ЖУРНАЛ СТА №1/2025
ленные в октябре 2024 года. Хладаген- ты представляют собой фреон или смесь других газов, способствующих охлаждению воздуха. Поскольку в большинстве установок для кондицио- нирования воздуха используются мо- новещества и смеси, необходима спе- циальная сертификация и лицензия, разрешающая ввоз таких товаров в Рос- сию и другие страны. Разрешения на ввоз в страну выдаёт Минпромторг РФ на основании за- ключения Росприроднадзора, подконт- рольного Минприроды. Теперь без ли- цензии нельзя ввозить в Россию холо- дильники и кондиционеры, заправ- ленные хладагентами R404A, R406A, R410A. Для свободного ввоза остаются изде- лия, заправленные хладагентами, не включёнными в списки Минприроды, к примеру, известных марок R600 (n-бу- тан), R600А (изобутан), R290 (пропан), а ранее R22 и R134 – до сего дня приме- няемого в автомобильных системах кондиционирования воздуха. Согласно разработанной и действую- щей программе ООН по защите окру- жающей среды производители должны снижать использование хлорфторугле- водов, влияющих на разрушение озо- нового слоя. Поэтому страны ЕАЭС, ра- тифицировавшие соответствующую поправку (Россия в их числе), с апреля 2021 года контролируют ввоз продук- ции с содержанием гидрофторуглеро- дов. Причем до 8 октября 2024 года в страну без ограничений ввозили холо- дильники и кондиционеры, в которых используются смеси веществ, а лицен- зирование касалось только монове- ществ из установленного списка. Но теперь Минприроды изменило правила, распространив обязательное лицензирование и на хладагенты, со- стоящие из смеси газов. По статистиче- ским данным, полученным от торго- вых сетей, спрос на кондиционеры в первом полугодии 2024 года вырос на 43% в штуках и на 51% в денежном вы- ражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что касается холодильников, рост составил 11,6%: за полгода россияне потратили на покуп- ку 61 млрд руб. Сложилась удивительная ситуация, когда почти 90% сплит-систем (в том числе кондиционирования воздуха для стационарного монтажа) производства КНР и других зарубежных производи- телей и больше половины холодиль- ников зарубежной сборки не могут продаваться в розницу в российских торговых сетях из-за правил, принятых Минприроды. Из этой ситуации, поскольку процесс получения новых лицензий составляет 3-4 месяца, можно прогнозировать де- фицит отдельных товаров сегмента бы- товой техники и холодильного обору- дования (и, соответственно, рост цен). Это обосновано тем, что стоимость ли- цензии по одному коду товарной но- менклатуры (ТНВЭД) внешнеэкономи- ческой деятельности ЕАЭС, по одному контракту, одной стране экспорта и од- ному веществу из соответствующего списка хладагентов составляет около 200 тыс. руб. без учёта затрат на подготов- ку документов. Учитывая, что для ввоза партии кондиционеров требуется че- тыре лицензии, общая стоимость без учёта затрат на подготовку документов составит порядка 800 тыс. руб. [1]. Ана- логичная ситуация сложилась на рын- ке промышленного холодильного обо- рудования: под ограничение попал хладагент «фреон 410», его используют примерно в 50% современного охлаж- дающего оборудования. Выводы Соперничать со сплит-системой пока может только геотермальный тепло- вой насос, черпающий энергию от зем- ли, как мифический Антей. Ведь в кли- матических условиях северных регио- нов России и Финляндии на глубине 200 метров даже зимой температура может доходить до +10°С. С точки зрения пользы медицинской современные кондиционеры и холо- дильники также являются фактором продвижения технологий. Продолжи- тельность жизни людей постепенно увеличилась, а болезни ЖКТ распро- страняются не так вирусоподобно, как в прежние века. Проблемы отравлений и эпидемий всегда были особенно ха- рактерны для жаркого климата. Много ранее, до «эпохи кондиционеров», про- дукты хранили в огромных контейне- рах с обкладкой изо льда. Еще два столе- тия назад согласно дилогии П.И. Мель- никова «На горах» и «В лесах» «солони- ну» – рыбу и мясо долго хранили в под- валах и погребах, в затемнённых ме- стах, то есть в холоде. Для поддержания прохлады применяли намороженный зимой лёд… Небольшой тухлый дух в еде того времени принимали за норму. Не то что теперь, когда требования лю- дей к качеству пищу и условиям труда значительно повысились. В целом польза от кондиционирования возду- ха – при правильном использовании РЭА рассматриваемого типа – очевид- на. Особенно там, где зной и жаркий климат систематически создают дис- комфорт для жизнедеятельности и ра- боты человека. В России продолжается трансформа- ция рынка производства бытовой тех- ники разного назначения, связанная с уходом иностранных производителей и поставщиков оборудования. Так, про- изводитель холодильников, стиральных машин и бытовой техники Hansa (Поль- ша) безвозмездно передал бизнес на тер- ритории России в управление дистри- бьютору бытовой техники ООО «Гипер». Иранский производитель Entekhab Group ведет переговоры о покупке заво- да холодильников китайского бренда Midea в ОЭЗ «Алабуга» (Татарстан). Иму- щество немецкого производителя быто- вой техники Bosch (ООО «БСХ Бытовые приборы») и итальянского Ariston (ООО «Аристон Термо Русь») передано во вре- менное управление компании АО «Газ- пром бытовые системы»; вполне веро- ятно, холдинг будет производить холо- дильники и другую бытовую технику под собственной торговой маркой, тогда массовый ввоз оборудования из-за рубе- жа не понадобится или уж точно замет- но упадёт. Ранее правительство России выступило с инициативой повысить ставки таможенных пошлин на ввоз от- дельных категорий бытовой электрони- ки до 10%. Предполагают, что это про- стимулирует внутреннее производство, сделает покупку отечественной бытовой техники привлекательной. ● Литература 1. Ввоз кондиционеров и холодильников в РФ под угрозой из-за требований Минприро- ды. URL: https://www.dk.ru/news/237211959. 2. История кондиционирования воздуха. URL: https://emosurff.com/post/9890/Udivitel- naya_istoriya_konditsionirovaniya_vozdukha. html. 3. Кашкаров А.П. Автомобильные кондицио- неры. Установка, обслуживание, ремонт. М.: ДМК Пресс, 2012. 112 с. 4. Кашкаров А. Причины температурного пе- регрева электронных компонентов и пути инженерных решений // Современная элек- троника. 2023. №2. URL: https://www.cta.ru/ar- ticles/soel/2023/2023-2/166715/. 5. Рекуперация тепла в системах вентиля- ции: принцип работы и варианты испол- нения. URL: https://sovet-ingenera.com/vent/ raschety/rekuperaciya-tepla-v-sistemax-venti- lyacii.html. СТА 1/2025 45 www.cta.ru ОБ ЗОРЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy