Современная электроника №3/2025
ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ 28 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 3 / 2025 Позиционирование датчиков температуры интерфейса 1wire сканированием индуктивно-ёмкостных параметров линии Рис. 1. Модель замещения линии индуктивно-ёмкостным эквивалентом В статье описано устройство, позволяющее определить порядок подключения датчиков температуры на шине 1wire. Андрей Шабронов Подключённые в шине датчики DS18B20 определяются или читаются программой по уникальному MAC- адресу, который имеет каждый дат чик. Заказчику потребовалось опре делить расстановку датчиков по шине, выполнить позиционирование и опре делить место ближайшего, следующе го и так до крайнего датчика в линии. Предлагаемый адаптер 1wire выпол няет сканирование индуктивно- ёмкостных параметров линии для каждого датчика. Поскольку у каждого датчика в шине своя длина линии, то, соответственно, и свои индуктивно- ёмкостные параметры. Полученные данные индивидуальны для каждого датчика и, таким образом, определя ют его расположение в линии. Представленные схема и конструк ция предназначены для позициони рования шины 1wire, состоящей из 14 датчиков, расставленных с интерва лом 2 метра. Такое количество датчи ков устанавливается в цифровых тер моподвесках для силосов элеваторов. Позиционирование датчиков уве личивает информативность сбора данных, обеспечивает диагностику и ремонтопригодность места изме рения. Визуализация точек темпе ратурного измерения совместно с их позиционированием позволяет опре делять и другие физические данные, например, объёмы заполнения скла дов, уровни границ сред, исключает человеческий фактор ошибки. Модель измерения Линия интерфейса 1wire содержит три провода: общий провод, шина данных и питание +5 В. Через опре делённое расстояние подключаются датчики DS18B20. Количество датчи ков и общая длина линии может быть очень разной, но в шинной структуре для каждого датчика всегда своя дли на и, соответственно, своя «погонная» ёмкость и индуктивность линии, как показано на модели замещения линии индуктивно-ёмкостным эквивалентом на рис. 1. Для определения размещения, управляя определённым датчиком, замыкаем на короткое время линию шины данных с общим проводом. На этот короткий интервал време ни получаем возможность измерить индуктивно-ёмкостные свойства сфор мированной цепи. Модель индуктив но-ёмкостных распределений при измерении разных датчиков приведе на на рис. 2. Цветными овалами выде лены электронные ключи эквивален тов датчиков, которые замыкаются в разных местах шины. Индуктивно-ёмкостные эквивален ты линии и замкнутый электронный ключ датчика образуют схему последо вательно-параллельного LC-контура, параметры которого строго индивиду альны для каждого датчика. Если на «исследуемый LC-контур» выдавать синусоидальный сигнал c разной частотой, но постоянной амплитудой, то уровень выпрям ленного напряжения на «контуре» позволяет определить амплитудно- частотные характеристики «конту ра», которые формируются от индук тивно-ёмкостных параметров линии. На рис. 3 показана модель схемы изме рения. Подобная схема в курсе физи ки используется для изучения резо нансных свойств простого LC-контура и показывает существование резонан сов токов и резонансов напряжений [1]. Если контур один, то и показыва ется один резонанс. В нашей модели измерения получа ем сложные спектры, так как имеет ся много участков с разной ёмкостью и индуктивностью, и поэтому форми руется много резонансов. Синусоидальный сигнал для изме рения может передаваться только в определённый момент работы интер фейса 1wire, т.е. только когда задан ный по МАС-адресу датчик замыка ет шину 1wire на землю. В остальное время синусоидальный сигнал мешает работе шины, и поэтому сигнал посту пает через электронный ключ 1. Поме хи работе интерфейса 1wire создаёт и диодно-интегрирующая цепь. Для устранения влияния RC-цепи исполь зуется электронный ключ 2. Управляет всей схемой измерения МК, который, в свою очередь, управля
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy