ЖУРНАЛ СТА №2/2022
ОБЗОРЫ ИИ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Железнодорожная инфраструктура достаточно давно нуждается в модерни- зации, и эта потребность быстро стано- вится критически важной. В исследовании «Анализ затрат на эксплуатацию беспилотных грузовых автомобилей» [1], проведённом в 2020 г., обнаружено, что эксплуатация беспилотных грузовиков позволяет сэкономить от 29% до 45% по сравне- нию с обычными автомобилями, так- же отмечено снижение общей стоимо- сти владения беспилотными грузо- виками на 15–20%. Такие ценовые выгоды могут резко повлиять на дина- мику затрат грузоперевозок, придав автомобильным перевозкам значитель- ное преимущество перед рельсовым транспортом. В исследовании указывается, что воз- можность передвижений на беспилот- ных автомобилях без необходимости владения одним из них могла бы в целом изменить и привычки пассажи- ров малонаселённых регионов путе- шествовать по железным дорогам. По- этому ведущие мировые аналитики обращают внимание на различные применения, где технологическая мо- дернизация на основе ИИ несёт значи- мую пользу железнодорожному транс- порту. Рассмотрим их. Оптимизация расхода топлива Отслеживание данных, получаемых с датчиков наклона пути, скорости и направления ветра, веса поезда и др., позволит корректировать работу топ- ливной системы в режиме реального времени, оптимизируя подачу топлива и тем самым увеличивая рентабель- ность железнодорожных перевозок по сравнению с автомобильными. Управление поездом Визуальный контроль и анализ рабо- ты – лишь одна из многих систем, ко- торая сможет помочь автоматизировать безопасность, замедлить или остано- вить поезд без участия человека, в том числе и в случае потенциально ошибоч- ных действий машиниста. Профилактический мониторинг путевого окружения Датчики, расположенные рядом с путями, могут наблюдать за проезжаю- щими поездами, потенциально опас- ными участками, дорогостоящим обо- рудованием, а также выявлять износ устройств. Видеонаблюдение на подвижном составе Камеры, установленные в вагонах или под ними, могут собирать данные о состоянии железнодорожного полотна и рельсов, кривизне и уклоне пути, предоставляя оперативную информа- цию для анализа безопасности и приня- тия решений по техническому обслужи- ванию. Во всех этих примерах ИИ может сыграть ключевую роль в оптимизации и повышении экономической эффек- тивности ж/д перевозок. Согласно дан- ным Markets and Markets Research [2], прогнозируется, что мировой рынок цифровых решений для железнодорож- ных перевозок будет расширяться вплоть до 2024 года со среднегодовыми темпами роста (CAGR) 8,4%. Одна из ведущих мировых организаций по ис- следованию и анализу рынка – Straits Research ожидает, что глобальные вло- жения в ИТ на железных дорогах до 2026 года будут расти на 9,8% в год. Диапазон приложений здесь весьма широк – от контроля за выбросами в окружающую среду до мониторинга железнодорожной инфраструктуры с помощью беспилотных летательных ап- паратов (БПЛА). Т ЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ , СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВНЕДРЕНИЮ ИИ Железные дороги могут продолжить использование устаревшего поездного и путевого оборудования так же, как они это делали десятилетиями. Аспекты внедрения искусственного интеллекта на транспорте и в критически ответственных секторах Авторизованный перевод: Андрей Головастов Эффективность, точность и безопасность систем всё больше зависят от применения интеллектуальных технологий анализа данных. ИИ избавляет людей от рутинной физической и умственной работы, принимая решения, совсем недавно казавшиеся прерогативой человека. Это особенно наглядно проявляется в приложениях и автоматизированных системах, используемых в таких ответственных секторах, как транспорт и оборона. СТА 2/2022 24 www.cta.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy