Суть инновации – нововведения; обычно – как следствие результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности. Инновации нематериальны, как и интеллектуальная собственность – результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в отношении которых осуществляется правовая охрана. При этом интеллектуальная собственность – это коммерческая суть инноваций как следствие креативности и инструмент конкурентных преимуществ. Суть франшизы – лицензия на секреты производства продукции с товарным знаком (репутационной составляющей) бизнес-практик лицензиара, при этом товарные знаки интеллектуальной собственностью не являются и её не охраняют.
Интерес к инновациям и франшизам вызван, прежде всего, интересами конкурентных преимуществ, добавленной стоимости, роялти (лицензионных отчислений от прибыли лицензиата) и совершенствованием производства, потребительских качеств продукции. Однако этот интерес и бизнес-практики повсеместно сопровождаются правовым нигилизмом в отношении гражданского оборота интеллектуальной собственности.
Характерно, что продукция серийного производства инноваций и добавленной стоимости конкурентных преимуществ креативности, перспективности не содержит. Технологии её производства и использования регламентируются имеющейся конструкторской и эксплуатационной документацией, стандартами технических условий на продукцию, паспортами и формулярами изделий, регламентами гарантийного сервиса и утилизации.
Жизненный цикл серийной продукции – завершающий этап эволюции любой технологии. Серийная продукция интеллектуальной собственности, как правило, уже не содержит, а если содержит или интеллектуальная собственность является основой ценовой практики реализации продукции, то необходимы постоянные инновации с созданием новой интеллектуальной собственности – увы, интеллектуальные активы, особенно в части патентного права, очень быстро «стареют» и теряют ценностные, ценовые преимущества (к любому изобретению легко добавить незначительные изменения и заявить инновацию).
Современной экономике и бизнесу наиболее интересны именно инновации как возможность создания новых продуктов и технологий для снижения издержек производства или достижения иных конкурентных преимуществ (об этом свидетельствуют различные форумы), а разработчику продуктов (изделий, методик, технологий, практик) интересны секреты производства (ноу-хау), исключительные права (монополия) и франшизы (лицензии в порядке реализации коммерческой концессии) – единственный способ коммерциализации инноваций как нематериального объекта.
Исключительное право – имущественное интеллектуальное право. Признание, подтверждение, реализация, коммерциализация и защита интеллектуальных прав осуществляются в отношении произведений (науки, литературы, искусства), программ для ЭВМ и баз данных, которые являются объектами авторских и смежных прав, а также в отношении технических решений (изобретений, полезных моделей), селекционных достижений, которые являются объектами патентных прав, и ноу-хау (секретов производства).
Чтобы в отношении ноу-хау (сведений о результатах интеллектуальной деятельности, используемых в режиме конфиденциальности информации и коммерческой тайны) признавалось исключительное право, сами результаты интеллектуальной деятельности должны охраняться авторским правом – патентное право не подходит, т.к. при патентовании теряются конфиденциальность информации и коммерческая тайна, а до патентования технических решений, решений внешнего вида изделий и селекционных достижений отсутствует их правовая охрана и не существует интеллектуальных прав.
Вместе с тем технологии, как сложные объекты гражданского оборота интеллектуальной собственности, могут содержать объекты авторского, смежного, патентного прав и ноу-хау в любой комплектации и конфигурации. Соответственно, для формирования и реализации исключительных прав технологии должны оформляться стандартами на методы, процессы, качество и технологическими регламентами, методиками, а стандарты и регламенты, методики должны признаваться объектами авторского права – пока это редко практикуется, т.к. требует затрат объективного признания и паспортизации интеллектуальной собственности в режиме авторского права (однако позитивные практики уже презентуются на площадке «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив).
Исходя из условий стабильности серийного производства, требований к интеллектуальной собственности и её гражданскому обороту, научных, технологических и бизнес-практик, инновации являются продуктом исследований, разработки и подготовки производства, кустарного или опытного (именно там возникают и следует искать инновации). При этом покупателю (правопреемнику) инноваций интересен не материальный продукт, а перспективная технология для создания нового продукта или расширения «экосистемы» старого. При этом сам материальный продукт рассматривается им как промышленный образец инновации для создания технологии производства новых изделий.
Чтобы коммерциализация инновации состоялась, необходима её презентация. Наиболее перспективным способом демонстрации инноваций является презентация ноу-хау (секретов производства) по их косвенным признакам с приложением промышленного образца продукта, созданного по новой технологии, и право-подтверждающих документов независимой от продавца и покупателя стороны: спецификаций результатов интеллектуальной деятельности и ноу-хау, авторского свидетельства, сертификата признания интеллектуальной собственности и ноу-хау, паспорта интеллектуальной собственности и франшизы, используемых в Российской Федерации с 2007 года.
Как правило, необходимые документы оформляются по правилам позитивно зарекомендовавшей себя системы сертификации интеллектуальных активов СДС ОИС –
государственный регистрационный № РОСС RU.Ж157.04АД00 (стандарт СТО.9003-10-2011 серии «Интеллектуальная собственность и инновации»). На подходе прогрессивная система сертификации интеллектуальной собственности и правоподтверждающих документов – СДС «Национальный консорциум ПМИС» от компании Nevsky IP Law. Главная её особенность состоит в том, что решающим является экспертное мнение профессионального сообщества.
Последующая коммерциализация ноу-хау (секретов производства) или технологии (методики, регламента, стандарта) осуществляется на условиях договора коммерческой концессии с отчуждением покупателю (правопреемнику) исключительного права или предоставления ему лицензии на ноу-хау или технологию с выплатой разового или многократного лицензионного вознаграждения или роялти (доли от прибыли, например от совместного производства, реализации и сервисного сопровождения продукции).
Характерный пример позитивного опыта – шоу-рум инноваций Международного центра научной и технической информации (МЦНТИ), задачами которого являются презентация и продвижение на международные рынки перспективных отечественных и зарубежных технологий для создания новых продуктов, а целью – международная кооперация по стимулированию креативности исследований, разработок, проектирования и снижению издержек производства в части устранения технологических недостатков.
Правила шоу-рума инноваций МЦНТИ включают требования признания, подтверждения, соблюдения интеллектуальных прав от партнёров (экспонентов шоу-рума) и оказания им помощи по объективному признанию и паспортизации интеллектуальной собственности, ноу-хау и франшиз, которые обезопасят заинтересованных лиц от исков по поводу введения в заблуждение о наличии, ценности инновации и административных, налоговых, уголовных правонарушений гражданского оборота интеллектуальной собственности.
Соответствующая помощь МЦНТИ и профилактика рисков гражданского оборота интеллектуальной собственности в составе инноваций и франшиз включает:
- оценку соответствия РИД условиям охраны авторским, смежным, патентным правом;
- объективное признание интеллектуальных прав, интеллектуальных активов и ноу-хау;
- паспортизацию интеллектуальной собственности, технологий, ноу-хау и франшиз;
- оценку стоимости исключительных прав и ущерба от их нарушений, утраты;
- юридическую проработку лицензионной политики, франшиз и договорной практики.
Для этого шоу-рум инноваций МЦНТИ интегрирован с международной программой «Интеллектуальная собственность и инновации», суть которой – кооперация по защите инвестиций в инновации путём объективного признания, паспортизации и профессионального менеджмента интеллектуальной собственности (ПМИС) как фундамента роста бизнеса и повышения эффективности интеллектуальных активов (имущественного комплекса предприятий) в режиме технических решений и авторского права, технологий (сложных объектов гражданского оборота интеллектуальной собственности), коммерческой тайны (ноу-хау), франшиз (коммерческой концессии). Участникам программы оформляется сертификат их компетенций и практик международного и национального консультационно-методического кластера МЦНТИ.
В концепции кластера – проведение публичных международных, национальных, корпоративных мероприятий и экспертная, консультационная, образовательная деятельность по стандартам и практикам ПМИС.
Среди указанных мероприятий следует отметить практикумы по подготовке рабочей документации для разработчиков и бизнеса с инновациями, интеллектуальной собственностью, франшизами – например, «Исключительные права на результаты научно-технической деятельности, подготовка спецификации РИД» на площадке «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив.
Спецификация РИД – исходный документ стандартизованной формы с описанием интеллектуальной деятельности и её результатов в виде произведения (науки, литературы, искусства), технического решения, программы для ЭВМ, базы данных, монографии, диссертации, методики, сценария, презентации, регламента, стандарта, процесса, технологии, качества, ноу-хау, франшизы, предназначенный для объективного признания интеллектуальных прав (статья 1226 ГК РФ) и оформления авторского свидетельства, отчёта об оценке соответствия РИД условиям охраны авторским, смежным и/или патентным правом, сертификата признания интеллектуальной собственности и ноу-хау, паспорта интеллектуальной собственности, ноу-хау и франшизы, объекта нематериальных активов, договора об отчуждении исключительного права, лицензионного соглашения и судебного иска, сертификата менеджмента качества интеллектуальной собственности и т.д. При этом обсуждаются её назначение, содержание, оформление, депонирование и совместно с экспертами-аудиторами ПМИС осуществляется подготовка спецификаций РИД для решения необходимых бизнес-задач: признания, паспортизации и судебной защиты интеллектуальной собственности; оценки стоимости имущественных интеллектуальных прав, имущественной ценности нематериальных активов и привлечения инвестиций; страхования рисков нарушения и утраты интеллектуальных прав; подготовки, реализации лицензионной политики и договорной практики; оформления ноу-хау для паспортизации франшиз по договору коммерческой концессии; подготовки программы инновационного развития интеллектуальных активов бизнеса; профилактики и управления рисками гражданского оборота интеллектуальной собственности (ГОИС); учёта, инвентаризации, оптимизации, использования, масштабирования, приватизации нематериальных активов и т.д.
Заинтересованным лицам предоставляется стандартизованная или адаптированная под их бизнес-задачи форма спецификации РИД на произведение (науки, литературы, искусства), программу для ЭВМ и программный комплекс, базу данных (включая сайт или сетевой сервис), техническое решение, технологию, ноу-хау и рекомендации по её содержанию; методические материалы по реализации лицензионной политики и договорной практике.
Поиск инноваций в форме промышленных образцов и продукции кустарного, опытного производства целесообразно осуществлять на выставках и презентациях стартапов. Учитывая отсутствие у них необходимой компетентности в предметной области, правоподтверждающей документации и ограниченность ресурсов, помощь разработчикам инноваций целесообразно организовывать путём долевых инвестиций или краудфандинга, вовлекая в проект необходимых специалистов и заинтересованных лиц.
Обсуждение необходимых вопросов состоится за круглым столом «Интеллектуальная собственность – XXI век: управление рисками» форума Say Future Security.
За круглым столом специалистов ПМИС будут представлены рекомендации по следующим вопросам:
- тренды интеллектуальных активов в мировой инновационной экономике;
- техническое регулирование и менеджмент интеллектуальных активов бизнеса;
- коммерциализация интеллектуальных прав и защита инвестиций;
- стратегия управления корпоративной интеллектуальной собственностью.
Один из вопросов общей дискуссии и индивидуальных консультаций – стандарт «Профессиональный менеджмент интеллектуальной собственности. Паспорт франшизы. Назначение, оформление, использование для обеспечения сделок коммерческой концессии с оценкой имущественной ценности и передачей секретов производства (ноу-хау) правопреемнику-лицензиату в режиме коммерческой тайны. Методические указания», по которому предстоит жить отечественному бизнесу.
Если вам понравился материал, кликните значок - вы поможете нам узнать, каким статьям и новостям следует отдавать предпочтение. Если вы хотите обсудить материал - не стесняйтесь оставлять свои комментарии : возможно, они будут полезны другим нашим читателям!