Фильтр по тематике

Инкомсистем: в области отечественных АСУ ТП нужна стандартизация

#современнаяэлектроника #импортозамещение #АСУТП #Альфа #автоматизация

Интервью с Александром Тяплашкиным, директором департамента ПТК, Инкомсистем,
на Форуме для специалистов по автоматизации «PRO автоматизацию: Обеспечение технологического суверенитета в АСУ ТП»

01:42

СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА И ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ
МЕДИАПОРТАЛ СЭТА
Официальный сайт медиапортала СЭТА https://www.cta.ru/
Журнал СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ
Журнал СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
YouTube-канал СЭТА https://www.youtube.com/@sovelectronica
RuTube-канал СЭТА https://rutube.ru/channel/33177403/
Дзен-канал медиапортала СЭТА https://dzen.ru/cta_infoportal
Телеграм-канал медиапортала СЭТА https://t.me/cta_telegram
VK-сообщество медиапортала СЭТА https://vk.com/cta_infoportal
ПОДКАСТЫ СЭТА
VK подкасты https://vk.com/podcasts-223262893
Яндекс Музыка https://music.yandex.ru/album/33856890
Телеграм-плеер https://t.me/mavestreambot/app?startapp=ceta
MAVE-плеер https://ceta.mave.digital/

https://www.amt.ru/

Инкомсистем: в области отечественных АСУ ТП нужна стандартизация 

Текст интервью получен посредством автоматического распознавания речи 
и не подвергался редактированию, в связи с чем возможны ошибки и неточности.

Вот странное дело, да, казалось бы, вот в те времена почему-то был прямо вал проектов по автоматизации. А сейчас такое впечатление, что их вообще нету.

Нет, сейчас просто это стало таким явлением, типовым уже. Выбирался какой-то контроллер, заказывался довольно импортный, он монтировался. И там даже вот, чтобы его автономно запустить, всю систему сделать отдельно. SCADA-систему вот мы, я помню, мы отдельно применяли, отдельно какие-то контроллеры подбирали. Все это сами стыковали, проверяли. И у нас когда это все потом на объекте начинало работать, мы прям так думали, оба-на!

А тогда еще и зоопарк из оборудования разнородного.

Совершенно верно. Там какие-нибудь адвантеховские, какие-то ПЛК тайваньские, какие-нибудь там SCADA-системы, например, какой-нибудь Intouch первых версий. И все это между собой дружишь и получаешь там какой-то такой симбиоз. Потом когда он все запускается и реально начинает работать, думаешь, вот это да! Вот об этом можно и статью написать для журнала.

Сейчас действительно вот такие времена, когда полная рутина? Или все-таки есть решения, о которых стоит рассказывать народу?

Я вот просто смотрю, что как бы все в истории по спирали происходит витками. Также вот и мы потихоньку вернулись на какой-то следующий виток. То есть был период с начала 2000-х, когда набирали силу иностранные вендоры, Siemens, Yakagawa, Schneider и так далее. И они, по сути, в России делали основной рынок. То есть они полностью держали под контролем весь технологический процесс. Система, ПТК и так далее, все делалось на их решениях, комплексах. Они, соответственно, и обучали специалистов, и сами держали свой штаб достаточно серьезный. А до этого вот как раз был вот этот зоопарк, когда каждый внедрял систему из того, что получилось, и строил такие системы. И, по сути, это потом пытался как-то показать другим, что можно такие системы делать на таком оборудовании. Разношерстно достаточно. 

Сейчас мы пришли к тому, что иностранные вендоры все ушли с российского рынка, основные вот эти игроки. И мы находимся в ситуации, когда мы, по сути, имея уже вот этот опыт работы с этими решениями этих компаний, вот этот богатый, большой и интересный, мы, по сути, находимся в ситуации, что нам нужно из текущих технических средств построить такие же системы, попытаться построить, по крайней мере.

Из текущих из каких? Вы имеете в виду наши отечественные решения?

Отечественные решения.

Или из того, что осталось по наследству?

Ну, по наследству. Это задача, наверное, больше поддержки. То есть, чтобы оно просто какое-то время еще просуществовало, а не развалилось тут.

А вообще, в целом, стратегически это российские решения взращиваются. И в связи с этим наша компания Инкомсистем, мы 30 лет на рынке являемся лидерами по автоматизации технологических процессов, но при этом мы еще и уже с 2009 года собственные контроллеры выпускаем на рынок, ABAC, и, по сути, они у нас как раз призваны заместить контроллерный парк импортного оборудования для применения в системах АСУ ТП. Мы потихоньку наращиваем их функционал, чтобы они у нас соответствовали вот этим требованиям, которые предъявлялись к импортным системам.

И наша задача здесь именно помочь, рассказать, донести. Текущему поколению интеграторов тоже, относительно нас позже на рынок вышел и так далее, не застал те времена, что можно все-таки строить такие системы, и нужно их сейчас строить в текущей ситуации, на них набивать шишки и продолжать их развивать совместно. То есть, вот такая задача.

Наверное, в основном стоит как перед производителем, так и перед интегратором в целом. То есть, задача производителей – выпускать надежные решения, проверенные временем, и при этом их развивать с точки зрения функционала, приближать их к импортным. А задача интегратора, соответственно, в текущей реалии – наращивать собственные компетенции и, опять же, помогать конечному заказчику в внедрении, и вендору с обратной связью, то есть, в каком случае выступать в качестве тестировщика, испытателя, или помощника в этих решениях.

Ну, вот вы как производитель…

И как интегратор.

И как интегратор железа, да. Как вы оцениваете, достаточно ли у нас предложения на рынке от наших отечественных производителей, чтобы вот эти вот все бреши закрыть.

Ну, конечно, нет. На текущий момент недостаточно, потому что, во-первых, импортные компании к этому шли десятилетиями, наращивали весь этот функционал, при этом мы тут работаем только, условно, порядка не больше десяти лет, если мы занимаемся в России, так смотреть, основных игроков. Во-вторых, получается, у них все это время был большой очень пул ресурсов, на это выделен был.

И их рынок еще очень большой.

Да, большой рынок был. Они этим занимались, у них постоянно были на это ресурсы, инвестиции и так далее. У нас это все было сильно в дефиците , потому что мы работали, по сути, частично на энтузиазме, частично на небольших там дотациях, чтобы просто как бы не упустить вообще совсем эту ситуацию, контроль.

Поэтому здесь как бы вопрос, понятно, что мы тут в роли догоняющих на этом рынке. И у нас сейчас стратегически две задачи в этом направлении. Это, как я говорил, поднять техническую составляющую наших выпускаемых решений. То есть программно-аппаратные решения, расширение по функциональности, чтобы они позволили заменить серьезные большие системы. И второе – это наращивание непосредственно самого производства. То есть потому что у нас само производство, оно было достаточно маленьким до...

Но это самое больное, наверное, место производства.

Нарастить производство, да, его смасштабировать. Вот это задача, которая сейчас стоит перед всеми российскими вендорами контролерного оборудования. У всех есть тут планы, и у нас тоже вот планы. Мы на следующий год планируем запустить новое производство, увеличить выпуск наших контролеров несколько раз. Мы сейчас строим новое здание. Вот в него будем переезжать. Там порядка четырех с половиной тысяч квадратных метров дополнительных площадей. Запустим там две линии автоматического монтажа электронных компонентов. И, соответственно, на них планируем выйти уже на данную производительность.

Это как бы вот то, на что нас толкает тоже рынок, к чему мы все равно идем.

Процессоры какой архитектуры используются?

Процессоры используем ARM. То есть мы изначально делали все на ARM-архитектурах. Мы не использовали процессоры Intel и так далее. Потому что для нас это было принципиально, чтобы все-таки иметь сразу здесь заделанный какой-то такой суверенитет, чтобы мы могли быть независимыми.

Сейчас вот мы как раз в своем докладе, я вот только что с него вышел, я рассказывал про то, что мы выпустили новый процессорный модуль для нашего контролера ABAC PLK на четырехъядерном как раз вот китайском процессоре. 

У вас фактически софт PLK, да? Или нет?

Нет, у нас не софт PLK, у нас прямо железный PLK, то есть свое железо и свой софт внутри этого PLK. То есть это именно законченная программно-аппаратная система, которую мы предлагаем на рынок. Решение типа софт PLK именно программные продукты, мы с ними работаем с российскими компаниями, которые именно лидируют в этой отрасли.

И на свою аппаратно-программную базу системную мы их применяем. И этот путь, который мы как раз вот сейчас и идем. Вот, например, с тем же самым Атомик Софт мы сейчас разработали совместный продукт, как раз вот пак на базе ABAC PLK плюс альфа-платформа.

Это как раз история, когда они выступили здесь производителем софт PLK, то есть ядро Атомик Софт. Ядро системы исполнения контроллера PLK. Они портировали с нашей помощью внутрь нашего контроллера и, по сути, мы получили здесь.

И вы получили совместимый с их системой продукт. И мало того, наверное, он и, в общем, платформенно тоже не очень сильно зависит.

Да, он не очень сильно зависим от платформы, и он позволяет нам использовать единую среду разработки, единую базу параметров и делать системы, которые работают и в контроллере пишется логика, и в то же время NEMAT схемы и полностью верхний уровень HMI тоже формируется в единой среде. И все это связывается через единый протокол обмена. В частности, там тот же протокол Альфа платформа, Альфа Линк.

В каком классе устройств или систем у нас главная проблема, главная брешь?

Главная брешь на текущий момент это класс крупных RSU-систем, вот именно таких распределенных систем как раз вот больших. Это вот класса тот же самый Yokagawa, больших вот этих систем. Большинство российских производителей контроллеров, они, по сути, поставляют сейчас на рынок продукты класса PLK плюс SCADA, так называемые.

То есть отдельно PLK и отдельно SCADA. Причем SCADA могут быть разные, но PLK как бы с ними работает по стандартным протоколам, по Modbus, по PCA, и так далее. А как бы вот такого законченного комплекса, еще и масштабируемого на уровень предприятий и так далее, причем чтобы он был настолько удобный и как это было у иностранных производителей с диагностикой, со станциями КИП, со всеми вот этими делами. Это как бы вот по сути то, к чему нужно еще идти.

Ну это наверное вот в одиночку одной какой-то компании не потянуть такое решение, да? Нужно договариваться.

Нужно договариваться, поэтому мы тут и по сути присутствуем на этой конференции в частности. Мы работаем как с Атомиком, чтобы все-таки совместно решать такие задачи. У них уже есть большой пул наработок в части верхнего уровня систем. Вот мы производители железа, систем науков и как интеграторы. И мы можем здесь вместе как раз очень хорошую синергию друг другу передать и сделать что-то интересное, я считаю.

Как вы вообще вот оцениваете насколько вот это вот сообщество активно развивается? Интеграторов, производителей отечественных и софта и железа?

Я вижу на самом деле достаточно активное развитие за последние пару лет как раз с известных событий. Тут у нас прям вот наблюдаются такие достаточно интересные моменты, когда люди начинают смотреть, находить даже те решения, которые до этого были такие полузабытые, либо они были какие-то местечковые, какие-то локальные, либо узко специализированные, нишевые. И их начинают уже пытаться масштабировать и решать с ними какие-то задачи.

И они вот прям появляются и просто так вот ты реально видишь и думаешь, а почему я их раньше не видел? А не видел, потому что все вот эти большие вендоры заслоняли эту всю картину мира. И по сути не видно было вот этого всего.

На самом деле у нас в России очень много таких решений интересных, уникальных, которые стоят на самом деле развивать и продвигать.

Ну а что значит уникальных? Уникальных это значит нестандартных, несовместимых с какими-то мировыми стандартами? В этом тоже проблемы может быть?

Да, проблемы есть, и по сути вот наша задача как сообщество по автоматизации вместе с ними, с этими компаниями работать сейчас, показывать им возможности рынка и говорить, ребята, давайте мы сделаем модификацию, хотя бы на уровне протоколов обмена. И дальше уже будем работать над расширением этого всего. То есть это вот к теме открытой АСУ ТП.

Открытая АСУ ТП это хорошо, строить ее совершенно из разных компонентов, программную часть у одного брать, железу у второго, верхнюю уровню третьего, какие-то модули программные, все это соединять на объекте и запускать. Но кто ответственность будет нести за все это решение? Поэтому моя позиция здесь это нужно начать не с того, чтобы делать полностью открытую АСУ ТП и все на все там ставить, а надо разработать стандарты протоколов связи, обмена между компонентами АСУ ТП.

А что значит разработать? Они же есть?

Они есть, но они у нас все равно допустим в части связи с кипом их по сути нет. То есть у нас был HART протокол, который не наш, который мы сейчас стандарт ступить не можем. Да они в общем все не наши.

Просто условно всем договориться, участникам рынка о том, как вот мы будем работать по каким-то стандартным протоколам, либо мы свой протокол российский какой-то разработаем открытый и будем на нем работать. Так чтобы у нас условно все элементы вот верхний уровень, средний уровень, там компоненты какие-то работали в едином вот этом поле. Тогда каждый, в принципе, компонент отдельно, как отдельную законченную железку можно будет продавать на российском рынке, и при этом не будет такого, что я купил софт железа там отдельно и ни с кого потом не спрошу за конечный результат.

Ну вот вы сказали, что российский рынок небольшой. Он действительно небольшой, если его сравнивать с мировым. Здесь вот возникает вопрос рентабельности и целесообразности проведения вообще ниокров всяких там разработок и так далее. Вложений в производство опять же. Вот есть какие-то перспективы расширения этого рынка, как вы считаете? За пределы России. Спрос погасится рано или поздно?

Рано или поздно, да. Сейчас нужно что сделать? Сейчас нужно закрывать, я считаю, российский периметр. Здесь внутри максимально поддерживать отечественных производителей, чтобы они могли развиться до мирового уровня.

Как вы считаете, возможен вариант, когда те, кто от нас ушли, захотят вернуться обратно? И что будет в этом случае? 

Сегодня на этот вопрос ответили во время вот этой пленарной сессии как раз сказали то, что даже не ждите, что кто-то вернется, потому что сейчас все программные продукты, которые работают на этих платформах, вот этих мировых известных вендоров, они стали работать по подписке. Мы к подпискам не готовы в текущих реалиях.

Ну да, подписка это значит, что завтра могут тебя все отрубить.

И уже несколько таких случаев до ситуации 22-го года уже произошли по сути, такие громкие в российской промышленности, поэтому люди уже не хотят с этим жить и связываться. Плюс это, конечно, хороший урок был в чести, например, той же самой технологии. То, что многие вещи, они же, в принципе, не передавались особо, специально, умышленно не передавались для того, чтобы как раз вот иметь такой рычаг влияния на российскую промышленность. И сейчас, по сути, когда ушли иностранные игроки, мы видим, что многие российские заводы, они не знают, что с этим делать. Они даже занимаются тем, что реверс инженирят там существующий программный код, там либо технологии для того, чтобы вскрыть и переделать уже на что-то другое, что они могут уже сами контролировать и поддерживать. А если вернутся опять иностранные игроки, они же то же самое будут делать. Они не будут теперь становиться неожиданно открытыми.

То есть, те, кто ввел против нас санкции, они сами того не желая нам оказали услугу, прямо-таки скажем. 

Возможно, да. Но, как бы, время покажет. Я думаю, все равно, это любые изменения такие полезны в любом случае для российской экономики. По крайней мере, встряхнется она.

Будем надеяться.


© СТА-ПРЕСС, 2024
Комментарии

  Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех! Подписаться