В статье описаны преимущества использования КНИ-биполярных и BCD-техпроцессов для ИМС космической силовой электроники, используемых в DC/DC-модулях систем вторичного электропитания с бортовым питанием 27 и 100 В, в конечных DC/DC-преобразователях, в драйверах управления затворами MOSFET и IGBT и других устройствах. Рассматриваются отличительные особенности КНИ-биполярных и BCD-процессов в сравнении с обычными техпроцессами для космической электроники.
Качеству и надёжности аппаратуры космической техники всегда уделяется огромное внимание. В настоящее время к электронной компонентной базе (ЭКБ), применяемой в космической аппаратуре, предъявляются следующие особые требования:
Создание современной ЭКБ, стойкой к ДИ космического пространства, невозможно без применения совокупности технологических, конструктивных и схемотехнических методов, а также без проведения моделирования влияния дестабилизирующих излучений на этапе проектирования компонентов. К технологическим методам относятся как разработка специализированных техпроцессов изготовления ИМС, так и улучшение радиационных свойств слоёв и материалов, входящих в конструкцию ИМС или её элементной базы. В настоящее время такими методами являются: технология «кремний на изоляторе» (КНИ), специализированные операции создания диэлектрических слоёв, в особенности подзатворного диэлектрика (GOX) и скрытого слоя оксида кремния (BOX) в КНИ-структурах. К конструктивным способам повышения стойкости относится использование специальных корпусов, методов локальной защиты и т.п. Схемотехнические методы включают в себя использование специализированных схемотехнических решений для блоков ИМС, применение библиотек элементов с мажоритированием на уровне вентилей, кодеров, декодеров Хэмминга, так называемых «резервных» библиотек элементов, отбор библиотечных компонентов, разработка эффективных блоковых кодов и ряд других приёмов [1, 2].
В настоящей статье описываются преимущества использования КНИ-биполярных и BCD-техпроцессов для ИМС космической силовой электроники.
В космической силовой электронике ИМС в основном применяются в DC/DC-модулях систем вторичного электропитания, в конечных DC/DC-преобразователях систем распределённого питания, в драйверах электромоторов, драйверах плазменных панелей, электронных трансформаторах и другой преобразовательной аппаратуре.
Схемотехника DC/DC-модулей си-стем вторичного электропитания с бортовым питанием 27 и 100 В основана на использовании ИМС ШИМ-контроллеров, операционных усилителей (ОУ) и компараторов, прецизионных регулируемых стабилитронов, LDO-регуляторов [3]. Перечисленные классы ИМС традиционно изготавливаются по радиационно стойкой 20–40 В биполярной технологии. Основные производители ИМС данного класса – Texas Instruments, STMicroelectronics, Microsemi, Linear Technology, Aeroflex.
ИМС классических конечных DC/DC- преобразователей представляют собой неизолированные импульсные понижающие стабилизаторы напряжения с синхронным или асинхронным выпрямлением со встроенными в ИМС или внешними силовыми транзисторами. Конечный DC/DC-преобразователь также может иметь в своём составе LDO-регулятор. Малые размеры преобразователей напряжения достигаются за счёт использования высокой частоты переключения (до 1 МГц) и схемы контроля выходного тока, что позволяет, соответственно, уменьшить размер индуктивности и снизить количество компонентов. Так как конечные преобразователи, как правило, преобразуют напряжение порядка 3,3¼5,0 В в стабилизированное напряжение в диапазоне 0,8¼1,5 В, то ИМС для них изготавливается по радиа-ционно стойким низковольтным (7–15 В) биполярной или КМОП-технологиям. В случае использования более высоких входных напряжений 8–15 В для изготовления ИМС данного класса обычно применяют радиационно стойкий 20–40 В BCD-процесс. Основные производители ИМС данного класса – фирмы Texas Instruments и Linear Technology.
ИМС драйверов предназначены для использования в драйверах электромоторов (управление затворами MOSFET и IGBT), в bust или buck АС/DC-инверторах, драйверах плазменных панелей, электронных трансформаторах. Основным технологическим процессом для изготовления ИМС данного класса является 100–400 В радиационно стойкий ВСD-процесс.
Технологические и конструктивные методы, используемые при разработке и изготовлении вышеназванных классов ИМС, позволяют получать стойкость к НД на уровне 30–100 крад и к воздействию ТЗЧ не ниже 30–60 МэВ×см2/мг. Дальнейшее усовершенствование технологического процесса позволяет не только увеличить стойкость ИМС к ДИ, но и повысить надёжность ИМС за счёт упрощения схемотехнических решений. Из последних достижений в этой области следует отметить использование КНИ-технологии для производства ИМС космической электроники.
В технологии КНИ приборный слой монокремния электрически изолирован от остальной части кремниевой подложки и элементы ИМС электрически изолированы друг от друга канавками, заполненными оксидом кремния. Это позволяет:
Из особенностей основных, существующих в настоящее время КНИ-биполярных техпроцессов можно выделить метод формирования КНИ-изоляции: меза- и канавочная структура изоляции. Для КНИ-мезаструктуры скрытые слои формируются в n-подложке с концентрацией примеси, как в эпитаксиальном слое стандартного (не радиационно стойкого) техпроцесса, затем формируются мезаканавки, проводится их окисление и заполнение поликремнием (PolySi). Получившаяся структура «спекается» с подложкой носителем, после чего «лишний» слой n-подложки убирается шлифовкой.
Для КНИ-техпроцесса с канавочной изоляцией используются КНИ-подложки типа Unibond с достаточно толстым 2–5 мкм слоем приборного кремния, в котором формируются n+- и р+-скрытые слои. Далее выращивается эпитаксиальный слой, формируются диффузионные слои глубоких коллекторов n-p-n- и p-n-p-транзисторов. Формирование канавочной изоляции методом глубокого ПХ-травления обычно проводят после завершения всех необходимых высокотемпературных операций с температурой выше 1 000°С.
Финальная структура n-p-n- и p-n-p-транзисторов КНИ-биполярных техпроцессов представлена на рисунке 1.
В дополнение к отмеченным выше достоинствам КНИ-процесса можно добавить, что для КНИ-биполярного техпроцесса характерны более низкая ёмкость перехода «коллектор – подложка», отсутствие модуляции величины ёмкости этого перехода при изменении напряжения на коллекторе. Кроме того, отсутствует необходимость в дополнительном n-скрытом слое для изоляции вертикального p-n-p-транзистора.
Наличие в библиотеке BCD-процесса вертикальных n-p-n- и p-n-p-биполяр-ных транзисторов наряду с КМОП-, JFET- и ДМОП-транзисторами (см. рис. 2) предполагает использование толстоплёночной КНИ-структуры со скрытыми слоями в приборном слое кремния.
Для КНИ BCD-техпроцесса используются КНИ-подложки типа Unibond с 1,5¼2 мкм слоем приборного кремния, в котором формируются n+- и р+-скрытые слои. Затем выращивается эпитаксиальный слой, формируются диффузионные слои элементной базы и канавочная изоляция. Толстоплёночная КНИ-технология, используемая для BCD-техпроцесса, обладает отличной совместимостью с конструкцией большинства ИМС, изготовленных ранее по обычной радиационно стойкой BCD-технологии. Помимо этого её отличает простота добавления в техпроцесс возможностей для создания дополнительных элементов (транзисторов, резисторов и т.п.). Наличие скрытых слоёв и контакта с карманом в радиационно стойкой толстоплёночной КНИ-технологии позволяет:
Для КМОП-транзисторов ключевыми особенностями техпроцесса и конструкции, увеличивающими стойкость к ДИ, являются:
В специализированных DC/DC-модулях систем вторичного электропитания и другой преобразовательной аппаратуре специального назначения в настоящее время в основном используются такие типы ИМС, как ШИМ-контроллеры, ОУ и компараторы, прецизионные регулируемые стабилитроны. Основные электрические параметры ИМС данных классов, используемых в DC/DC-модулях, приведены в таблице 1.
СКТБ «Микроника» в настоящее время осуществляет разработку как ИМС данных типов, так и DC/DC-модулей на их основе [11], предназначенных для космической и специальной аппаратуры. Для производства ИМС используется КНИ-биполярный техпроцесс со стойкостью к поглощённой дозе гамма-облучения не ниже 100 крад и устойчивостью к воздействию ТЗЧ не ниже 60 МэВ×см2/мг. Стойкость к ДИ достигается как технологическими методами, описанными выше, так и посредством специализированных схемотехнических решений в блоках ИМС.
В последнее время наблюдается рост предложений продуктов для распределённых систем питания, которые в ряде применений обладают преимуществами перед централизованными системами питания:
Наряду с компаниями Texas Instruments и Linear Technology разработкой ИМС данного класса для космической электроники, основные электрические параметры которых приведены в таблице 2, занимается СКТБ «Микроника» [12]. Использование спе-циального КНИ BCD-техпроцесса по-зволяет получать стойкость к поглощённой дозе гамма-облучения не ниже 100 крад и устойчивость к воздействию ТЗЧ не ниже 60 МэВ×см2/мг.
Полная диэлектрическая изоляция каждого отдельного элемента (транзистора, резистора, конденсатора и пр.) в КНИ-технологиях позволяет полностью исключить эффект защёлки и токи утечки в подложку, уменьшить паразитные ёмкости и, таким образом, делает данные технологии наиболее пригодными для использования в производстве ИМС космической электроники. Хотя элементы в КНИ-технологиях существенно меньше по объёму в сравнении с традиционными технологиями, они могут быть чувствительны к воздействию одиночных ионизирующих частиц, что определяется главным образом паразитными электрическими структурами. Для уменьшения влияния этого фактора используются как технологические (специальные методы формирования подзатворного диэлектрика), так и конструктивные (охранные кольца, скрытые слои, H-затвор) методы.
Биометрические системы, информационные киоски (БИК), турникеты и шлюзы с АСО. Обзор оборудования, компонентов и особенностей установки
Повсеместно биометрическую идентификацию рассматривают как перспективный инструмент для быстрых и безопасных операций почти универсального (в самых различных сферах) применения. Несколько лет назад появились биометрические информационные киоски, турникеты и шлюзы. Эти модели постоянно совершенствуются. О новинках, связанных с расширением функционала и защиты современного оборудования, ставших возможными профессиональными усилиями разработчиков РЭА и производителей оборудования, предлагаем ознакомиться в нашем обзоре. Основной акцент в формате импортозамещения современной электроники сделан на серийные модели отечественных производителей. 04.09.2024 СЭ №6/2024 320 0 0Аккумулятор 18650 для радиоканала
Аккумуляторы 18650 имеют рабочие напряжения 3…4,2 В, что не позволяет использовать их непосредственно в схемах с 5-вольтовым питанием. В статье предложено схемное решение формирования требуемого значения напряжения методом накопления импульсов самоиндукции от дросселя. С целью уменьшения потребления энергии формируется режим «сна» для используемого микроконтроллера 12F675 и радиомодуля HC12 в комбинации с отключением общего провода других потребителей энергии электронным ключом на полевом транзисторе. Приведена методика расчёта длительности работы на аккумуляторе в режиме «измерение-сон». 02.09.2024 СЭ №6/2024 228 0 0Усовершенствованный двухканальный индикатор уровня звука на базе цветного 1,3” TFT дисплея и микроконтроллера EFM8LB10F16
В статье приведены принципиальная схема, разводка и внешний вид платы, а также программные средства двухканального индикатора уровня звука на базе цветного 1,3″ TFT-дисплея с разрешением 240×240 пикселей (с контроллером ST7789), сопряжённого с микроконтроллером EFM8LB10F16 по параллельному интерфейсу. Показаны результаты работы устройства в составе УМЗЧ. 02.09.2024 СЭ №6/2024 223 0 0Сверхпроводимость при высоких температурах реальность и фальсификации. Часть 2
Одним из последних ярких примеров несостоявшегося открытия сверхпроводимости при нормальных условиях стала история с веществом LK-99, названным так по первым буквам фамилий руководителей проекта Сукбэ Ли и Джи-Хун Кима. Группа южнокорейских учёных летом 2023 года разместила на сайте arXiv подробные результаты своих исследований, подтверждающих сверхпроводимость при температуре 127°С и атмосферном давлении синтезированного ими вещества LK-99. Детальное описание экспериментов не вызывало сомнений у мировой научной общественности. Однако попытки объяснить эти результаты поставили в тупик многих экспертов в области сверхпроводимости. Эта информация привела к взрыву в сетях комментариев и вопросов к авторам. Десятки лабораторий во всём мире попытались повторить эксперимент группы Ли Сукбэ. Однако никому не удалось получить точно такие же результаты, какие были опубликованы в южнокорейских препринтах. Только совместные усилия лучших специалистов в области сверхпроводимости позволили установить, что LK-99 не является сверхпроводником. При этом резкий скачок удельного сопротивления объясняется фазовым переходом кристаллической структуры сульфида серы, содержащегося в виде примеси в образцах LK-99. 04.09.2024 СЭ №6/2024 248 0 0