ЖУРНАЛ СТА №1/2022

матизации в медицинской промышлен- ности.Медицинская робототехника в на- стоящее время используется для решения стандартных задач, таких как дезинфек- ция больниц, уборка, доставка медицин- ских средств и уход за пациентами на карантине. Использование роботов значительно повышает эффективность и стандарты медицинской помощи в боль- ницах за счёт снижения нагрузки на ме- дицинский персонал и предотвращения перекрёстного заражения. Насколько быстро производители ро- ботов смогут разрабатывать медицин- ских роботов для специальных приложе- ний, будет ключевым индикатором буду- щего лидерства в умном здравоохране- нии. В традиционной больнице большая часть логистики выполняется вручную. Нет чёткого различия между маршрута- ми, используемыми людьми и техникой. Доставка расходных материалов тради- ционным способом также сопряжена с риском перекрёстного заражения между разными категориями персонала. Пред- меты также могут быть загрязнены, по- вреждены или утеряны. В последние го- ды индустрия робототехники стреми- тельно развивалась, впитывая достиже- ния в области роботизированных датчи- ков, систем принятия решений и управ- ления благодаря постоянному совер- шенствованию технологий искусствен- ного интеллекта (ИИ) и коммуникаций. Наиболее распространённые примене- ния роботов для медицинских служб сейчас – это роботы-транспортёры и роботы-дезинфекторы (рис. 6). Роботы- транспортёры: одна из огромных про- блем, с которыми сегодня сталкиваются больницы, – это нехватка медицинского персонала. Роботы-транспортёры могут доставлять грузы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Они могут также использоваться для пополнения медицинских устройств. Внедрение умной высокопроизводитель- ной системы для транспортировки мате- риалов может распределять их более эф- фективно и значительно снизить риск за- ражения персонала. Роботы-дезинфекторы: внутриболь- ничная инфекция – ещё одна острая проблема, с которой сталкиваются боль- ницы сегодня. Использование дезин- фекционных роботов может снизить риск заражения за счёт снижения интен- сивности контактов персонала с патоге- нами. Такие роботымогут автоматически сканировать больничную обстановку и рекомендовать варианты дезинфекции. Они также могут обнаруживать сильно загрязнённые и требующие интенсивной дезинфекции поверхности. Обеспечива- ет выполнение задач дезинфекции ин- теллектуальное программирование. Внедрение роботов для медицинско- го обслуживания даёт следующие пре- имущества для логистики больниц: ● разделение потоков снижает риск пе- рекрёстного заражения или передачи болезней; ● очень гибкое развёртывание, которое можно постепенно расширять от ча- стичного до полного покрытия боль- ницы; ● позволяет персоналу больше времени уделять пациентам и меньше тратить на транспортировку материалов или дезинфекцию. Будущий тренд в этой области направ- лен на интеграцию данных с медицин- скими системами. Сегодня элементы оборудования в традиционных больни- цах не связаны друг с другом: все роботы илимедицинские приборыобособленыи действуют независимо. Инструменты имеют автономнуюфункциональность, и медицинский персонал может проверить состояние пациента только с помощью обычных сотрудников или телефонных звонков. До сих пор не было реализовано подключений в реальном времени к ин- терфейсам медицинских систем. Разви- тие Интернета дало новый импульс умной медицине. Роботы больше не яв- ляются системами в себе, и особое вни- мание уделяется возможностямих интег- рации. Проблемы, препятствующие сво- бодному потоку информации внутри и за пределами медицинского учреждения, – различные сетевые домены, а также за- держки связи и работа не в реальном вре- мени. У этих проблем не было быстрого решения из-за недостатка основного со- става, снижающего эффективность лече- ния. Больничные роботы выполняют свои миссии в разных зданиях и на раз- ных этажах, переключаясь между разны- ми сетевыми доменами. Раньше роботов нужно было подключать к центральному пункту управления. Роботы в такой си- стеме также могут потерять подключение к сети, например, во время нахождения в лифте. Нарушение связи вызывает ошиб- ки во время передачи команд и данных. Здесь коммуникационные технологии, совместимые со службой распределения данных (DDS), помогут роботам обмени- ваться данными в режиме реального вре- мени и выполнять совместные пери- ферийные вычисления, позволяющие выбирать лучшего робота для выполне- ния миссии, а затем многократно пере- считывать последующий сценарий и тем самымповышать общуюэффективность. Персоналу доступны данные и статисти- ка в удалённом режиме через мобильные устройства, а также возможность ставить и назначать задачи в режиме реального времени. Таким образом, использование распределённых периферийных вычис- лений может повысить качество и ста- бильность обмена данными с медицин- ской системой, что позволит реализовать умную модель обмена данными для умной медицины (рис. 7). РАЗ РА БОТ КИ СТА 1/2022 50 www.cta.ru Рис. 6. Робот-транспортёр (слева) и робот-дезинфектор (справа) Децентрализованный рой Избыточность Здание А Здание Б Работа в реальном времени Контроль приоритетов обслуживания Рис. 7. Преимущества ROS и DDS

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy