#современнаяэлектроника #импортозамещение #АСУТП #Альфа #автоматизация
Интервью с Вячеславом Половинко, руководителем направления собственных продуктов АМТ-ГРУП на Форуме для специалистов по автоматизации «PRO автоматизацию: Обеспечение технологического суверенитета в АСУ ТП»
01:42 Немного о проходящем мероприятии
01:01 Откуда что взялось
01:55 О нашем отставании в квалификации
03:14 Об отечественных компаниях на рынке
04:53 О причинах интереса к проходящей конференции и Альфа платформе
05:21 Откуда идёт заинтересованность в использовании Альфа платформы
06:28 О доверенных программно-аппаратных комплексах в области АСУ ТП
07:59 О состоянии отечественного рынка АСУ ТП
11:11 О помощи государства стартапам и разработкам
13:16 О проблеме дифицита кадров
16:31 Оптимистичное по поводу нашей импортонезависимости
СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА И ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ
МЕДИАПОРТАЛ СЭТА
Официальный сайт медиапортала СЭТА https://www.cta.ru/
Журнал СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ
Журнал СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
YouTube-канал СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА https://www.youtube.com/@sovelectronica
RuTube-канал СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА https://rutube.ru/channel/33177403/
Дзен-канал медиапортала СЭТА https://dzen.ru/cta_infoportal
Телеграм-канал медиапортала СЭТА https://t.me/cta_telegram
VK-сообщество медиапортала СЭТА https://vk.com/cta_infoportal
ПОДКАСТЫ СЭТА
VK подкасты https://vk.com/podcasts-223262893
Яндекс Музыка https://music.yandex.ru/album/33856890
Телеграм-плеер https://t.me/mavestreambot/app?startapp=ceta
MAVE-плеер https://ceta.mave.digital/
https://www.amt.ru/
АМТ-ГРУП: от государства требуются не деньги, а благоприятные условия для бизнеса
Текст интервью получен посредством автоматического распознавания речи
и не подвергался редактированию, в связи с чем возможны ошибки и неточности.
Я сейчас коллег слушаю, даже непрофильные для моей области информационной безопасности системы. Очень круто движутся и это видно, что профессионалы работают, очень приятно видеть профессионалов. Когда не просто пришел, я хорошо отношусь к маркетингу, можно все что хочешь сказать красиво, а вот когда инженера слушаешь, понимаешь, что он выстрадал.
Вот интересно, откуда что взялось? На самом деле потребности-то в таких серьезных разработках и в том, что сейчас анонсируется, как уже готовые продукты, в частности вот Альфа платформа та же самая, которая здесь в центре событий d общем-то и не было, пользовались западными продуктами, что софтверными, что железками западными пользовались. А откуда все это взялось-то вдруг внезапно? За 2 года практически.
Но на самом деле они уже были. Они были, просто дело в том, что крупные компании, а по объективным причинам транснациональные обладают лучшими пайплайнами по доставке продукта, по маркетингу. Естественно, они на какой-то период занимали этот рынок, но обоснованно, потому что были более квалифицированы, даже не всегда, может быть, в технологии, но уж точно квалифицированы в продажах, в поддержке, в сервисе. Это очень важная часть, на самом деле, внедрения.
То есть в этом мы отставали?
В этом мы очень сильно отставали, потому что фактически страна большая, а такой конгломерации компаний, мы не будем давать рекламу, мы все понимаем международных вендоров, но их просто у нас не было, мы не можем назвать сопоставимой компании. Поэтому как раз сейчас коллеги для примера Альфа платформы, Атомик Софт, они превращаются на пространстве больше, чем в России, может где-то СНГ уже в такую вот цепочку поставок, где могут обеспечить уже не follow the sun, а какой-то сервис, какие-то продажи. Это касается, кстати, и вот нашей области, там средства защиты информации, где действительно уже выстраивается процесс.
За этим же потянулся регулятор, который тоже выдвигает уже требования и так далее. Раньше он как бы полагался, что ну пришел вендор, он и так уже сделал там, это международная какая-то компания. Сейчас это нужно декларировать, что вы не можете являться каким-то продуктом, если вы не выполняете требования, это тоже подстегивает рынок.
Ну и кроме того, тут обычная коммерциализация. Когда у нас вот ушли какие-то компании, понятно, рынок освободился. И те, кто поняли, что в этом составляется ключ при наличии технологий, она уже есть частично.
Ну вот, я вот слушал сейчас коллег про софт и так далее. Они масштабируют производство в сумасшедших масштабах, предприятия открывают, заводы. То есть это значит, что там уже, чтобы завод начать строить, большой спрос под это есть. То есть очевидно, что будет следовательно и дальше следующие шаги.
Вот с чего мы начали, что не хватало нашим компаниям именно сервиса и маркетинга. Вот это прям подтверждение ваших слов я услышал на докладе, который был параллелен вашему. Один из системных интеграторов рассказывал, что когда у них возникла острая потребность в замещении импортных продуктов, они столкнулись буквально с тем, что они не знают, а где тут на российском рынке, кто чем занимается. Сделали кучу для себя интересных открытий по ходу дела.
Ну тут особенность еще в том, что у нас какой-то был период централизации, он продолжается в Москве, поэтому в какой-то период, условно говоря, профильное образование маркетологов, сервиса, оно оказалось в Москве. А в регионах, как раз наоборот, было производство тех же и контроллеров, технические решения, именно физической базы, не программной. Да, программное решение в Москве, но все что касается, а сейчас ищут в основном аппаратное решение, и понятно, что там был бы определенный пробел.
Грубо говоря, чтобы узнать, нужно прийти в этот регион, спросить на это предприятие, которое успешно функционирует. И вот там, я вот иногда тоже сталкиваюсь, да, оно стоит на всех подстанциях, его все знают, любой там энергетик скажет, условно говоря. Но в целом в интернете, даже сайт какой-то такой базовый там, ну существует предприятие, заходите, наша продукция. То есть нет еще этой публичности пока.
Ну да, публичность начинается там, где возникают какие-то проблемы. Если проблем нет, то все молчат.
И где появляются кадры, то есть кадры, которые понимают, что в этом большая часть продаж, что вот вы уже делаете, а если чуть-чуть добавить публичности, на самом деле появляется возможность очень сильно добавочную стоимость сделать.
Чем вот именно вашей компанией вызван интерес к этой конференции и может быть конкретно к продукту, к центральному – к Альфа платформе?
Ну, во-первых, кальфо-платформа известна на рынке, это крупное системное комплексное решение по промышленной автоматизации. Мы идем от заказчиков, заказчики приходят к нам и говорят, у нас есть решение, мы хотим ее внедрять, мы ее видим, мы уже эксплуатируем и так далее. Мы, естественно, вынуждены, во-первых, смотреть на это.
То есть это не от вас идет, как рекомендация использовать Альфа платформу, а это идет от заказчиков?
Да, потому что заказчики спрашивают, мы же являемся наложенным средством защиты информации. Наложенность предполагает, что мы приходим защищать уже что-то, либо существующее, либо проектируем комплементарный продукт. То есть мы априори спрашиваем, а что мы защищаем?
И вот тут получаем ответ, а мы планировали вот это. И поэтому мы, естественно, поработав с Альфа платформой, а здесь был обоюдный интерес со стороны Атомик Софт, в том числе и заказчика, и Альфа платформы, и нас, даже интеграторы присутствуют, мы получили вот такое решение. То есть это такой интерес, он как бы инициирован, получается, заказчиком, поддержан нами и добавлен Альфа Атомик Софтом.
То есть ваш продукт теперь как бы идет комплектом?
Комплектом, да. Он точно вписался, на мой взгляд, в тренд импортозамещения, потому что импортозамещается и средство защиты информации, и среда автоматизации, и одновременно компетенции замещаются, потому что сейчас компетенции в зарубежных продуктах получить сложно, а здесь можно обратиться к нам, к Атомик Софт, обучение, внедрение, пусконаладка, это все рост компетенции на этом рынке, это значит, что более стабильное и надежное решение.
Как вы считаете, вообще доверенные программно-аппаратные комплексы в области АСУ ТП, естественно отечественные, они существуют или это миф?
Слово «доверенность» мне просто немножко режет слух, потому что доверенность, доверять кому? Компании, которае производят, элементной базе, начинке, прошивке, там есть целый ряд. Термин есть, да, но мне кажется, что не нужно как раз спешить, сейчас уже реестра достаточно много, мне кажется, нужно просто, чтобы рынок адаптировался, рынок насытился какими-то решениями, и потом уже немножечко двигать следующий этап по уже усложнению внедренных решений, потому что сразу и требования, и реестры радиоэлектронные, и паки, и очень тяжело, и просто производительность. Вот особенно тот, кто занимается этими как раз аппаратами, а мы производим аппаратно-программный комплекс, то есть у нас программные составляющие совместно с аппаратной, это очень тяжело, потому что производственный цикл проектирования, внедрения, закупки, он небыстрый, это там занимает месяцы иногда, есть параллельный импорт в какой-то части, ну имеется в виду какие-то компонентные базы, это по-прежнему, он существует у всех, никто не производит у нас в России микроэлементную базу для такого класса устройства, процессор опять же, то есть это все. Поэтому «доверенность», она безусловно важна как термин, как цель, как направление движения, но мне кажется, здесь нужно очень-очень не спешить вот в этом направлении доверенность. Но в целом тренд хороший.
Как вы вообще оцениваете состояние нашего отечественного рынка АСУ ТП? Он покрывает потребности хотя бы титульных, ключевых заказчиков, тех, которые оказались сейчас вот в такой горестной ситуации, когда их бросили?
Я бы здесь поделил бы на три части. То есть первая часть это построение комплекскное решение "под ключ". Пока нет. То есть такого, чтоб я например позвонил в компанию и сказал "мне завод "под ключ" постройте" –
такого нет. А то, что было безусловно у других вендоров, то есть буквально тебе привозят начиная от полевого уровня, всю скаду, коммутаторы, привозят вообще всю линейку с брендом и говорят, или хотя бы экосистему решений, когда говорят вот сертификаты, вот к чему мы идем, вот мы не занимаемся всем, но мы точно знаем совместимую линейку экосистемную, внедряем, вот такого нет.
При этом, например, ожидания по надежности каких-то контроллеров тоже пока нет. Есть иностранные вендоры, которые достойно на мировом рынке представлены, просто их тяжело критиковать, чтобы мы не говорили, если показания надежности 50 лет требуют на работку на отказ, то говорить, что у нас тут каждый второй производитель так же делает, нет, не делает. Но что касается базовых линеек, базовых функций, те, которые чаще всего используются на объектах, безусловно, уже, мне кажется, рынок, то, что я вижу иногда даже интерфейсы зарубежных систем, как сейчас принято говорить, и наших, ну просто даже вот визуально это видно, что это новые решения, более современные. И даже если они чуть-чуть еще чему-то не соответствуют, то динамика видна такая, что, ну понятно, вы сейчас внедряете, через год вы получаете там еще более совершенное решение.
Как вы считаете, вообще это вот рыночная история, то, что происходит на отечественном рынке АСУ ТП? Или это все-таки скорее вынужденная потребность именно в импортозамещении, то есть это любой ценой, скажем так, импортозаместиться? Речь не идет о том, что мы создаем рыночный конкурентоспособный продукт, условно говоря, на мировом рынке, там скажем.
Есть такая книга, не помню, южнокорейского экономиста для Всемирного банка. Он очень хорошо там разложил, почему методы протекции являются все равно методами рыночной конкуренции. То есть у нас немножко дихотомия возникает, что вот если мы что-то запретили, например, экспортные пошлины, импортные пошлины, то мы сразу, получается, как бы ушли из рынка. Ничего подобного.
Там очень хороший анализ про это, что это просто разные экономические модели. В какой-то момент для того, чтобы развить рынок, для того, чтобы обеспечить именно рыночную среду, нужно наложить эти ограничения. Мы бы никогда, например, свой продукт, наверное, с такой скоростью не сделали. Скоростью я подчеркну. Мы бы его сделали технологически. Если бы у нас не было определенных ограничений, это не значит, что мы потеряли в качестве, потому что от качества нас требуют заказчики, а не зарубежные партнеры.
И мы все равно вынуждены ориентироваться на какой-то референс. Если вы, как бы, производите, хотите зарабатывать деньги, вы будете делать это для заказчиков, просто откажутся, не будут применять, будете ломаться, не функционировать. Поэтому я не рассматриваю методы ограничений, которые вводятся регуляторами и так далее, как какие-то нерыночные. Они просто призваны хоть как-то поддержать рынок, который невозможно создавать, когда ты конкурируешь с мировым гигантом, 30 лет поставляющим решения под ключ, с сумасшедшими бюджетами и так далее. Можно себя обманывать, конечно.
Генеральный директор Атомик Софт в разговоре с нами с гордостью сказал, что его компания не взяла ни копейки у государства. Все разработки, а это очень большие деньги были озвучены, были произведены за счет средств компании. Но не у каждого, наверное, есть такая возможность, если рассматривать какие-то перспективные стартапы. Как вы относитесь к этой государственной тенденции, помогать таким стартапам и разработкам? И все ли вообще, на ваш взгляд, хорошо в законодательной базе, в регуляторной базе в этой области?
Во-первых, я вернусь к началу, это видно по Атомик Софт, потому что когда общаешься с коллегами, видно, что это коммерческая компания, потому что уровень профессионализма инженеров транспонируется сверху от руководства, то есть видно что если цель - максимизировать прибыль при определённых социальных обязательствах, то это видно и в инженерном составе, в их поведении, в нацеленности на успех, на результат.
Во-вторых, в принципе, меры государственной поддержки деньгами я не считаю эффективными, потому что это непонятная история. Почему? Кто вообще осмечивает, какое нужно количество денег дать, чтобы что-то начало развиваться? Если же мы говорим про другие меры, которые, на мой взгляд, на нас эффективно сказались, то есть это уменьшение налогообложения, то есть косвенные меры стимулирования, которые просто позволяют элементарно держать конкурентный уровень зарплат разработчикам.
Не обязательно вливать деньги, деньги как раз нужно зарабатывать, а вот экономить деньги нужно, экономить деньги должно позволять государство. Вот такие меры, мне кажется, более важны. И вот когда было, насколько я помню, послабление на налогообложение сейчас, еще какие-то меры, они очень сильно влияют, потому что позволяют эту ликвидность высвободить, направить на инвестиции, направить на зарплаты и, следовательно, просто удержать коллективы и развитие.
На этой конференции, в частности, будет или уже, может быть, даже обсуждалась проблема дефицита кадров, как в области разработки ПО, так и в области разработки железа. Ваша компания с таким дефицитом сталкивается? Если сталкивается, то как вы проблему решаете?
Сталкивается, как и весь рынок. Наша компания необычно тем, что у нас очень долгосрочный период пребывания сотрудника. У нас так сложилось исторически, благодаря корпоративной культуре, каким-то социальным связям. Люди работают 10-15, вообще нехарактерно для российского рынка.
Я вот работаю 14 лет, я уже даже не помню, достаточно давно, и таких коллег много. И это, в общем-то, создает определенный профит, потому что накопительные знания, они как бы сохраняются, потому что тяжело, когда идет смена команд. С другой стороны, мы испытываем ту же проблему в масштабировании, когда нужны новые люди, их на рынке нет, и, прежде всего, это только сотрудничество с вузами. То есть, мотивация, мы идем сейчас с программами туда со своими, с нашими решениями, рассказываем в принципе про себя, берем на практику, где можем, как и все вендоры. Здесь вопрос, скорее, в том, что фундаментального образования, связанного с математикой, с базовыми науками, стало меньше. Наверное, тех эталонных кадров, которые могли читать, например, матанализ, на том уровне, который читали мне, моим отцам, дедам, этих фанатов их нет.
А от этого закладывается основа для дальнейших профессий, причем и в менеджменте, и в экономике, неважно. То есть, вот эти базовые дисциплины, надо их реанимировать. Матан, тервер, матстат, дискретка, техническая база тоже должна модернизироваться. Поэтому здесь ничего нового не придумать. Мы должны здесь просто работать с вузами, работать с научным сообществом, с министерствами. Мы по всем этим направлениям двигаемся, но здесь быстрее двигаться, мне кажется, нельзя, потому что это огромная машина, это образовательная машина, огромная экономическая машина.
Но государству-то эти специалисты нужны еще вчера. На самом деле, как не двигаться быстро?
Понятно, что вчера, но цикл, как это, кривая обучения, ее сложно сделать быстрее. У нас есть определенный цикл, 9 женщин не родят ребенка за месяц, только за 9 месяцев одна. Поэтому здесь есть какие-то пределы, и не нужно как раз здесь и раньше начинать, и позже, потому что все это, когда я тоже смотрю, люди учатся по 8 лет, по 7, мне кажется, это тоже избыточно, с учетом текущей динамики рынка. Если посмотреть на знание, которое 7 лет назад, и люди, которые учатся 2 года, только отчитали, кажется, немножечко фундаментального чего-то давать тоже нет. Мне просто кажется, это как естественный ход вещей. Его можно ускорить на год, на полгода, но какие-то «давайте кадры завтра», так не работает. Это люди, такая есть книжка – «люди как наиболее важные и нелинейные компоненты процессов разработки программного обеспечения». То есть никаких линейных закономерностей. Не только нелинейные, еще и непредсказуемые. Непредсказуемые, поэтому как можно здесь, какой-то только тренд.
Что-нибудь оптимистичное по поводу нашей импортонезависимости, достижения ее в ближайшем будущем, как все надеются?
Средство защиты информации, оно очевидно будет, потому что огромный рынок оказался, не то что полупустым, оказался достаточно свободным для занятия, при этом на этом рынке скопилось достаточное количество специалистов. В инфобезе такая действительно ситуация сложилась. Это видно по коллегам, рекламу, давать - не давать, неважно, здесь Касперский, Позитив, все эти компании, вот они здесь на стендах, присутствуют коллеги. То есть, очевидно, что это высочайшая квалификация коллег, и спорить с этим сложно, и для них рынок сейчас открылся, открылся и они готовы туда двигаться. Поэтому я там вижу самые положительные тенденции. Понятно, что какие-то передовые вещи, они будут упускаться, потому что мир больше, чем Россия, это понятно.
В технологическом, вот то, что я вижу, даже за последние два года конференции я ездил, то, что сейчас презентуют коллеги, там, ПЛКшки, SCADA, но это уже видно, что это тоже другой уровень. Поэтому я рассмотрю оптимистично. Возможно, мы не достигнем каких-то решений по искусственному интеллекту, вот в этой области, я имею в виду, там, в ближайшее время тут понятно, что.
Но вот эти базовые потребности импортозамещения будут закрыты на уровне там контроллеров, SCADA, МЕСов, Хисторианов. То, что я видел, да, это сложные большие решения, но это не подъемные технологические решения. Они понятны, понятно, как они работают.
Все там примерно то же самое.
© СТА-ПРЕСС, 2024