Современная электроника №6/2025
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 53 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 6 / 2025 гие помехи, которые могут повлиять на способность системы точно опре- делять своё местоположение. Квантовая система навигации AQNav работает в любых погодных условиях, может использоваться на воздушной, наземной и морской мест- ности и завершила лётные испытания в 2023 году [9]. Тестовыми носителями AQNav в разное время выступали транспорт- ный самолет C-17A, стратегический бомбардировщик B-52 и даже удар- ный дрон MQ-9. Для защиты объектов путём постановки помех РЭБ в таком случае нужны квантовые сенсоры, энер- гетические мощности и ресурсы поис- тине гигантских масштабов; это пока спорный с технической точки зрения вопрос. Квантовые сенсорные устрой- ства широко применяются в РЭА кос- мического назначения. В перспективе квантовая система навигации может использоваться для улучшения управ- ления автономными транспортными средствами и использоваться под зем- лёй или под водой, где нет сигналов GPS. Геодезическая гравиметрия и другие средства Есть ещё один рассматриваемый разработчиками РЭА элемент и спо- соб ориентации в движении – геоде- зическая гравиметрия, основанная на измерении изменения ускорения сво- бодного падения из-за локального рас- пределения масс. В случае примене- ния способа в комплексе с другими навигационными системами созда- ние и постановка помехи затрудне- ны, ибо ориентация навигационно- го оборудование идёт по ориентирам земных пород с помощью гравиметри- ческой разведки, а породы стационар- ны, ландшафты не перемещаемы. Практические успешные примеры применения средств РЭБ для нару- шения навигации с использовани- ем электронной картографии выгля- дят следующим образом. На условно низкой околоземной орбите несколь- ко спутников одной группировки с помощью радиолокационных средств сканируют поверхность местности. На основе этих данных в автоматическом режиме формируется цифровая карта рельефа с указанием перепадов высот. Далее эта карта загружается в память навигационной системы летательного аппарата – будь то БПЛА, управляемые боеприпасы или иные виды высоко- точного вооружения – и использует- ся в полёте для ориентирования без необходимости обращения к спутни- ковому сигналу в реальном времени. В таком примере (рис. 9) единственное препятствие во время сканирования местности спутниковыми средствами для создания карты местности спосо- бом радиолокации – постановка шумо- вой помехи как простого примера РЭБ на частоте РЛС. Противодействие спутниковому влиянию Спутниковые группировки состоят из тысяч аппаратов, и орбиты их мож- но высчитать с высокой точностью. Это может понадобиться для орга- низации его «засвечивания» с Зем- ли – постановкой помехи над опре- делённой территорией или с другого спутника. Время пролёта всех спутников известно до долей секунды. Назем- ные средства РЭБ могут и дежурить, и приезжать в нужное время, и быть стационарными. Главное в наше время – не вычис- лить время появления спутника над районом разведки, а чтобы расчёт РЭБ поставил в нужный момент помеху и автоматически ориентировал антен- ны-излучатели. Геомагнитное поле не изменяется от высокочастотного электромагнитно- го поля. Геомагнитное пространство имеет неповторимый формат, и карты естественных магнитных полей Зем- ли давно составлены – казалось бы, ничто не мешает ими воспользовать- ся. Есть обучаемые ИИ технологии рас- пределения больших и масштабируе- мых данных. Первые карты адмирала Пири Рейса (рис. 10) 1513 года были построены относительно системных географических ориентиров, возмож- но, с опорой на геомагнитные пара- метры данных, тем не менее спустя 6 веков электронные средства магнит- ной навигации до сих пор не внедре- ны наряду с GPS-ориентированием. После завоевания к 1517 году Осман- ской империей Египта адмирал Пири Рейс подарил карту мира султану Селиму I. На рис. 11 показан вариант карты с условной топографией, вид из космоса. Детализация и масштабирование подобных карт пока требуют значи- тельного по форм-фактору и весу, потребляемой мощности и особен- ностям обслуживания РЭА. Ещё две опасности некорректного примене- ния геомагнитной навигации состо- ят в возможностях ослабления гео- магнитного поля по мере удаления летящего объекта от земной поверх- ности и изменения поля ввиду поста- новки (намеренной или случайной) на земле объектов, обладающих магнит- ным значением, к примеру, разбитой бронетехники. Примеры российских действующих систем Одна из интересных, хоть и небезу- пречных с технической точки зрения, современных электронных систем – ЕСУ ТЗ «Созвездие-М» (рис. 12). Единая система управления такти- ческого звена (ЕСУ ТЗ) – это система с тактическими терминалами и або- нентскими коммуникаторами, разра- ботанная воронежским концерном Рис. 10. Пример карты Пири Рейса Рис. 11. Вариант карты с условной топографией, вид из космоса
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy