Современная электроника №5/2025
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 37 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 5 / 2025 сался в уже существующее талантливое сообщество BBN. Мы с ним хорошо рабо- тали вместе: я не помню случая, когда бымы были не согласны друг с другом». Ликлайдер проработал в фирме все- го несколько месяцев, когда осенью 1957 года сообщил Беранеку, что хочет, чтобыBBN купила цифровой компьютер для его группы. Когда Беранек напом- нил, что у них уже есть перфокарточ- ный компьютер в финансовом отделе и несколько аналоговых машин в груп- пе экспериментальной психологии, Ликлайдер ответил, что эти машины его не интересуют. Он мечтал о совре- менной цифровоймашине, произведён- ной компанией Royal McBee, дочерним предприятием Royal Typewriter. – Сколько это будет стоить? – спросил Беранек. – Около $30 000, – спокойно ответил Ликлайдер, добавив, что это уже со скид- кой, о которой он договорился. – BBN никогда не тратила такую сум- му на одну единицу исследовательско- го оборудования. Что ты с ним будешь делать? – воскликнул Беранек. – Не знаю, – ответил Лик. – Но если BBN собирается стать важной компани- ей в будущем, она должна начать рабо- тать с компьютерами. Хотя Беранек сомневался изначаль- но: $30 000 за компьютер, который пока не имел явного применения, казалось слишком рискованнымшагом – он силь- но доверял убеждениям Ликлайдера и в конечном итоге согласился, что BBN должна рискнуть этими средствами. Он представил запрос Лабате и Баруху, и с их одобрения Ликлайдер перевёл BBN в цифровую эпоху. Ликлайдер прово- дил за этим компьютером много часов каждый день, буквально монополизи- ровав машину. Он увлёкся программи- рованием. Этот поворот событий, вероятно, не был сюрпризом для Беранека. Ликлай- дер был глубоко вовлечён в работу с компьютерами в MIT через его связи с проектами вычислений Лаборатории Линкольна, а также через взаимодей- ствие с Уэсом Кларком и другими гуру на заре компьютерной эры. Именно в MIT Ликлайдер, будучи технически ориентированным психологом, стал пропагандировать работу, которуюмы сегодня отнесли бы к категории взаимо- действия человека с компьютером. Но Ликлайдер обошёлся дороже, чем Бера- нек ожидал вначале. Объёмы контрак- тов и экспертизы в области вычисле- ний в BBN постепенно росли, и через два года после покупки первоймашины Ликлайдер «раскрутил» фирму на при- обретение у компании Digital Equipment Corporation первой PDP-1. После описания покупки Royal McBee в своей главе из «Культуры иннова- ций» – внутренней истории BBN, напи- санной бывшими сотрудниками компа- нии, – Беранек описал следующийшаг: «ЗатемЛик и я отправились в Вашинг- тон, чтобы искать исследовательские контракты, которые позволили бы использовать эту машину, цена кото- рой составила $150 000 (~$1,5 миллиона сегодня). Наши визиты в Министерство образования, Национальные институты здравоохранения, Национальный науч- ный фонд, NASA иМинистерство оборо- ны подтвердили правильность взглядов Лика, и вскоре мы заключили несколько важных контрактов». Когда речь шла о талантливых исследователях и инженерных кадрах, инстинктыBBN как исследовательской фирмы часто оказывались правиль- ными. Компания была коммерческой фирмой и поэтому не любила тратить деньги на работу без отдачи, но если талантливая группа исследователей и инженеров считала область исследова- ний многообещающей, BBN могла вло- жить в это деньги, если только руко- водство считало, что компания сможет вернуть эти деньги впоследствии. Случай с покупкой PDP-1 был более рискованнымшагом, чем обычно пред- принимала компания. Но риск быстро оправдался, так как BBN быстро заклю- чила контракты с правительством в таких областях, как человеко-машин- ные интерфейсы и компьютерное обу- чение. Однако главный грант, под- державший работу Ликлайдера с компьютерами в компании, не был государственным. Это был грант, ока- завшийся достаточно футуристичным, чтобы поддержать грандиозные амби- ции Ликлайдера, и поступил он от нео- жиданного грантодателя (рис. 2). Библиотеки будущего Совет по библиотечным ресурсам был создан ФондомФорда для исследования «библиотек будущего». Фонд Форда был своего рода аналогом современного Фонда Билла и Мелинды Гейтс, финан- сирующего широкий спектр инициа- тив. В частности, контракт по «библи- отекам будущего» стал следствием растущей «проблемы информации», о которой активно говорили в исследо- вательском сообществе в 1960-х годах. Проблема заключалась в том, что работ публиковалось гораздо больше, чем любой исследователь физическимог бы использовать. Ликлайдер и BBN были приглашены для исследования того, может ли современная вычислитель- ная техника как-то помочь решить эту проблему. Контракты, подобные этому двухлет- нему, не стали основным источником дохода для BBN. Однако такие проекты – или проекты, как тот, где NASA заплати- ло компании за исследования и создание учебника, – позволили BBN финансово поддержать исследования, которые её сотрудники уже хотели провести. Выходя за рамки того, что Совет по библиотечным ресурсам, вероятно, ожи- дал, команда Ликлайдера использова- ла этот контракт как повод для иссле- дования технологий завтрашнего дня. Например, Ликлайдер и его коман- да посвятили большую часть второй PDP-1 (Programmed Data Processor-1) – это один из первых компьютеров семейства PDP, разработанных компанией DEC в 1960 году. PDP-1 был значительным шагом в развитии вычислительной техники и оказал важное влияние на будущее раз- витие компьютеров, включая создание персональных компьютеров и развитие Интернета. У PDP-1 был 18-битный процес- сор, что было нетипичным для большинства компьютеров того времени, которые чаще использовали 24 или 36 бит. Память объёмом до 4 Кбайт с использованием магнитных сердечников была очень приличной для того времени. Как одна из пер- вых коммерчески доступных машин с возможностью интерактивного программирования, PDP-1 сыграл ключевую роль в развитии технологий, которые позже нашли своё применение в ARPAnet и Интернете. Один из известных примеров – это использование PDP-1 для создания первой компьютерной игры «Spacewar!» в 1962 году, которая стала одной из первых видеоигр и стала популярной среди программистов, а затем повлияла на развитие индустрии видеоигр. На PDP-1 были соз- даны первые операционные системы и языки программирования, которые стали основой для более сложных вычислитель- ных платформ. PDP-1 был популярен в научных и исследовательских учреждениях для решения различных задач, включая математические вычисления, управление данными и исследования в области физики и инженерии.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy