Современная электроника №6/2025

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 49 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 6 / 2025 Рис. 2. Иллюстративная схема воздействия спуфинга Рис. 3. Карта геомагнитной активности Земли закупаются и средства наблюдения: радиолокаторы, лидары и специаль- ные камеры. Третья часть – средства кинети- ческого поражения беспилотников: лазерные установки, дроны-пере- хватчики, противовоздушные ком- плексы «воздух–воздух» и «земля– воздух». Это самый перспективный сегмент рынка, и он будет расти в ближайшие годы. Наряду с закупками антидроновых систем растёт недовольство со сторо- ны заказчиков, потому что системы работают неэффективно, и предприя- тиям приходится заказывать техниче- ский аудит у независимых компаний. Актуальны две проблемы: несоответ- ствие технических характеристик обо- рудования заявленным и его непра- вильное размещение на защищаемом объекте. Общее о системах РЭБ и установке защитных помех За последние несколько лет средства РЭБ, базирующиеся на значительном конструктивном заделе и наработках, сформированных ещё в СССР и продол- женных в России, превратились в стра- тегический ресурс. Общий принцип определения координат с помощью спутникового оборудования представ- лен на рис. 1. Дублирующие системы наведения (инерционные и другие на основе замещающей поверхности) не всегда обеспечивают необходимую точность наведения, в отличие от спутниковых систем GPS, ГЛОНАСС и GALILEO. На рис. 2 представлена типичная схема воздействия спуфинга (подме- ны спутникового сигнала). Ещё одна проблема, заслуживающая внимания специалистов, касается способа поста- новки помехи средствами РЭА специ- ального назначения, симулирующими GPS-сигналы с сигнатурой, соответству- ющей другой территории, к примеру, соседней страны. Высокие технологии симуляции и GPS-спуфинга в данном примере влияют на навигацию БПЛА и могут приводить к отклонению полёт- ной программы, когда объект лишается корректного управления, теряется или летит совсем в другую сторону. Что касается известной техноло- гии позиционирования по координа- там GPS, некогда популярной и вос- требованной повсеместно, а теперь признаваемой специалистами как анахронизм эпохи, в качестве само- стоятельной системы она недоста- точна, поэтому применяется в ком- плексе с другими навигационными технологиями. Есть специальные и открытые интернет-ресурсы, фикси- рующие в любой точке мира в реаль- ном времени помехи GPS, к примеру GPSJam.org [3]. GPS не вечен: проблемные вопросы сегодняшнего дня Уместно обратить внимание на инте- ресный факт: GPS не вечен. Уровень развития автономного (или частично автономного) с электронной системой ДУ транспорта прямо влияет на наци- ональную безопасность. Речь о РЭА – сканерах с инфракрасным и лазерным способами определения координат, уже установленных на современных транспортных средствах (ТС), включая гибридные автомобили и электромо- били. Эти устройства РЭА могут дать условно точную карту местности там, где они используются. Причём внедре- ние или использование такой бытовой (гражданской) навигации внешними системами не заблокировано, и их вла- дельцы могут даже не знать об исполь- зовании своих навигационных систем дистанционными инструментами. Эхо торговой войны с повышением пошлин Есть сведения о том, что разработчи- ки в КНР непрерывно собирают данные бортовой телеметрии с проданных в США машин и в дальнейшем имеют возможность использовать информа- цию в военных целях. Например, соста- вить точные карты для автономной навигации средств доставки крыла- тых ракет и управляемых снарядов, БПЛА с защитой от спуфинга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy