ЖУРНАЛ СТА №1/2025

ется в Институте атмосферной физики Аэрокосмического центра Германии [8]. Исходя из скорости выпадения и раз- мера частиц (осадков) или изменения в динамике влажности атмосферного воздуха, можно определить тип осад- ков (к примеру, дождевые осадки по скорости движения частиц движутся намного быстрее, чем снежинки) с по- мощью специальной таблицы непред- виденных обстоятельств [7]. Однако в некоторых случаях характеристики двух типов осадков могут быть схожи- ми (морось и снег выпадают со скоро- стью, близкой друг к другу), или может быть смесь осадков в форме дождя и тающего, мокрого снега. «Таблица непредвиденных обстоя- тельств» впервые была использована Карлом Пирсоном в работе «О теории непредвиденных обстоятельств и её связи с ассоциацией и нормальной кор- реляцией» в части мемуаров Drapers' Company, опубликованных в 1904 году. По логике «таблиц непредвиденных об- стоятельств» создаются алгоритмы определения (прогнозов) погодных яв- лений. В статистике таблица непред- виденных обстоятельств (также из- вестная как перекрёстная таблица) представляет собой тип таблицы в мат- ричном формате, отображающей мно- гомерное частотное распределение пе- ременных. Они широко используются в обзорных исследованиях, бизнес-ана- литике, инженерных и научных иссле- дованиях, дают базовую картину взаи- мосвязи между двумя переменными. Особенности датчиков погоды и направления их усовершенствования Для улучшения обнаружения и иден- тификации в сложных случаях диагно- стики и предсказания природных яв- лений устройства с электронными дат- чиками используют температуру точ- ки росы (или, если отсутствует, темпе- ратуру окружающей среды) и выход- ной сигнал детектора обледенения. Ес- ли электронный детектор определяет скорость падения снега или мороси при температуре окружающей среды выше +1°C, это классифицируют как морось, а ниже –1°C – как снежный за- ряд. Детектор обледенения также ис- пользуют для определения осадков при температуре ниже нуля. Но тут есть свои особенности, предполагающие усовершенствование в перспективе имеющегося измерительного метео- оборудования. Мгновенная интенсивность осадков рассчитывается по интенсивности – с помощью фотодиодных датчиков или отражательной способности (POSS), и эти устройства позволяют различать интенсивность осадков как слабую, умеренную или сильную. Но когда да- же дополнительные данные не позво- ляют обнаружить различие (к примеру, если точка росы находится в диапазоне –5…+5°C), результат трактуется как «не- известный». Поэтому рассмотренные устройства не могут с высокой точ- ностью идентифицировать град, ледя- ные гранулы и различные промежу- точные формы осадков [3]. Что, несо- мненно, является стимулом к дальней- шим исследованиям и разработкам. Система РВР и другие в авиации В авиации дальность видимости взлётно-посадочной полосы (устрой- ства RVR) – это расстояние, на котором пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии взлётно-посадочной полосы, может видеть разметку по- верхности ВПП, или огни, определяю- щие её центральную линию. Параметр RVR выражается в метрах или футах. RVR используется для определения условий посадки и взлёта воздушных судов, а также типа эксплуатационных визуальных средств, используемых в аэропорту. На рис. 5 представлен диф- фузометр как пример оборудования аэродромов, обеспечивающего показа- ния RVR дальности видимости взлётно- посадочной полосы. Так, видимое количество огней пре- образовывают в расстояние для полу- чения коэффициента RVR. На большин- стве современных аэродромов исполь- зуется параметр дальности обзора взлётно-посадочной полосы с помо- щью приборов (IRVR), он обеспечен ин- тегрированными скаттерометрами с упрощённой установкой в критиче- ских местах вдоль ВПП, или электрон- ными трансмиссометрами, которые устанавливаются на одной стороне ВПП близко к её краю. Типично задей- ствуют три трансмиссометра, по одно- му на каждом конце ВПП и один в сред- ней её точке. К примеру, в США систе- мы RVR с прямым рассеянием заме- няют трансмиссометры в большинстве аэропортов. По данным Федерального управления гражданской авиации США, в NASA насчитывается примерно 279 систем RVR, из которых 242 являют- ся системами RVR с прямым рассеяни- ем и 34 – более старые трансмиссомет- рические системы. На рис. 6 представлено электронное устройство рассеивателя типа AGVIS FSI. На рис. 7 показан трансмиссометр типа AGIVIS 2000. Параметр RVR определяется в метрах и передаётся авиадиспетчерами пило- СТА 1/2025 49 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ Рис. 5. Оптический диффузометр вблизи аэродрома, обеспечивающий контроль дальности видимости взлётно-посадочной полосы Рис. 6. Рассеиватель типа AGVIS FSI

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy