ЖУРНАЛ СТА №3/2022
Для основной задачи контроллера установлен цикл (период) 500 мс. Зада- ча 1 исполняется с наивысшим приори- тетом и циклом в 50 мс. В эту задачу назначены те алгоритмы, которые тре- буют наивысшего быстродействия. Всего в контроллере создано 26 от- дельных программ управления (рис. 5). Основные быстрые задачи связаны с формированием сигналов управления для комплектного электропривода, со- ответствующих заданной величине и скорости изменения перегрузки в вы- бранной кабине, в диапазоне техниче- ских характеристик центрифуги с по- грешностью не более 0,1 ед. в устано- вившемся режиме и не более 5% в ди- намическом режиме. С помощью центрифуг врачи изучают воздействие на человека некоторых сложных видов ускорений, в частности, ускорения Кориолиса. Для этого одно- временно с вращением кабины вокруг оси центрифуги осуществляются на- клоны и повороты головы испытуемо- го. При врачебно-лётной экспертизе на центрифуге определяют индивидуаль- ную чувствительность и устойчивость обследуемых к перегрузкам, что имеет существенное значение при отборе кан- дидатов для обучения лётному делу и при экспертизе пригодности к продол- жению лётной работы. Для создания правильной кривой перегрузки в одной из быстрых задач вычисляется скорость вращения фактическим или относи- тельным способом. Вычисления управления центрифугой по радиальному значению перегрузки (ранее основной и единственный спо- соб) и по результирующим значениям нормальной и боковой (при примене- нии поворотного привода) перегрузок представлены на рис. 6. Для оценки дей- ствия перегрузки по осям кабины «грудь – спина», «голова – таз» и «левое плечо – правое плечо» оператор исполь- зует специальный индикатор (рис. 7). Внутри кабины закреплена офталь- мологическая дуга, на которой по ко- манде врача загораются световые инди- каторы. Задача летчика – максимально быстро среагировать и погасить инди- катор нажатием клавиши. Во время вра- щения имитируется весь цикл «взлёт – полка перегрузки – посадка». В это вре- мя безопасность людей и оборудования при возникновении нештатных и ава- рийных ситуаций гарантируется за счёт применения специальных программно- аппаратных решений за счёт обеспече- ния нескольких уровней ввода огра- ничений и контроля безопасности вра- щения по значениям угловой скорости, перегрузки, темпа изменения (градиен- та) перегрузки (расчётным и фактиче- ским значениям). Всего применено 19 аварийных и предупредительных блокировок. Особенностью работы была «близкая кооперация» с ОАО «НИИЭС» при раз- работке интерфейсов, которые обла- дают свойствами нелинейности и неста- ционарности. Новые интерфейсы долж- ны были помочь максимально полно предоставлять всю информацию о пара- метрах вращения и состоянии оборудо- вания, но при этом быть не перегруже- ны лишней информацией. Главный эк- ран представлен на рис. 8. На левой ча- сти отображаются технические парамет- ры и лампы «Нормы» состояния систем, а также основные параметры вращения (выбранная кабина, способ и режим управления, тип задаваемой перегрузки и выбранный профиль, если вращение идёт в автоматическом режиме). В пра- вой части экрана – поддерживающие 37 параметров динамизации индикато- ры величины действующей и заданной перегрузки с ограничениями, скорость нарастания перегрузки (темп), угол от- клонения кабины, оперативный журнал и основной рабочий тренд. Весь дизайн индикаторов разработали сотрудники НИИЭС, а разработкой и поддержкой готового функционального блока в MasterSCADA 3.X занимались програм- мисты МПС софт. О ПЫТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ Одной из особенностей такого этапа пусконаладочных работ, как «работы под нагрузкой», была необходимость привлечения лётного состава. Правиль- ность реализации теории формирова- ния перегрузки проверялась на практи- ке, после оценки опытными пилотами П РОЕ К Т Ы СТА 3/2022 63 www.cta.ru Рис. 7. Индикатор перегрузки по осям Рис. 6. Графический расчёт скорости вращения ЦФ фактическим и относительным способом Рис. 8. Развёртка главного экрана оператора R g Δϕ отн a y a z a рад a zy ϕ своб расч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy