Зеленоградская компания «Лаборатория Микроприборов» за годы работы в сфере микроэлектромеханических инерциальных систем накопила опыт, достаточный для того, чтобы конкурировать с иностранными производителями. Обладая собственными технологиями изготовления МЭМС-устройств, инженеры компании создают новые и совершенствуют старые конструкции чувствительных элементов, отвечая на запросы российского рынка.
ООО «Лаборатория Микроприборов» (ООО «ЛМП») занимается разработкой, производством, внедрением и реализацией научно-технической продукции в области инерциальной микромеханики. Основная сфера деятельности предприятия – создание инерциальных датчиков и систем, однако развиваются и сопутствующие компетенции в области программного обеспечения и методологии проведения калибровки и испытаний инерциальных измерительных систем. Продукция компании ориентирована на рынок гражданских и специальных применений инерциальных технологий. Особенностью продукции является то, что она занимает нишу на стыке дешёвых систем широкого потребления и высокоточных очень дорогих систем на основе волоконно-оптических, лазерных и других гироскопов, формируя конкурентно привлекательный продукт с хорошим соотношением цена–качество.
Среди продукции компании выделяются МЭМС-датчик угловой скорости (ДУС) серии 201МСУ1У (см. рис. 1) и МЭМС-акселерометр серии 202МСУ1Л (см. рис. 2). Главная особенность этих датчиков – применение чувствительных элементов собственного производства. Это позволяет гибко модернизировать ДУС и акселерометр для максимально полного удовлетворения потребностей заказчиков. Кроме того, такой подход позволяет в значительной мере снизить негативный эффект зависимости от импортных инерциальных датчиков.
В МЭМС ДУС серии 201МСУ1У в качестве чувствительного элемента применяется кольцевой резонатор новой конструкции собственного производства. Это позволяет улучшить точность и стабильность параметров, повысить стойкость к внешним воздействиям. Датчик угловой скорости предназначен для непрерывного измерения проекции угловой скорости на измерительную ось. Выходной сигнал датчика – аналоговый, напряжение от 0 до 5 В. Датчик выполнен в виде компактного устройства в металлическом корпусе с габаритными размерами 51×37×23 мм (без провода).
Диапазон измерения МЭМС ДУС составляет ±400°/с. По запросу потребителя диапазон измерения может быть изменён в широких пределах.
Основные характеристики МЭМС ДУС:
Использование отрицательной об-ратной связи в схеме управления кольцевым резонатором МЭМС ДУС привело к увеличению стабильности нулевого сигнала и масштабного коэффициента в диапазоне рабочих температур. Дальнейшее снижение температурной погрешности нулевого сигнала достигается в версии МЭМС ДУС с цифровым выходом – за счёт применения продвинутых алгоритмов компенсации.
Отличительной особенностью МЭМС ДУС серии 201МСУ1У является высокая прочность и устойчивость к механическим воздействиям. Испытания опытных образов показали, что датчик является стойким к механическим ударам одиночного действия величиной до 7000g.
В МЭМС-акселерометре серии 202МСУ1Л применяется ёмкостный чувствительный элемент маятникового типа собственного производства. Преобразование ёмкости сенсора в цифровой код осуществляется с использованием высокоточного 24-разрядного SD-конвертора. МЭМС-акселерометр поставляется в герметичном металлостеклянном корпусе с габаритами 19,5×14,5×5 мм. Выходной сигнал датчика – цифровой. Обмен данными осуществляется по интерфейсу I2C.
Основные характеристики МЭМС- акселерометра:
Использование чувствительного эле-мента оригинальной конструкции позволило соблюсти необходимый баланс между высокой чувствительностью и повышенной стойкостью к воздействию внешних факторов. В результате смещение нуля МЭМС-акселерометра 202МСУ1Л, как и у гораздо более дорогих акселерометров компенсационного типа, не изменяется при вибрации основания. Высокая стабильность позволяет применять данный датчик в составе инклинометра, предназначенного для использования в сложных условиях эксплуатации. Этому способствует и высокая повторяемость нулевого сигнала после воздействия механических ударов.
В настоящее время ООО «ЛМП» сов-местно с заказчиками проводит испытания МЭМС-акселерометра 203МСУ1Л-1Ц (см. рис. 3), где в качестве датчика используется 202МСУ1Л, а для обработки сигнала применён 32-разрядный микроконтроллер с ядром Cortex-M0.
Таким образом удалось снизить температурную погрешность датчика до уровня менее 20mg в диапазоне рабочих температур –50…+85°С.
Отличительными особенностями МЭМС-акселерометра серии 202МСУ1Л являются малые габариты, высокая чувствительность, цифровой выход и стойкость к механическим воздействиям.
Разработанные в компании «Лаборатория Микроприборов» МЭМС-акселерометры и ДУС предназначены для построения систем ориентации и навигации, стабилизации платформ, создания охранных комплексов, для систем управления робототехническими комплексами и беспилотными летательными аппаратами, а также для решения других задач.
Одним из примеров успешного взаимодействия производителя с конечными потребителями является внедрение технических решений ООО «ЛМП» в систему управления беспилотным автомобилем совместно с командой кафедры «Организация и безопасность движения» университета МАДИ. Датчики, разработанные и изготовленные зеленоградской компанией, применяются в системах стабилизации спутниковых антенн ООО «Технологии Радиосвязи». Ещё одним образцом успешного внедрения отечественной сенсорной продукции служит комплексная дорожная лаборатория «Трасса», разработанная ООО «Спецдортехника».
Расширенный температурный диапазон и повышенная стойкость к внешним воздействиям позволяют применять датчики компании ООО «ЛМП» в приборах, предназначенных для эксплуатации в сложных условиях.
Биометрические системы, информационные киоски (БИК), турникеты и шлюзы с АСО. Обзор оборудования, компонентов и особенностей установки
Повсеместно биометрическую идентификацию рассматривают как перспективный инструмент для быстрых и безопасных операций почти универсального (в самых различных сферах) применения. Несколько лет назад появились биометрические информационные киоски, турникеты и шлюзы. Эти модели постоянно совершенствуются. О новинках, связанных с расширением функционала и защиты современного оборудования, ставших возможными профессиональными усилиями разработчиков РЭА и производителей оборудования, предлагаем ознакомиться в нашем обзоре. Основной акцент в формате импортозамещения современной электроники сделан на серийные модели отечественных производителей. 04.09.2024 СЭ №6/2024 320 0 0Аккумулятор 18650 для радиоканала
Аккумуляторы 18650 имеют рабочие напряжения 3…4,2 В, что не позволяет использовать их непосредственно в схемах с 5-вольтовым питанием. В статье предложено схемное решение формирования требуемого значения напряжения методом накопления импульсов самоиндукции от дросселя. С целью уменьшения потребления энергии формируется режим «сна» для используемого микроконтроллера 12F675 и радиомодуля HC12 в комбинации с отключением общего провода других потребителей энергии электронным ключом на полевом транзисторе. Приведена методика расчёта длительности работы на аккумуляторе в режиме «измерение-сон». 02.09.2024 СЭ №6/2024 228 0 0Усовершенствованный двухканальный индикатор уровня звука на базе цветного 1,3” TFT дисплея и микроконтроллера EFM8LB10F16
В статье приведены принципиальная схема, разводка и внешний вид платы, а также программные средства двухканального индикатора уровня звука на базе цветного 1,3″ TFT-дисплея с разрешением 240×240 пикселей (с контроллером ST7789), сопряжённого с микроконтроллером EFM8LB10F16 по параллельному интерфейсу. Показаны результаты работы устройства в составе УМЗЧ. 02.09.2024 СЭ №6/2024 223 0 0Сверхпроводимость при высоких температурах реальность и фальсификации. Часть 2
Одним из последних ярких примеров несостоявшегося открытия сверхпроводимости при нормальных условиях стала история с веществом LK-99, названным так по первым буквам фамилий руководителей проекта Сукбэ Ли и Джи-Хун Кима. Группа южнокорейских учёных летом 2023 года разместила на сайте arXiv подробные результаты своих исследований, подтверждающих сверхпроводимость при температуре 127°С и атмосферном давлении синтезированного ими вещества LK-99. Детальное описание экспериментов не вызывало сомнений у мировой научной общественности. Однако попытки объяснить эти результаты поставили в тупик многих экспертов в области сверхпроводимости. Эта информация привела к взрыву в сетях комментариев и вопросов к авторам. Десятки лабораторий во всём мире попытались повторить эксперимент группы Ли Сукбэ. Однако никому не удалось получить точно такие же результаты, какие были опубликованы в южнокорейских препринтах. Только совместные усилия лучших специалистов в области сверхпроводимости позволили установить, что LK-99 не является сверхпроводником. При этом резкий скачок удельного сопротивления объясняется фазовым переходом кристаллической структуры сульфида серы, содержащегося в виде примеси в образцах LK-99. 04.09.2024 СЭ №6/2024 248 0 0