Фильтр по тематике

Разработка плат по стандарту ISO 26262

ISO 26262 (ГОСТ Р ИСО 26262-1-2014) – большая и сложная спецификация, затрагивающая вопросы безопасности дорожных транспортных средств. Основное внимание в ней уделяется безопасности оператора транспортного средства, пассажира и обслуживающего персонала. ISO 26262 описывает весь жизненный цикл продукта, включая менеджмент, разработку, производство, эксплуатацию, обслуживание и вывод из эксплуатации. В данной статье рассмотрены аспекты спецификации, касающиеся этапов разработки и производства.

25.12.2018 250 0
Разработка плат по стандарту ISO 26262

Ключевые аспекты стандарта ISO 26262

ISO 26262 разделяет риски возникновения опасности на 4 уровня полноты автомобильной безопасности (УПБА): A, B, C и D (по возрастанию уровня риска и требований функциональной безопасности). Рейтинги УПБА рассматриваются в контексте целей обеспечения защищённости автомобиля и основанных на них требований функциональной безопасности. Команда разработчиков преобразует последние в технические требования к системе безопасности (СБ), которые описывают механизацию и ожидаемые уровни производительности аппаратного и программного обеспечения. Технические требования к СБ становятся дополнительными функциональными требованиями, помимо обычных требований к проекту, связанных с безопасностью. Сопоставление всех указанных целей и требований – ключевая часть плана обеспечения безопасности продукта. Другая его часть – документирование механизмов безопасности, обеспечивающих предотвращение или обнаружение и смягчение отказов.

ISO 26262 определяет требуемые методологии проектирования и показатели надёжности в зависимости от УПБА. Средства разработки обязаны обеспечивать отслеживание требований и необходимый уровень анализа, производительности и целостности в соответствии с заданным УПБА для соответствующей части проекта и процесса проектирования.

Проект электронной части автомобиля содержит в среднем от 2 до 7 целей безопасности, каждой из которых соответствует от 1 до 5 требований функциональной безопасности. Команда разработчиков выдвигает одно или несколько технических требований к СБ для реализации каждого функционального требования безопасности. Обычно множество частей проекта влияют на несколько технических требований к системе безопасности с разными УПБА. Для более строгих УПБА (B, C и D) требуется более полный анализ, включающий расчёт вероятности случайного отказа оборудования для каждой цели безопасности. Выполнение этих сложных требований к анализу становится проще благодаря дополнительной документации и атрибутам, задаваемым на уровне схемы, и должным образом документируемым при разработке топологии печатной платы.

Наиболее вероятные нарушения требований безопасности автомобиля, связанные с печатными платами

Электронные системы автомобиля очень разнообразны, и так же разнообразны цели обеспечения безопасности, связанные с ними. Современные электронные системы автомобиля с высоким (УПБА C и D) уровнем функциональных требований безопасности – это:

  • беспилотное управление;
  • электроусилитель руля;
  • адаптивный круиз-контроль;
  • система мониторинга усталости водителя (система контроля и удержания в полосе, система обнаружения препятствий);
  • гибридный/электрический привод (инверторы для управления электромотором, управление АКБ, заряд батареи / преобразователи постоянного тока);
  • управление приводом (системы управления двигателем/трансмиссией/КПП/дифференциалом).

Существует также огромное количество систем с УПБА A и B, таких как датчик дождя / управление стеклоочистителем, управление климатом (оттаивание), контроллеры генератора и распределения питания.

С учётом вариативности их специфики от продукта к продукту цели обеспечения безопасности обычно подпадают под одну из следующих категорий:

  • потеря/неправильная работа рулевого управления;
  • избыточный/недостаточный крутящий момент на колёсах (движение, регенерация и торможение);
  • непредусмотренный крутящий момент на колёсах;
  • риски, связанные с высоким напряжением / большим током;
  • потеря/неправильный анализ данных с сенсоров;
  • полная/частичная потеря функционала;
  • потеря/неправильная работа обратной связи с водителем;
  • потеря/неправильное взаимодействие с контроллером.

Параметры среды разработки печатных плат, критичные для функциональной безопасности

Для того чтобы убедиться, что требования безопасности не нарушены, необходим соответствующий функционал среды разработки. Его смысл состоит в том, чтобы проектный замысел был аккуратно и надёжно зафиксирован в физическом проекте вместе со ссылками на документацию, содержащую соответствующие функциональные требования. Среда разработки печатных плат должна обеспечивать следующие концепции целостности проекта:

  1. Целостность списка цепей, получаемого из схемы:
    • схема представляет собой детализированный проектный замысел и является основным документом, описывающим проектный замысел;
    • список электрических цепей определяет трассировку печатной платы;
    • список электрических цепей определяет работу инструментов моделирования электрических цепей для верификации проекта.
  2. Целостность перечня элементов, получаемого на основе схемы: перечень должен корректно представлять электрические компоненты, используемые в схеме.
  3. Целостность данных при генерации топологии (списка физических цепей) на основе списка электрических цепей: топология печатной платы должна отражать список электрических цепей, чтобы удостовериться в корректной имплементации цепей.
  4. Корректность воплощения электрических требований на печатной плате: требования к зазорам на основе импеданса, длинам цепей на основе задержек и ширине дорожек на основе падения напряжения должны быть корректно интерпретированы и реализованы.
  5. Целостность механических ограничений (зазоры и порядок слоёв):
    • физические расстояния между трассами и компонентами должны быть правильно интерпретированы и реализованы для выполнения требований к зазорам и утечкам (во избежание скрытых сбоев и электрических опасностей);
    • физические расстояния между компонентами должны быть правильно интерпретированы и реализованы для правильной сборки (во избежание скрытых повреждений, связанных со сборкой);
    • данные по слоям должны быть правильно интерпретированы и реализованы, чтобы избежать нарушения вертикальных зазоров и утечек.
  6. Целостность данных, передаваемых на изготовление: файлы ODB++, Gerber должны содержать точные данные для изготовления, сборки и тестирования печатной платы.

Краткие требования к документированию функциональной безопасности

Конечная цель – разработать и должным образом задокументировать продукт, соответствующий всем требованиям. Стандарт ISO 26262 сосредоточен на требованиях, касающихся безопасности, которые должны быть описаны в виде технических требований к СБ со ссылкой на соответствующие требования функциональной безопасности и представлены заказчику в форме, позволяющей продемонстрировать, что транспортное средство соответствует поставленным целям.

Каждому требованию функциональной безопасности соответствует рейтинг УПБА, который должен учитываться в процессе проектирования и анализа. Требования функциональной безопасности задаются на уровне системы (продукта). План безопасности разрабатывается параллельно с механизацией системы. Он определяет технические требования к СБ для выполнения функциональных требований безопасности для текущего уровня механизации. Технические требования к безопасности добавляются к общим функциональным требованиям системы. Чертёж механизации системы – критически важный этап в процессе документирования. Он должен чётко определять интерфейсы связи между системами автомобиля, а также охватывать технические требования безопасности, ассоциированные с программной и аппаратной механизацией.

Ключевая концепция состоит в том, что на протяжении всего процесса проектирования должна существовать двунаправленная цепочка документации технических требований безопасности. Документация должна включать в себя не только проект, но и связанные с ним расчёты. Эта цепочка технических требований должна также распространяться на процессы производства, тестирования и обслуживания.

Документирование технических требований к безопасности при разработке аппаратной части

Механизация систем – ключевой документ для демонстрации интерфейсов связи с системой более высокого уровня. Цели обеспечения безопасности, а также ассоциированные с ними функциональные требования задаются на уровне автомобиля. Для разрабатываемого продукта функциональные требования безопасности наследуются либо из системы-автомобиля, либо из системы более высокого уровня. Функциональные требования должны быть чётко определены и преобразованы в технические требования к программным и аппаратным функциям.

К ключевым элементам документации механизации систем относятся:

  • «флаг» функциональной безопасности титульного блока;
  • номер для отслеживания документа;
  • границы системы (электрические, механические, экзогенные);
  • интерфейсы:
    - электрические (земля/питание, модификация мощности, коммуникационные шины, входные/выходные сигналы, напряжения/токи, скорости переключения, переходные величины / электромагнитная совместимость, импедансы);
    - механическое крепление (шок/вибрация);
    - поток воздуха;
    - поток охладителя;
  • требования функциональной безопасности:
    - технические требования безопасности;
    - УПБА;
    - безопасное состояние (требуемые модели неисправностей/ответы);
    - интервал сбоеустойчивости;
    - предел обнаружения.

Каждый элемент, связанный с безопасностью, должен ссылаться на соответствующие технические требования к СБ и их ключевые атрибуты, влияющие на проект.

Заключение

Для проектирования транспортных средств, соответствующих современным требованиям безопасности, необходим интегрированный программный комплекс, основанный на единой базе данных, включающий в себя не только схемотехнический и топологический редакторы, а также средства моделирования, анализа и верификации, но и содержащий инструмент, обеспечивающий отслеживание требований и ограничений на всех этапах проектирования – от разработки технического задания и системного уровня до конечной реализации и моделирования.

Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!

25.12.2018 250 0
Комментарии
Рекомендуем
Современная электроника и искусственный интеллект Часть 1. Что такое искусственный интеллект,  и что он может

Современная электроника и искусственный интеллект Часть 1. Что такое искусственный интеллект, и что он может

Проявления искусственного интеллекта (ИИ) мы замечаем всё чаще как в повседневной жизни, так и в самых различных областях науки, техники, медицины, транспорта и т.д. Общая цель нескольких частей этой статьи заключается в том, чтобы попытаться объяснить, с одной стороны, какую роль играет современная электроника в ИИ, а с другой – как развитие современной электроники влияет на прогресс ИИ. В первой части статьи простыми словами рассказано, что такое ИИ, и как он работает. На основе анализа статей ведущих экспертов в области искусственного интеллекта автор постарался выделить несколько наиболее крупных фирм, продукция которых представляется наиболее перспективной. В первой части приведён краткий обзор больших языковых моделей (LLM) этих фирм. В следующей части статьи планируется рассмотреть специализированные модели искусственного интеллекта.
01.04.2025 216 0
Инновационные токопроводящие плёнки с элементами TFT как способ зарядки от теплового и вибрационного датчика QOT для носимых электронных устройств

Инновационные токопроводящие плёнки с элементами TFT как способ зарядки от теплового и вибрационного датчика QOT для носимых электронных устройств

Учёные многих стран мира работают над преобразованием энергии тепла в электрический ток с конца XIX века, когда контроль над электрическим током ощущался таким же прогрессом, как сегодня Интернет, цифровизация и ИИ. Гибкая РЭА применяется в различных областях, таких как панельные дисплеи, электронные датчики, шлейфы и устройства накопления данных, что стимулирует значительный интерес к новым материалам и технологиям их обработки. Сегодня за неполных два века можно говорить о том, что разработчикам удалось создать ультратонкую гибкую плёнку для подзарядки электронных устройств небольшой мощности на основе TFT, в частности, для подзарядки аккумуляторов смартфонов непосредственно от тепла тела человека. Такие электронные датчики пока размещают на кожном покрове, а в ближайшем будущем будут встраивать в умную одежду человека. В статье рассматриваются инновации в тонкоплёночных транзисторах (TFT), которые являются важнейшими компонентами, позволяющими создавать электронные схемы на гибких подложках, а разработка элементов TFT с высокой производительностью и с механической гибкостью для РЭА – предмет перспективных исследований.
01.04.2025 137 0

ООО «БД СЕНСОРС РУС»  ИНН 7718542411 erid = 2SDnjc4CpRr
ООО «БД СЕНСОРС РУС»  ИНН 7718542411 erid = 2SDnjcfnXC8
  Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех! Подписаться