровня квалификации проведено с учётом тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих [10].



При выделении ОТФ разработчики проектов стандартов ориентировались не только на объективную структуру профессиональной деятельности, но и на удобство использования перечня в сфере образования и сфере труда (при приёме на работу, сертификации и т.д.). Также важным аспектом является то, что каждая ОТФ представляет собой завершённый подвид профессиональной деятельности, который может быть выделен в отдельную деятельность. Таким образом, каждая ОТФ при наличии соответствующих образовательных условий может быть освоена отдельно с получением соответствующего сертификата. Особое внимание разработчики уделяли требованию того, что совокупность ОТФ должна полностью раскрывать содержание вида профессиональной деятельности.

Проекты профессиональных стандартов «Оператор прецизионной фотолитографии изделий микроэлектроники», «Оператор прецизионного травления изделий микроэлектроники», «Оператор элионных процессов изделий микро-электроники» содержат по две ОТФ, отражающие подготовку и эксплуатацию технологического оборудования по каждому из направлений деятельности.

При разработке проектов профессиональных стандартов были разработаны и использованы обобщённые (типовые) классификаторы трудовых функций и трудовых действий, сгруппированных по функциональным областям.

Данный классификатор разрабатывался на основе анализа соответствующих международных и российских стандартов, технологий ведения работ, а также обсуждения с экспертами. Разработка классификатора велась от функциональных областей через трудовые функции к трудовым действиям и обратно. Такой подход позволил обеспечить полноту покрытия профессиональной деятельности специалиста. Конкретные формулировки трудовых функций и трудовых действий на соответствующих уровнях квалификаций, указанных в проектах стандартов, формировались на основе данных классификаторов с учётом специфики профессии и ОТФ. Основной задачей экспертов-представителей предприятий по производству изделий микроэлектроники являлось определение трудовых функций работников по значимости и частоте их использования в профессиональной деятельности.

На каждый уровень квалификации выделены трудовые функции, которые перечислены в таблицах 2а-в. Эти трудовые функции выбраны таким образом, чтобы максимально соответствовать целям и задачам профессии на данном уровне квалификаций операторов рассматриваемых направлений.

Анкетирование работников на ведущих предприятиях по производству изделий микроэлектроники позволило декомпозировать трудовые функции на трудовые действия. Под трудовыми действиями понимаются простейшие производственные операции, совершаемые работником в рамках выполнения трудовой функции. Например, в проекте профессионального стандарта «Оператор прецизионного травления изделий микроэлектроники» ТФ А/03.3 «Выполнение действий при выявлении отклонений от установленных требований при проведении операций химической очистки и жидкостного прецизионного травления изделий микроэлектроники» трудовые функции декомпозированы на следующие трудовые действия:

  • регистрация выявленного несоответствия продукции изделий микроэлектроники;
  • оповещение начальника смены и инженера-технолога для проведения немедленных действий;
  • выполнение необходимого дополнительного контроля партии продукции изделий микроэлектроники (визуального, технического, документального) для оценки объёма несоответствия в соответствии с планом действий при выявлении отклонений от установленных требований;
  • остановка обработки партии изделий микроэлектроники в автоматизированной системе управления производством и непосредственно на установке.

Основными задачами разработчиков проектов стандартов «Оператор прецизионной фотолитографии изделий микроэлектроники», «Оператор прецизионного травления изделий микро-электроники», «Оператор элионных процессов изделий микроэлектроники» при формулировке трудовых действий являлись соблюдение достаточности, диагностичности, поддержание единого синтаксического стандарта. Одной из наиболее сложных задач при проектировании стандартов является формулирование необходимых знаний и умений, которые требуются работнику для выполнения должностных обязанностей. Для выполнения перечисленных выше трудовых функций необходимо наличие у персонала умений и знаний, которые указаны в таблицах 3а-в.



Профессиональный стандарт является основой для установления конкретных требований при выполнении трудовых функций работника с учётом специфики деятельности организации. Положения данных профессиональных стандартов должны также учитываться при формировании ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) профессионального образования. Таким образом, решается ещё одна кадровая проблема, которая существует на данный момент в отрасли микроэлектроники: неполное соответствие профессиональных компетенций работников предъявляемым квалификационным требованиям. 

Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р «Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями).
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (с изменениями и дополнениями).
  5. Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
  6. Приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
  7. Приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н (ред. от 09.03.2017) «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».
  8. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст) (ред. от 24 декабря 2019 г.).
  9. Общероссийский классификатор занятий (принят и введён в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст) ОК 010-2014 (МСКЗ-08).
  10. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
  11. Постановление Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367 (ред. от 19.06.2012) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94».
  12. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (принят и введён в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст) ОК 009-2016.
  13. Web-сайт Министерства Труда России: https://profstandart.rosmintrud.ru/.
  14. Информационно-методические материалы «Развитие системы профессиональных стандартов – 2019 год». ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, 2019.
Комментарии
Рекомендуем
Биометрические системы, информационные киоски (БИК), турникеты и шлюзы с АСО. Обзор оборудования, компонентов и особенностей установки электроника

Биометрические системы, информационные киоски (БИК), турникеты и шлюзы с АСО. Обзор оборудования, компонентов и особенностей установки

Повсеместно биометрическую идентификацию рассматривают как перспективный инструмент для быстрых и безопасных операций почти универсального (в самых различных сферах) применения. Несколько лет назад появились биометрические информационные киоски, турникеты и шлюзы. Эти модели постоянно совершенствуются. О новинках, связанных с расширением функционала и защиты современного оборудования, ставших возможными профессиональными усилиями разработчиков РЭА и производителей оборудования, предлагаем ознакомиться в нашем обзоре. Основной акцент в формате импортозамещения современной электроники сделан на серийные модели отечественных производителей.
04.09.2024 СЭ №6/2024 320 0
Сверхпроводимость при высоких температурах реальность и фальсификации. Часть 2 электроника

Сверхпроводимость при высоких температурах реальность и фальсификации. Часть 2

Одним из последних ярких примеров несостоявшегося открытия сверхпроводимости при нормальных условиях стала история с веществом LK-99, названным так по первым буквам фамилий руководителей проекта Сукбэ Ли и Джи-Хун Кима. Группа южнокорейских учёных летом 2023 года разместила на сайте arXiv подробные результаты своих исследований, подтверждающих сверхпроводимость при температуре 127°С и атмосферном давлении синтезированного ими вещества LK-99. Детальное описание экспериментов не вызывало сомнений у мировой научной общественности. Однако попытки объяснить эти результаты поставили в тупик многих экспертов в области сверхпроводимости. Эта информация привела к взрыву в сетях комментариев и вопросов к авторам. Десятки лабораторий во всём мире попытались повторить эксперимент группы Ли Сукбэ. Однако никому не удалось получить точно такие же результаты, какие были опубликованы в южнокорейских препринтах. Только совместные усилия лучших специалистов в области сверхпроводимости позволили установить, что LK-99 не является сверхпроводником. При этом резкий скачок удельного сопротивления объясняется фазовым переходом кристаллической структуры сульфида серы, содержащегося в виде примеси в образцах LK-99.
04.09.2024 СЭ №6/2024 248 0