Современная электроника №6/2025

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 51 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 6 / 2025 голоса человека так же уникальны, как отпечатки пальцев или радуж- ные оболочки глаз, именно поэтому идентификация по голосу входит ком- плексным фактором в ЕБС и системы идентификации, в том числе бытово- го назначения, где ординарные (эта- лонные) данные пополняют реестр на базе госинформсистемы «Антифрод» с протоколами защиты, аналогичны- ми тем, что применяются на портале «Госуслуги». Принцип защиты БПЛА в полёте Защитные механизмы БПЛА в полё- те и движении реализуются также с помощью РЭА. На рис. 5 показаны основные части управления БПЛА. Принцип действия радарных уров- немеров основан на измерении вре- мени распространения радиоволны от антенны уровнемера до поверхно- сти продукта, уровень которого изме- ряется, и обратно. Радарные уровне- меры устойчивы к таким факторам, как запылённость, испарения с кон- тролируемой поверхности, и облада- ют высокой точностью измерения в различных средах. На рис. 6 показан пример считывания ландшафта зем- ли как элемент системы навигации и сравнения шаблонов, заложенных в программную память БПЛА. Принцип работы системы глушения БПЛА При обнаружении потенциальной угрозы со стороны беспилотника элек- тронная система, анализируя несколь- ко факторов, принимает решение на глушение (либо может работать в постоянном режиме постановки глу- шащей помехи). Сначала система наце- ливается на каналы командной связи дрона, поскольку с операторами или со спутниками GPS в автоматическом режиме происходит взаимодействие на определённых радиочастотах [2]. Оборудование для глушения трансли- рует сильные помехи на этих часто- тах, эффективно заглушая настоящие сигналы управления или навигации. Эффективность помех во многом зави- сит от сложности конструкции БПЛА и его устойчивости к помехам. Неко- торые модели БПЛА двойного назна- чения или предназначенные для воен- ных целей оснащены технологией защиты от помех, что делает их ней- трализацию более сложной с помо- щью стандартных методов глушения (рис. 7). Помехи нарушают способность дрона получать команды от опера- тора, а также существенно затрудня- ют доступ к сигналам GPS, необходи- мым для навигации. Без этих сигналов большинство дронов либо переходят в безопасный режим, который может включать возврат в заданное место или медленное снижение до посадки, либо просто зависают на месте, пока не закончится заряд батареи. Некото- рые продвинутые системы глушения могут использовать спуфинг, когда устройство глушения формирует и передаёт ложные сигналы, имитиру- ющие сигналы управления от операто- ра или сигналы GPS. Как мы показали выше, эффективный и своевременный мощный спуфинг может обмануть дрон и заставить его следовать лож- ным командам, что позволит глуши- телю косвенно контролировать траек- торию полёта БПЛА. Решения для глушения необходи- мы в различных сценариях, включая защиту военных объектов, аэропор- тов, важных коммерческих объек- тов и критической инфраструктуры и даже для предотвращения шпиона- жа или террористической деятельно- сти. Такие решения используют взве- шенно, с осторожностью, адекватно опасности, поскольку неизбиратель- ное глушение может помешать нор- Рис. 7. Варианты воздействия на БПЛА разных сигналов с Земли под контролем системы РЭБ типа «Гроза-С» в гражданском и военном вариантах Рис. 6. Иллюстрация считывания ландшафта земли как элемент системы навигации и сравнения шаблонов, заложенных в память Радиоразведка канала передачи данных Подавление канала управления бортового приёмника БПЛА Подавление и спуфинг бортового приёмника GPS/ГЛОНАСС Канал передачи данных радиоразведки/телеметрии Канал управления БПЛА «Гроза-С » Радиоразведка канала управления БПЛА Наземный пункт управления (НПУ) БПЛА Подавление канала передачи данных радиоразведки/телеметрии приёмника НПУ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy