ЖУРНАЛ СТА №3/2025

ше 100–150 метров не представлялось возможным. В то же время устанав- ливать кучу процессоров для про- мышленных объектов в одном поме- щении, согласитесь, выглядит не- сколько странно. С учётом гонки про- изводительности Intel, AMD и прочих брендов было удобнее оставаться в рамках стандарта EIC 61131; ● консервативность ведущих вендо- ров. Зачем что-то менять в процессе, если и так всё работает? С последней проблемой блестяще справилась команда разработчиков, (включая авторов стандарта!), создав 4diac – бесплатную «open source» плат- форму, которая показывает, как стан- дарт IEC 61499 должен работать в ре- альной жизни, и сделала её доступной для производителей «железа», таких как мы. Практическое применение стандарта IEC61499, 10BASE-T1L и 4diac Давайте познакомимся с 4diac побли- же. 4diac состоит из двух программных модулей – это 4diac IDE на базе Eclipse и 4diac Forte. 4diac Forte – исполнительная часть программы, работающая на удалённых машинах. 4diac IDE – среда разработки для мо- делирования распределённых прило- жений управления. В качестве «Hello World» предлагаю рассмотреть проект железной дороги. Что нам понадобится: ● 4diac; ● коммутатор Insol NODE – 1 шт.; ● удалённые модули Insol-1000 – 3 шт.; ● модель железной дороги от Piko – 1 шт. Структурная схема железной дороги с указанием функциональных блоков представлена на рис. 4, где (1) – комму- татор Insol NODE, (2) – удалённые моду- ли Insol-1000. Каждый удалённый модуль Insol- 1000 является функциональным бло- ком управления скоростью поезда на определённом сегменте железной до- роги. Общий вид функционального блока с описанием алгоритма действий представлен на рис. 5. В результате мы имеем распределён- ную между тремя контроллерами си- стему управления (рис. 6). Как же это работает? Территориаль- но железную дорогу разбили на 3 сег- мента, каждому сегменту соответствует свой контроллер, который отвечает за сенсоры и исполнительные механизмы на его сегменте. Первый контроллер от- вечает за стрелку въезда в депо и съез- да с нефтебазы, второй контроллер – за скорость поезда, направление движе- ния и освещение железной дороги, тре- тий – за стрелку въезда на нефтебазу и кнопки команд, расположенные в пра- вом нижнем углу на рис. 4. Коммутатор реализует общий алгоритм движения. В сущности, в данной распределён- ной системе есть всё необходимое для комфортной работы, а именно: ● возможность отладки в режиме он- лайн как всей системы целиком, так и на каждого отдельно стоящего конт- роллера; ● онлайн-наблюдения за прохождени- ем сигналов; ● развёртывание всей системы цели- ком и каждого отдельно стоящего контроллера. СТА 3/2025 30 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Рис. 4. Структурная схема железной дороги Рис. 5. Функциональный блок управления скоростью поезда Рис. 6. Общий вид железной дороги

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy