ЖУРНАЛ СТА №4/2025

● TI_TURB_SUP1 – температура масла после опорной части упорно-опорного подшипника вала турбины; ● TI_TURB_SUP2 – температура масла после опорного подшипника вала турбины; ● TI_LPC_SUP3 – температура масла после опорного подшипника вала компрессора; ● TI_LPC_SUP4 – температура масла после опорной части упорно-опорно- го подшипника компрессора. Данное утверждение в полной ме- ре подтверждается при анализе корре- ляции между этими термопарамет- рами. На рис. 8 представлены две диа- граммы корреляции двух групп пара- метров: TI_TURB_SUP1 , TI_TURB_SUP2 , TI_LPC_SUP3 и TI_LPC_SUP3 , TI_LPC_SUP4 , TI_TURB_SUP2 . Видно, что все параметры обладают сильной положительной корреляцией друг с другом, которая носит линейный характер. Это даёт возможность рас- считывать качественные сравнитель- ные оценки для данных параметров. Самым очевидным методом анализа, на первый взгляд, кажется расчёт кор- реляционных отклонений. Эту функ- цию мы использовали для векторной суммы виброперемещения вала турби- ны со стороны упорно-опорного под- шипника и осевого сдвига этого вала. Однако в случае с термопараметрами мы имеем не два коррелирующих па- раметра, а группу из четырёх коррели- рующих параметров. Положительная корреляция и ли- нейный характер зависимости позво- лили для каждого из вышеуказанных термопараметров предусмотреть мет- рику его отклонения от среднеарифме- тического значения всех остальных па- раметров из группы. Ниже приведена формула расчёта отклонения темпера- туры масла после опорной части упор- но-опорного подшипника вала турби- ны (TI_TURB_SUP1) . где T d 1 – отклонение температуры масла после опорной части упорно- опорного подшипника вала турбины ( TI_TURB_SUP1 ) от среднеарифмети- ческого значения; T 1 – температура масла после опорной части упорно- опорного подшипника вала турбины ( TI_TURB_SUP1 ); T 2 – температура мас- ла после опорного подшипника вала турбины ( TI_TURB_SUP2 ); T 3 – темпера- тура масла после опорного подшипни- ка вала компрессора ( TI_LPC_SUP3 ); T 4 – температура масла после опорной части упорно-опорного подшипника вала компрессора ( TI_LPC_SUP4 ). Значения этих метрик записываются в СППР Sdisol PAD в отдельные пере- менные, для которых мы предусмотре- ли уставки и настроили соответствую- щие функции выявления тенденций. При всех нормальных режимах работы значения этих метрик не превышали 10°С, поэтому значение предупреди- тельных уставок по отклонению тем- ператур масла после опорных подшип- ников мы предусмотрели в 15°С. Рост и достижение уставок значениями этих метрик является признаком износа со- ответствующего подшипника. Схожим методом мы решили анали- зировать термопараметры упорной ча- сти упорно-опорного подшипника тур- бины. Как уже указывалось ранее, упорная часть этого подшипника состоит из 8 сегментов, каждый из которых имеет антифрикционный слой и оснащён датчиком температуры. Температура каждого сегмента зависит от скорости вращения вала турбины и силы при- жатия привалочной поверхности этого вала к соответствующему сегменту. Так как скользящие поверхности сег- ментов упорной части подшипника не могут находиться на идеально ровной плоскости, абсолютные значения тем- ператур сегментов будут отличаться друг от друга. На мнемосхеме, изобра- жённой на рис. 1, значение температу- ры сегмента № 1 составляет 59,3°C, в то время как значение температуры при- мыкающего к нему сегмента № 8 со- СТА 4/2025 12 www.cta.ru НОУ - ХАУ Рис. 8. Визуализация корреляции температур масла после опорных подшипников турбины и компрессора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy