#современнаяэлектроника #Импортозамещение #IT #ПО #octopus #электроника
Интервью с Аркадием Ланцбергом – заместителем коммерческого директора ГК Юзтех
на X Федеральном форуме по ИТ и цифровым технологиям нефтегазовой отрасли России SMART OIL & GAS
https://www.comnews-conferences.ru/ru/conference/smartoilgas2024
01:02 О компании Юзтех
03:17 Что такое цифровые двойники и каким образом их можно применять
04:32 О создании моделей для цифрового двойника
5:35 Об использовании цифровых двойников в реальном времени на производстве
06:19 О шине UseBus
09:34 Когда стоит ожидать полноценного импортозамещения
12:18 Об основных потребителях импортозамещающих софтовых продуктов
14:30 Об оправданности эйфории на рынке отечественных софта и железа
15:22 О государственном финансировании
МЕДИАПОРТАЛ СЭТА
СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА И ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ
Официальный сайт медиапортала СЭТА https://www.cta.ru/
Журнал СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ
Журнал СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА
YouTube-канал СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА https://www.youtube.com/@sovelectronica
RuTube-канал СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА https://rutube.ru/channel/33177403/
Дзен-канал медиапортала СЭТА https://dzen.ru/cta_infoportal
Телеграм-канал медиапортала СЭТА https://t.me/cta_telegram
ВК-сообщество медиапортала СЭТА https://vk.com/cta_infoportal
https://usetech.ru/
Группа компаний Юзтех – ведущий технологический и бизнес-партнер лидеров российского и зарубежного бизнеса, разработчик ИТ-продуктов и сервисов. С 2006 года работает на рынке системной интеграции, реализуя сложные и масштабные проекты. Штат — более 1000 сотрудников. Компания располагает 10 офисами и представительствами в России и мире. На счету компании более 2000 реализованных проектов в различных отраслях экономики.
Входит в ТОП-30 крупнейших поставщиков ИТ-услуг в России (Tadviser, 2024), ТОП-15 крупнейших интеграторов BI-систем (Tadviser, 2024), ТОП-15 среди лидеров ИТ для промышленности (портал «Управление Производством», 2024), ТОП-10 среди лучших поставщиков ИТ-решений для нефтегазового комплекса (портал «Управление Производством», 2024).
Компания помогает лидерам рынка на всех уровнях цифровизации. Предоставляет услуги по ИТ-консалтингу, внедрению информационных систем, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, реализации сложных веб- и мобильных приложений, UX-дизайн, проектированию и разработке корпоративных хранилищ данных и Data Lake, созданию решений на основе машинного обучения и компьютерного зрения.
Помимо отраслевых и специализированных решений компания располагает собственной линейкой продуктов – USEBUS, Octopus, Тил Эйчар.
USEBUS – сердце ИТ-ландшафта. Шина интегрирует информационные потоки и обеспечивает обмен структурированными и неструктурированными данными без потерь в режиме реального времени.
Octopus – цифровой продукт на базе искусственного интеллекта для автоматической оптимизации ресурсов сервисов.
Тил Эйчар – платформа мотивации сотрудников для работы с HR-брендом компании, интегрируемая в корпоративный ИТ-ландшафт.
ГК Юзтех: российский софт – один из лучших на планете
Текст интервью получен посредством автоматического распознавания речи
и не подвергался редактированию, в связи с чем возможны ошибки и неточности.
Компания Юзтех существует более 18 лет, и мы занимаемся помимо заказной разработки достаточно эксклюзивными практиками в области AI/DS/ML и консалтингом. Также у нас есть собственная продуктовая линейка. И если мы с вами сейчас говорим именно про форум Oil & Gas, то, конечно, мы сюда врываемся с нашими решениями в виде предиктивной аналитики, диагностики и определения шельфа, различных цифровых технологий, включая интернет-вещей и множество промышленных решений, которые позволят нашим коллегам, которые также здесь на форуме присутствуют из добывающей отрасли, решить свои задачи, которые они ставят на 2024-2025 год.
Широкий у вас спектр такой получается. Консалтинг в какой области?
Проконсультировать мы можем по темам, в которых мы действительно профессионально работаем. И хоть Юзтех в свое время пришел из финтеха, то сейчас мы врываемся именно в нефтегазовую отрасль.
Мы можем проконсультировать по такой тематике, как машинное зрение, видеоаналитика, построение IT-ландшафта в соответствии с задачами, связанными с этими технологиями. Но и самое интересное, мы понимаем, что добывающая отрасль не заканчивается на шельфе и переработке, а это все корпорации. Поэтому также мы готовы предложить наш продукт Тил Эйчар, который работает с мотивацией персонала. Мы предлагаем геймификацию, которая может увеличить выручку компании за счет нематериальной мотивации сотрудников. И, конечно же, собственная интеграционная шина Usebus и наш балансировщик ЦОДов Octopus.
Это тоже продукты, которые вписываются в корпоративный IT-ландшафт, и без них сейчас представить работу большой корпоративной компании невозможно. Это импортозамещенные решения, которые пользуются спросом. Мы всех приглашаем к нашему стенду и с удовольствием проконсультируем по всем вопросам.
Что такое цифровые двойники и каким образом их можно применять, например, в нефтегазе?
Когда к нам приходят новые сотрудники на работу, например, грейда Junior, я всегда эту историю объясняю на пальцах и говорю о том, что двойники рисков – это решение, которое позволяет предположить, что произойдет с оборудованием, с производством и, в принципе, как обернется ситуация при определенных обстоятельствах, при определенных метриках, которые мы воссоздадим виртуально. Если еще более прицельно, давайте возьмем НПЗ. Стандартный процесс крекинга. Здесь мы можем заложить риски, связанные с температурами, со свойствами материала. С помощью цифрового двойника мы можем смоделировать ситуацию, например, когда дадим нестандартную нагрузку или опустим некоторые правила промышленной безопасности. Таким образом можно понять к каким последствиям это приведет. Конечно же, это гораздо дешевле будет сделать виртуально, нежели испытывать на настоящих нефтеперерабатывающих заводах.
Чтобы создать цифрового двойника, полноценного, сложного какого-то процесса или сложной установки, нужно создать серьезную модель. Вы этим занимаетесь или вы пользуетесь чьими-то готовыми моделями?
Я могу сказать, что это всегда – синергия. Действительно, мы не изобретаем велосипед заново. В некоторых ситуациях мы берем какие-то готовые, испытанные, хорошо зарекомендовавшие себя решения. Но мы понимаем, что задачи у клиентов порой уникальны, и также разрабатываем еще модели, которые именно будут имитировать их ландшафт. Поэтому здесь самым верным решением будет погрузиться в вопрос конкретного клиента, собраться вместе на установочную встречу, как мы это называем, "погрузиться в ландшафт" и понять, какие риски мы будем закладывать в первую очередь, и что нужно для того, чтобы их верно смоделировать.
Вы говорили о цифровых двойниках, которые служат для анализа «что если». Я знаю, что цифровые двойники используются и в реальном времени на производстве, как часть СКАДА-системы. Ваши решения таким образом работают?
Да, безусловно. Наши решения работают в том числе в реально действующем производстве, в СКАДА-системах. Но мы всегда приглашаем к нашим экспертам направлений. У нас есть выделенный центр экспертиз, который занимается каждой конкретной задачей. И по цифровым двойникам рисков экспертиза тоже у нас развита. Поэтому приглашаем на встречу, где обо всем расскажем подробнее.
Вы упомянули уже о вашей шине USEBUS. Расскажите о ней немного. Почему вы так выделили именно это решение? Чем оно вообще интересно?
Мы все знаем, что происходит последние два года. И мы понимаем, что у компании очень часто меняется IT-ландшафт. И очень сильно видоизменяется перечень софта, который компания использует.
И для того, чтобы всю эту историю между собой скоординировать, правильно сложить направление доставки сообщений в первую очередь, информационных потоков и так далее, мы разработали свою интеграционную шину, которая работает практически со всеми самыми популярными видами корпоративного программного обеспечения. Это и продукты 1С, и процессоры под IBM MQ, и коннекторы для SAP и прочее, прочее, прочее.
В ландшафте незаменимая история. Мы делаем ее, скажем так, упрощенной. Мы добавляем больше настроек, больше кастомизации для того, чтобы ваши задачи решались быстрее и в полном объеме.
Но это же, наверное, нельзя назвать каким-то коробочным продуктом, который может любой просто взять и запустить у себя? Требуется, видимо, какая-то системная интеграция для того, чтобы это решение использовать.
У нас есть дистрибутив, который разворачивается в кластере Kubernetes. То есть это готовое решение, которое можно раскатить и начать использовать. Но при этом, если мы берем специфику корпоративных крупных клиентов, на этом, естественно, ничего не заканчивается. У клиентов всегда есть свои запросы, которые очень персонализированные.
Некоторые из этих запросов мы не сможем обсудить, потому что они защищены идеей. Наши команды разработки активно включаются, и мы делаем доработку системы именно под заказчика. Кому-то нужны решения, работающие на standalone-машинах онлайн.
Кому-то нужны дистрибутивы, которые устанавливаются без интернета, да, и чтобы все необходимые компоненты присутствовали. Некоторым, наоборот, необходимо исключать некоторые компоненты из работы. То есть это кастомизируемая работа под каждого заказчика.
Опять же, есть ряд дистрибутивов, на которых сейчас работает продукт USEBUS, а коллеги хотят на другой системе использовать. Мы тоже эти вопросы решаем и закрываем. Поэтому работа по реализации USEBUS в конкретном предприятии — это всегда работа еще и с нашей командой разработки, которая делает небольшой кастом в вашу сторону. И это не стоит огромных денег, что очень важно для заказчика.
Когда примерно нам стоит ожидать уже полноценного импортозамещения хотя бы по ключевым таким вещам, как операционные системы, сервера отечественные, отечественный софт базовый, чтобы возникла полная отечественная экосистема?
Это очень хороший вопрос, и здесь будет высказано мое субъективное мнение. Я не претендую ни в коем случае на какой-то большой авторитет. За последние два года сделан огромный шаг в этом направлении, сделано очень много, еще больше сделать предстоит, но есть, конечно, такое понимание, что стопроцентного импортозамещения мы не сможем достигнуть никогда.
Это не к тому, что мы в России этого не умеем делать, это не к тому, что чего-то нам не хватает. Это история про то, что в каждой компании всегда есть ядро из излюбленных компонентов, которые используются везде, например, Kafka. Согласитесь, незаменимая вещь. До каких-то решений, которые по какой-то причине архитекторами, техническими специалистами были внедрены изначально.
Поэтому каждый будет формировать свой ландшафт так, как он хочет, какие-то решения могут полюбиться, какие-то решения могут быть слишком специфичными и такими нишевыми для конкретной отрасли. Такие решения брать и переписывать заново, импортозамещать, фактически изобретать велосипед заново, не имеет никакого экономического смысла. При этом есть обратная история, когда большие программные продукты выпускаются на территории Российской Федерации для сегмента B2G в первую очередь, там происходит действительно полноценное импортозамещение. Но заместить все – история нереальная, плюс не будем забывать, что у нас есть дружественные страны, которые также нам могут этот софт поставлять.
И могут и рынком при этом быть тоже, со своей стороны.
Мы с ними находимся в прекрасных отношениях, и, наверное, великого смысла взять и все заново переделать и назвать это российским софтом нет. Поэтому мне кажется, что везде важен баланс. Какие-то мелкие истории, нишевые, можно и купить. И мне кажется, что в целом это позиция, которая сейчас используется.
Кто сейчас вообще является основным потребителем вот этих импортозамещающих софтовых продуктов? Это какие-то госпредприятия или частный бизнес тоже этим интересуется по какой-то причине?
Тут все идет по цепочке. Понятно, что в первую очередь потребителем является сегмент B2G, силовые структуры, тем самым хотят обеспечить некую независимость органов Российской Федерации от зарубежного софта. Это все законодательно обусловлено, и я с этим согласен в полной мере.
При этом мы не должны забывать, что помимо этого контура есть очень много поставщиков, очень много компаний, которые работают на госсектор и какие-то решения туда поставляют. Поставщики должны соответствовать требованиям безопасности, у них должен использоваться определенный набор софта, и, соответственно, эти компании используют как раз большой перечень импортозамещенных решений для того, чтобы соответствовать статусу поставщика, который также живет в этом ландшафте и работает с операционными системами.
Соответственно, все остальные по своему желанию, по разным причинам, могут как использовать, так и не использовать импортозамещенные решения. Но в некоторых случаях импортозамещенные решения – это вопрос операционной безопасности для компаний, обеспечения их непрерывности деятельности. Целые документы на эту тему есть для разных отраслей.
Динамика хорошая, коллеги покупают, коллеги внедряют, но еще есть очень большой пласт работы, чтобы как можно больше критической инфраструктуры было все-таки импортозамещенной.
Динамика хорошая. Как вы считаете, оправдана ли вообще эйфория на рынке софта и на рынке железа отечественного, компьютерного, связанная, я так понимаю, в основном с волной вот этих госзаказов, которые возникли? Сейчас у многих такое чувство, что все так здорово. А нет ли у вас такого ощущения, что в какой-то момент государство может сказать "все, достаточно, наелись", и все, кто планировал и рассчитывал на то, что и дальше все будет расти каждый год, они могут очень сильно расстроиться?
Две мысли на этот счет. Первое, я считаю, что любой рынок живет волнообразно. Но это в общем-то не рынок даже, если строго говорить. Это же государственное финансирование. Все на нем держится сейчас. Давайте назовем это рынком импортозамещенного ПО. И все-таки помимо государства все равно покупатели там есть. Пускай не такая большая ниша, но они есть.
Первое, рынок живет волнообразно. И понятно, что превалируют какие-то тенденции. Они иногда идут на спад, иногда, соответственно, есть большой прирост, очень большое количество заказов. Бизнес всегда к этому адаптировался. Всегда бизнес перераспределял ресурсы под конкретные задачи в зависимости от потребностей рынка. Это не новая история, это и с технологиями всегда связано было. Сейчас мы с вами говорим именно про импортозамещение.
История номер два. Если вы очень много продали в какой-то сектор, вам потом это еще очень поддерживать. Потому что заключаются контракты не только на продажу софта или железа, но и на его поддержку. Это небольшой кусок рынка, но тем не менее, какую-то часть кадров компании резервируют на эту поддержку. Эта поддержка оплачена в контрактах. Некоторые контракты закрывают по модели Т&М, по заявкам, то есть с пост-оплатой. Тем не менее, это все еще деньги, все еще бизнес, все еще занятость.
Поэтому, да, волна спадет и я в чем-то с вами согласен. Но все равно все это нужно будет поддерживать. И здесь тоже определенный рынок растет прямо сейчас. Чем больше продается, тем больше у нас субъектов для поддержки.
У меня сдержанный оптимизм, очень здорово приходить на конференции и видеть много новых разработок именно в российском IT. Еще больше оптимизма у меня возникает в части робототехники, особенного в части серверного железа, что компании придумывают. Я говорю сейчас не про мастодонтов в виде Яндекса. Здесь, прямо сейчас повернувшись, я могу увидеть 4 железных стенда. Туда повернусь и на этаж поднимусь, еще увижу. Мне это внушает оптимизм, потому что, вы помните, что было раньше, железо делали крайне мало. Были какие-то топорные истории, которые не имели практического применения.
Я считаю, и многие рейтинги со мной согласны, что в Российской Федерации разрабатывается один из лучших софтов на планете. Я работал в финтехе долгое время, в банке, потом в IT-компании, связанной с финтехом. И, конечно, если мы возьмем банковскую сферу, то, наверное, Российская Федерация впереди планеты всей. Поэтому у меня есть оптимизм. Развиваются еще дальше экосистемы, экосистемные продукты. Сетевое оборудование подъезжает. Есть сдержанный оптимизм. Давайте посмотрим, что будет дальше.
© СТА-ПРЕСС, 2024