Интеллектуальная собственность – это: добавленная стоимость результатов научно-технической деятельности, продукции, услуг и инноваций, имущественные права и дивиденды от её гражданского оборота, капитализация и обеспечение ликвидности бизнеса, учёная степень и её поддержка, инструмент управления технологиями, дилерскими сетями, накладными расходами, финансовыми потоками и многое другое. Интеллектуальная собственность – что-то неосязаемое. Впору задуматься: как не споткнуться на рынке интеллектуальной собственности и инноваций?
Ценность результатов научно-технической деятельности (РНТД) и инноваций определяется не столько количеством конструкторской документации и её соответствием требованиям стандартов, сколько монополией правообладателя имущественных интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности в составе РНТД, продукции, услуг и инноваций.
При этом количество патентов не является определяющим фактором инноваций и конкурентоспособности производства и продукции. Технические решения (изобретения, полезные модели) имеют весьма ограниченный период охраноспособности и повышенные риски технологического несовершенства, морального старения, утечки мозгов.
Патент оформляется на этапе разработки технического решения и, пока дело доходит до производства, реализации, внедрения продукции, как правило, теряет свою актуальность. Оформление и поддержание патента в силе повышают издержки производства, и прибыли не приносят – ценность имеет только монополия правообладателя. Кстати, на Западе поддержание патента в силе используется для патентных войн и разорения конкурентов судебными издержками.
Коммерческая эффективность объектов авторского права (методик, спецификаций, рецептур, баз данных, программ для ЭВМ и так далее) – более очевидна и долговечна. Однако охрану результатов интеллектуальной деятельности (РИД) авторским правом надо объективно аргументировать и документально подтвердить. Делать это умеют далеко не все предприятия даже при наличии профильных служб и специалистов.
Патентоведы не владеют необходимым комплексом знаний по гражданскому обороту интеллектуальной собственности: выпускники и слушатели курсов повышения квалификации РГАИС обучены только оформлению технических решений для получения патентов на изобретения и не имеющей практического значения государственной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем. Всё это приносит прибыль только Рос-патенту, привлечённым консультантам и сообразительным конкурентам. Для остальных заинтересованных лиц это затратное, спорное и убыточное занятие.
Даже призрачная защита изобретений и промышленных образцов патентами является весьма проблематичной, так как патент легко оспорить и отозвать. Например, на основании несоответствия правовым нормам статей 1228, 1357, 1370 ГК РФ. Свидетельство же о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы вообще правоустанавливающим, правоподтверждающим и охранным документом не является – спасает только альтернатива в виде спецификации РИД, отчёта специалиста об оценке соответствия РИД условиям охраны авторским и/или патентным правом и авторского свидетельства, оформленного по правилам системы сертификации СДС ОИС (государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00, стандарт СТО.9003-10-2011).
Юристы «заточены» на толкование правовых норм и представительство в суде, но без документально оформленных доказательств они беспомощны. А где взять доказательства? Как раз их-то у «правообладателей» и бухгалтеров нет. Договорами «лицензиаров», участвующих в конкурсных закупках, можно зачитываться до гомерического хохота: «мы всё гарантируем, но ничего не можем подтвердить, а деньги без объекта лицензирования берём по привычке». Именно так готовят типовые договоры юристы-консультанты, и особенно это характерно для софтверного рынка и лицензий на ноу-хау (секреты производства).
Аналогичная проблема возникает с оценщиками и аудиторами, которые предлагают услуги оценки (стоимости) интеллектуальной собственности для формирования уставного капитала и инвентаризации интеллектуальной собственности для учёта нематериальных активов, но при этом не знают, что интеллектуальная собственность нематериальна. Что такое спецификация и оценка соответствия РИД условиям охраны авторским и/или патентным правом? Что такое лицензионная политика и практика правообладателя? Замкнутый круг.
Однако создание, признание, оценка, учёт, гражданский оборот, адаптация, модификация, коммерциализация интеллектуальной собственности и зашита интеллектуальных прав опираются на сопутствующую документацию. Только при наличии этой документации интеллектуальная собственность становится добавленной стоимостью РНТД, продукции и услуг, обеспечивает капитализацию и ликвидность бизнеса, трансформируется в учёную степень специалиста и инструмент вовлечённости работника в бизнес работодателя, а кроме того гарантирует монополию и конкурентоспособность правообладателя интеллектуальных активов и обеспечивает защиту предприятия от утечки мозгов, ноу-хау и технологий.
Документации для решения конкретных производственных и коммерческих задач не бывает избыточно много. Она либо есть, либо её нет. Именно для поддержания необходимого документооборота правообладателя интеллектуальных активов создаются службы менеджмента интеллектуальной собственности предприятий, разрабатываются стандарты, методики и обучающие программы постановки документооборота для профессионального менеджмента интеллектуальной собственности (ПМИС).
Для гражданского оборота интеллектуальной собственности, учёта нематериальных активов, страхования рисков правообладателя, реализации лицензионной политики и защиты интеллектуальных прав любого правообладателя приходится использовать более сотни типов различной документации. Со временем эта документация унифицируется, документооборот оптимизируется и появляются корпоративные стандарты, которые позволяют решать типовые задачи оперативно и с наименьшими затратами.
Например, АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» планирует ввести в действие стандарты системы менеджмента качества (СМК) организации: «СМК. Задачи и организация рационализаторской и изобретательской работы работников» и «СМК. Порядок создания интеллектуальной собственности и вознаграждения работников согласно правовым нормам статьи 1295 и 1370 ГК РФ». Эти стандарты регламентируют порядок соответствующего документооборота для управления рисками хозяйствующего субъекта по созданию, оформлению, признанию, использованию интеллектуальной собственности и соблюдению, защите интеллектуальных прав работников и работодателя.
Стандарты позволят оптимизировать взаимоотношения с государственными заказчиками, подрядчиками, смежниками, лицензиарами и лицензиатами. Кроме того, они снимут противоречия в вопросах авторского, лицензионного, поощрительного вознаграждения работников, легализации интеллектуальной собственности для реализации лицензионной политики и закрепления имущественных интеллектуальных прав за работниками или работодателем. Главное – стандарты позволят объективно оценить необходимость, достаточность, эффективность и перспективность служебной и приобретаемой интеллектуальной собственности.
Особенно интересен введённый в действие техническим комитетом по стандартизации «Интеллектуальная собственность и инновации» стандарт СТО АСМК.021МУ-2015 «СМК. Создание интеллектуальной собственности и вознаграждения работников согласно правовым нормам статьи 1295 и 1370 Гражданского кодекса РФ», который является производным произведением от стандартов профессионального менеджмента интеллектуальной собственности (ПМИС) серии «Интеллектуальная собственность и инновации» (ИСИН):
В рецензировании проекта стандарта принимали участие специалисты КТРВ, Газпрома, Роскосмоса, Росатома, РОСНАНО и Ростеха. Соответственно, эти предприятия смогли использовать стандартизованные требования и формы документации для постановки своего документооборота менеджмента интеллектуальной собственности и управления рисками правообладателя. Специалисты этих предприятий дали свои предложения по оптимизации установленных требований и перспективным требованиям, а также по разработке новых стандартов и их приложений.
Конструктивную роль в рецензировании стандарта внёс корпоративный журнал КТРВ «Точно в цель». Публикуя на своих страницах комментарии специалистов АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» по вопросам гражданского оборота интеллектуальной собственности и управления рисками правообладателей, журнал инициировал полемику заинтересованных лиц и обмен опытом специалистов предприятий КТРВ.
СТО АСМК.021МУ-2015 устанавливает требования и порядок организации интеллектуальной деятельности работников с целью закрепления имущественных интеллектуальных прав за работодателем или работником, требования и порядок экономии ресурсов, оптимизации накладных расходов и учёта нематериальных активов, требования и порядок повышения эффективности лицензионной политики, управления рисками и минимизации судебных издержек правообладателя, а также минимальный пакет документации хозяйствующего субъекта по менеджменту интеллектуальной собственности. Словом, всего, что составляет суть инноваций. Приложения стандарта в составе:
могут быть использованы для оформления интеллектуальной собственности, закрепления, реструктуризации и судебной защиты имущественных интеллектуальных прав, для формирования и реализации лицензионной политики, страхования и управления рисками правообладателя, для оформления авторского свидетельства, сертификата признания интеллектуальной собственности, правообладателя и ноу-хау, сертификата соответствия объектов и подтверждений интеллектуальной собственности, сертификата менеджмента интеллектуальной собственности в формате менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 (аналог сертификата соответствия стандартам ИСО серии 9000, но без затрат подготовки к сертификации и сертификационного аудита).
Однако наличие указанных приложений и комментариев по их заполнению не гарантирует должный уровень качества документации и документооборота по гражданскому обороту интеллектуальной собственности, реализации лицензионной политики и управлению рисками правообладателей. Как писалось в статье «Креативная экономика и менеджмент интеллектуальных активов» [1], не помешают и лицензия на использование СТО АСМК.021МУ-2015, сертификация ре-зультатов интеллектуальной деятельности по СТО.9003-10-2011 и страхование рисков правообладателя. Поэтому на базе Московского авиационного института и АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» разработчики стандарта оказывают заинтересованным лицам необходимую методическую помощь в форме дискуссионного клуба «Обсуждение и решение проблем интеллектуальной собственности» (консультации, документация, рекомендации).
Успехи хозяйствующих субъектов в деле гражданского оборота их интеллектуальной собственности и управлению рисками правообладателя определяются компетентностью работников в предметной области. Однако вопрос централизованного обучения и повышения квалификации специалистов отечественных предприятий пока проработан недостаточно хорошо, а на РГАИС надежды нет. Об этом свидетельствует эпизодичность обмена опытом по управлению рисками правообладателей в части гражданского оборота интеллектуальной собственности на страницах отраслевых изданий и на семинарах РГАИС.
Разработчикам СТО АСМК.021МУ-2015 в составе технического комитета по стандартизации «Интеллектуальная собственность и инновации» представляется целесообразным использовать инициативу Московского авиационного института и АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова» по организации дискуссионного клуба «Обсуждение и решение проблем интеллектуальной собственности». Они предлагают заинтересованным лицам обсуждение вопросов:
Интеллектуальная деятельность, интеллектуальная собственность, интеллектуальные права. Принадлежность интеллектуальной собственности в составе РНТД, созданной за счёт средств заказчика, бюджета РФ. Статистическая отчётность и представление данных в государственный реестр интеллектуальной собственности РФ. Обязанности лицензиара, лицензионные платежи за использование интеллектуальной собственности РФ и экономия ресурсов исполнителя, соисполнителя государственных контрактов.
Повышение компетентности работников инновационных предприятий в предметной области позволит более эффективно решать производственные вопросы исполнения государственных контрактов, подрядных НИОКР и технологических работ, поможет реализации программ импортозамещения и инновационного развития предприятий. Пренебрежение интеллектуальной собственностью и правовой нигилизм в вопросах её гражданского оборота влекут за собой незавершённость РНТД, ноу-хау, технологий и проблемы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, налоговой практикой и страхованием рисков, а также с рисками административных, налоговых и уголовных правонарушений.
Единая организационно-методическая политика по вопросам менеджмента интеллектуальной собственности, сформированная стандартами профессионального менеджмента интеллектуальной собственности серии «Интеллектуальная собственность и инновации», способствует повышению эффективности гражданского оборота интеллектуальной собственности, лицензионной политики и управления рисками правообладателей, что приведёт к добавленной стоимости РНТД, продукции, услуг, ноу-хау и технологий предприятий в период спада производства и ограниченности ресурсов.
Биометрические системы, информационные киоски (БИК), турникеты и шлюзы с АСО. Обзор оборудования, компонентов и особенностей установки
Повсеместно биометрическую идентификацию рассматривают как перспективный инструмент для быстрых и безопасных операций почти универсального (в самых различных сферах) применения. Несколько лет назад появились биометрические информационные киоски, турникеты и шлюзы. Эти модели постоянно совершенствуются. О новинках, связанных с расширением функционала и защиты современного оборудования, ставших возможными профессиональными усилиями разработчиков РЭА и производителей оборудования, предлагаем ознакомиться в нашем обзоре. Основной акцент в формате импортозамещения современной электроники сделан на серийные модели отечественных производителей. 04.09.2024 СЭ №6/2024 320 0 0Аккумулятор 18650 для радиоканала
Аккумуляторы 18650 имеют рабочие напряжения 3…4,2 В, что не позволяет использовать их непосредственно в схемах с 5-вольтовым питанием. В статье предложено схемное решение формирования требуемого значения напряжения методом накопления импульсов самоиндукции от дросселя. С целью уменьшения потребления энергии формируется режим «сна» для используемого микроконтроллера 12F675 и радиомодуля HC12 в комбинации с отключением общего провода других потребителей энергии электронным ключом на полевом транзисторе. Приведена методика расчёта длительности работы на аккумуляторе в режиме «измерение-сон». 02.09.2024 СЭ №6/2024 227 0 0Усовершенствованный двухканальный индикатор уровня звука на базе цветного 1,3” TFT дисплея и микроконтроллера EFM8LB10F16
В статье приведены принципиальная схема, разводка и внешний вид платы, а также программные средства двухканального индикатора уровня звука на базе цветного 1,3″ TFT-дисплея с разрешением 240×240 пикселей (с контроллером ST7789), сопряжённого с микроконтроллером EFM8LB10F16 по параллельному интерфейсу. Показаны результаты работы устройства в составе УМЗЧ. 02.09.2024 СЭ №6/2024 223 0 0Сверхпроводимость при высоких температурах реальность и фальсификации. Часть 2
Одним из последних ярких примеров несостоявшегося открытия сверхпроводимости при нормальных условиях стала история с веществом LK-99, названным так по первым буквам фамилий руководителей проекта Сукбэ Ли и Джи-Хун Кима. Группа южнокорейских учёных летом 2023 года разместила на сайте arXiv подробные результаты своих исследований, подтверждающих сверхпроводимость при температуре 127°С и атмосферном давлении синтезированного ими вещества LK-99. Детальное описание экспериментов не вызывало сомнений у мировой научной общественности. Однако попытки объяснить эти результаты поставили в тупик многих экспертов в области сверхпроводимости. Эта информация привела к взрыву в сетях комментариев и вопросов к авторам. Десятки лабораторий во всём мире попытались повторить эксперимент группы Ли Сукбэ. Однако никому не удалось получить точно такие же результаты, какие были опубликованы в южнокорейских препринтах. Только совместные усилия лучших специалистов в области сверхпроводимости позволили установить, что LK-99 не является сверхпроводником. При этом резкий скачок удельного сопротивления объясняется фазовым переходом кристаллической структуры сульфида серы, содержащегося в виде примеси в образцах LK-99. 04.09.2024 СЭ №6/2024 248 0 0