Современная электроника №6/2025

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 48 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 6 / 2025 Рис. 1. Общий принцип определения координат Беспилотные летательные аппараты и транспортные средства (БПЛА и БПТС) прочно вошли в повседневную жизнь. Однако вместе с этим обострилась проблема защиты их от перехвата управления, особенно учитывая повышение эффективности, мобильности и селективности средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Самым уязвимым элементом, вызывающим наибольшее внимание разработчиков радиоэлектронных систем, остаётся возможность подавления или отключения GPS, подмены сигнала и дистанционного захвата управления беспилотником, что может иметь серьёзные последствия. В связи с этим активно ведутся перспективные разработки в области альтернативных методов спутниковой навигации и комплексного контроля за перемещением беспилотных систем. Андрей Доезжаев О прогрессе и эволюции РЭА Прогресс в сфере радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) развивается стре- мительными темпами. Ещё совсем недавно, 14 апреля 1983 года, в Вели- кобритании был представлен первый переносной радиотелефон – устрой- ство, больше напоминавшее по разме- ру кирпич, чем современный гаджет. Именно он стал прародителем сегод- няшних тонких и многофункциональ- ных смартфонов. Трудно было пред- ставить, что всего за 40 лет – в рамках жизни одного поколения – телефо- ны превратятся в устройства тоньше обычного журнала. Беспилотные летательные аппараты сегодня активно трансформируются в универсальные платформы: от средств доставки оборудования до высокоточ- ного оружия с возможностью такти- ческого применения. Причём разви- тие этих систем идёт стремительными темпами. Только за период с 2023 по 2025 годы были разработаны и запу- щены в серийное производство ком- плексы РЭА для управления беспилот- ными автомобилями и грузовиками. Однако столь бурный прогресс ста- вит перед обществом новые серьёзные вопросы. Один из них – обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования, особенно в условиях мегаполисов, где ежеднев- но перемещаются тысячи транспорт- ных средств. Например, как можно гарантировать безопасность на таком сложном и нагруженном участке, как МКАД, если в общем потоке участву- ют и БПТС? Встаёт важнейший вопрос: насколь- ко надёжны электронные системы управления и как они защищены от внешнего вмешательства и перехва- та управления? Ведь в случае взлома подобных систем последствия могут быть не просто серьёзными, а ката- строфическими – с массовыми авари- ями, нарушением инфраструктуры и угрозой жизни людей. Что происходит с установками РЭБ в России Ситуация со средствами радио- электронной борьбы (РЭБ) и система- ми постановки помех становится всё более сложной. В 2025 году, по срав- нению с предыдущими периодами, средние затраты на приобретение антидроновых комплексов снижа- ются. Предприятия всё чаще руко- водствуются принципом «разумной достаточности»: небольшим органи- зациям нет необходимости в дорого- стоящих системах – им вполне подхо- дят компактные и функциональные установки. В то же время мощные и громоздкие комплексы РЭБ остают- ся актуальными для крупных про- мышленных предприятий, объектов критической инфраструктуры, таких как нефтеперерабатывающие заводы, электроподстанции и транспортные узлы, где требуется масштабная защи- та и устойчивость к широкому спек- тру угроз [4]. Заказчики делятся на две группы: первая модернизирует уже имеющу- юся систему противодействия дро- нам, вторая закупает оборудование с нуля. Для промышленных заказчиков цена установки составляет несколь- ко десятков миллионов рублей, а для крупных или важных объектов может доходить до нескольких сотен миллио- нов рублей. В основном антидроновые решения приобретаются для защиты объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Рынок антидроновых систем разде- ляют на три составляющие. Первая – физическая защита: различные сети и укрытия. Это самая дешёвая статья расходов (от 300 руб. за 1 м²). Далее сле- дуют средства РЭБ, этот сегмент делят отечественные и китайские постав- щики. В дополнение к средствам РЭБ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy