Современная электроника №6/2025
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 52 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 6 / 2025 мальной работе средств связи, РЭА и в целом легальной, полезной навигации в соответствующем районе [5]. Особенное объяснение фантомных меток на радарах РЛС «Фантомные метки» – понятие слен- говое, на профессиональном языке означающее препятствия, засекае- мые электронным радаром – локато- ром самолёта. Об этом знает каждый опытный пилот. Электронный радар построен на эффекте Доплера и действует по прин- ципу дальномера или эхолота: име- ет встроенный генератор импульсов сверхвысокой радиочастоты и приём- ник сигналов на той же частоте. Есть отличия в радарах направленного дей- ствия и работающих в режиме скане- ра пространства вокруг – на 360° – во все стороны от объекта. Когда нет препятствий, отправлен- ный локатором сигнал поглощается пространством. Когда сигнал отра- жается от препятствия (в воздушном пространстве), он воспринимается приёмником, при этом электронная система просчитывает автоматиче- ски время прохода отражённого сиг- нала в пространстве – так определя- ется дистанция до объекта, и можно классифицировать сам объект по мас- се, форм-фактору (габаритам) и дру- гим параметрам. Поэтому говорить о том, что обнаружен фантомный объект или НЛО, некорректно. Всег- да можно установить курс, размер, форму, иные особенности, вплоть до радиоактивного излучения. Соответ- ственно сигнал радара самолёта (вер- толёта) может показать в разном фор- мате и стаи птиц, и БПЛА, и встречный самолет в том же «эшелоне» высоты, и электромагнитную волну, и изменя- ющийся грозовой фронт – всё то, что в разной степени отражает сигнал. Радары гражданских самолетов (и их пилоты) не могут классифициро- вать цели (объекты) по форм-фактору, в отличие от военных РЛС. Поэтому так называемые фантомные метки на радарах гражданских самолетов – не более чем стаи птиц или даже ско- пление облачности или грозовые поля при соответствующих метеоусловиях. Смотреть надо не на наличие меток, а на динамику изменения их актив- ности. Стаи птиц типично не летят на одной высоте, они перемещают- ся; облака, отражающие сигнал рада- ра при наличии грозовой активности, не перемещаются со скоростью само- лета; возможные и крупные БПЛА ред- ко летят на высотах 12–18 км над зем- лёй, не меняя траектории полёта. Если объекты, зафиксированные гражданским радаром, исчезают с радара (как временные явления, что чаще всего) – опасаться нечего. Если остаются активными в той же фазе, направлении и локации, тогда умест- но зафиксировать полученные данные в бортовом журнале и в переговорах с диспетчером (с автоматической фик- сацией в бортовом чёрном ящике) и сопоставить данные с РЛС военных по месту и времени. Новейшие квантовые сенсорные устройства РЭА Самолёты, вертолёты и БПЛА могут избежать влияния РЭБ. Пока же, несмотря на попытки разработчи- ков, на каждый БПЛА или управляе- мый снаряд (ракету) систему AQNav не установить из-за габаритов и потре- бления энергии. Чтобы сохранить систему в дей- ствии и предотвратить влияние спу- финга на случай подавления сигналов, используют геомагнитную навигацию в связке с GPS-системами. Фильтрацию входящих сигналов обеспечивают устройства геомагнит- ной навигации с ИИ. Из американско- го опыта можно привести пример ком- пании SandboxAQ, презентовавшей систему квантовых сенсоров AQNav с ИИ. Последние, по заверениям раз- работчиков, весьма чувствительны, улавливают едва заметные деформа- ции магнитного поля, а модуль ИИ в режиме реального времени прово- дит сверку с эталонными картами и так игнорирует шумовые помех и РЭБ (рис. 8). Это навигационная система широ- кого назначения для противодействия подмене и глушению GPS. Когда сиг- налы GPS подавлены или недоступ- ны, AQNav использует алгоритмы искусственного интеллекта, чувстви- тельные квантовые датчики-магни- тометры и собранные данные о маг- нитном поле Земли с уникальными географическими характеристиками для обеспечения навигации в режиме реального времени. Затем с помощью алгоритмов ИИ обеспечивается срав- нение характеристик земной коры с известными магнитными картами, что позволяет AQNav точно и опера- тивно определять местоположение. В основе разработки знание о том, что магнитное поле Земли излучает постоянный пассивный, ориентиро- ванный вовне сигнал, что делает его надёжным источником данных для навигации в пространстве в сово- купности с другими инерциальны- ми и другими источниками. Посколь- ку электронные квантовые датчики очень чувствительны, алгоритмы ИИ используются для улучшения соот- ношения сигнал/шум, что устраняет механические, электрические или дру- Рис. 9. Так выглядит шумовая помеха в проекции карты местности, сканированной со спутника, масштаб в 1 см – 1 км Рис. 8. Квантовая электромагнитная навигационная система AQNav в трюме грузового самолёта C-17
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy