ЖУРНАЛ СТА №2/2022

го персонала. Такая автоматизация, при которой различные степени ответствен- ности за управление и эксплуатацию передаются от экипажа (машиниста и проводников) системе управления по- вышенной безопасности, уже использу- ется в некоторых странах. Благодаря улучшенным и широко используемым автоматизированным системам с ИИ новый железнодорож- ный транспорт получит значительную выгоду. Биометрические билеты Оформление билетов на основе технологий детального биометричес- кого сканирования, а именно: распо- знавание по лицу, отпечаткам пальцев, рисунку линий вен ладони, сетчатке глаза, и голосовая идентификация упростят процесс посадки, а также по- высят безопасность, особенно во вре- мя увеличенного пассажиропотока в часы пик. Алгоритмы искусственного интел- лекта помогут ускорить обработку био- метрических шаблонов и повысить точ- ность сканирования. В свою очередь, это будет способствовать более быстро- му графику движения поездов и реше- нию проблем с заторами. Управление пассажиропотоком Видеоаналитика и обнаружение по- тенциально опасных скоплений людей поможет контролировать точки продаж билетов и места посадки, повышая тем самым эффективность работы персона- ла, безопасность сотрудников и пасса- жиров. Системы видеонаблюдения с под- держкой ИИ помогут бороться с безби- летниками и уклонением от оплаты за проезд, пресекать любое мошенниче- ское поведение на пунктах пропуска и в то же время смогут отслеживать пасса- жиропоток на предмет использования медицинских масок. Прогнозирование времени задержки Опоздание поезда может иметь доро- гостоящие последствия для железнодо- рожной компании в виде жалоб клиен- тов, штрафов и даже судебных исков. Разработчики работают над системой, прогнозирующей время задержки по- езда на основе ИИ. Изучая сохранённые данные о прошлых задержках поездов, ИИ может спрогнозировать, насколько продлится текущее опоздание. После сбора и анализа эта информация предо- ставляется железнодорожной компании и далее направляется в мобильные при- ложения клиентов. Грузовые железнодорожные перевозки ИИ в приложениях для IoT продол- жит совершенствовать как сами ком- пании, занимающиеся грузовыми железнодорожными перевозками, так и сервис, предоставляемый ими. На- пример, для контроля собственных объектов, управления активами и от- грузками в реальном времени. Помимо ответа на вопрос: «Где мой груз?», клиент сможет оценить работу с ком- панией-перевозчиком и по другим па- раметрам, таким как скорость транс- портировки, клиентский сервис, трудо- затраты, прогноз задержек, производи- тельность и т.д. Дополнительная информация, пре- доставляемая ИИ, принесёт пользу не только железнодорожной компании, но и другим транспортным и логис- тическим партнёрам, участвующим в цепочке поставок конечному потре- бителю. Мгновенное информирование клиентов и оперативное обслуживание ИИ способен давать обратную связь, советы, предложения, подсказки и т.д. через мобильные приложения, на осно- ве местоположения клиента, контекста и предпочтений его запросов. Такой анализ даёт железнодорожным компа- ниям возможность предоставить немед- ленную поддержку пассажирам в любых ситуациях, например, переоформления мест или замены билетов. Подобные мобильные приложения персонализи- рованы, интерактивны и будут служить важными инструментами помощи в дороге. С другой стороны, службы поддерж- ки клиентов и сотрудники железных дорог смогут предоставить каждому пассажиру индивидуальный сервис со знанием его предпочтений и сделать максимально комфортным общение между клиентом и железнодорожными компаниями. Мониторинг железнодорожной инфраструктуры в реальном времени Используя ИИ, железнодорожные компании могут удалённо контролиро- вать различные системы и прогнозиро- вать сбои в режиме реального времени. Традиционно профилактическое обслу- живание связано с тяжёлым, подвер- женным ошибкам ручным трудом. Вме- сто этого ИИ, используя алгоритмы анализа и специализированные систе- мы непрерывного контроля колёсных пар, рельсовых цепей, светофоров, стрелочных переводов и другого обору- дования, немедленно обнаруживает неисправности. После обнаружения потенциальные проблемы, влияющие на безопасность, скорость движения или коммерческую деятельность, могут быть быстро устра- нены. Автономные стрелочные переводы Уже скоро стрелочные переводы ста- нут самоуправляемыми системами, ис- пользующими ИИ для координации своих операций через M2M-связь. Все стрелки будут полностью автономными с питанием от возобновляемых источ- ников энергии. С помощью ИИ желез- нодорожные системы смогут точно составлять график движения поездов без вмешательства человека, обеспечи- вая безопасность, исключая ошибки и защищая коммерческие перевозки от задержек. Торговая площадка для поездов Как и в случае с торговой биржевой площадкой, ИИ может обеспечить ры- нок услуг по перевозке грузов на желез- ных дорогах в режиме реального време- ни, позволяя спросу и предложению ре- гулировать ценообразование и опти- мальный трафик. Железнодорожные операторы смогут предлагать неиспользуемое железнодо- рожное пространство другим пользова- телям, что сделает управление железно- дорожным транспортом более гибким и быстрым. …и многие другие Есть также десятки других способов, благодаря которым железные дороги смогут получить ещё бо́льшую выго- ду от использования ИИ, и многие из этих решений ещё в разработке. Спи- сок потенциальных приложений будет продолжать расти. Проблема, которую предстоит решить, состоит в том, что в ближайшее время потребуются соответ- ствующие вычислительные системы и ПО, способные обработать всё уве- личивающийся объём данных. ОБ ЗОРЫ СТА 2/2022 26 www.cta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy