ЖУРНАЛ СТА №1/2022
Относительно яркости свечения, рас- стояний видимости и размеров свето- вых излучателей рекомендации в ГОСТ Р МЭК 60073-2000 не приводятся. Анализ требований к световым оповещателям других стандартов Основной недостаток вышеуказанных стандартов заключается в субъективной оценке качества восприятия светового сигнала. В них не приводят нормируе- мые светотехнические и эргономиче- ские характеристики световых оповеща- телей, а именно: яркость свечения, раз- мер букв, углов обзора и расстояний до оповещателя (табло), цвета колбы, дли- ну волны излучения, оставляя всё это на откуп проектировщику. Производители световых оповещателей уже сами нача- ли дополнять эти недочёты, вводя в опи- сания своих оповещателей фразы типа «световой сигнал оповещателя контраст- но различим в угле обзора 120 градусов с расстояния 15 метров при освещённости в 1000 люкс». Попробуем найти ответы или ориентиры в «родственной» НТД на другие по назначению световые опове- щатели, призванные также информиро- вать человека световым сигналом. В какой-то мере выбрать оптималь- ный световой оповещатель поможет ГОСТ Р 57611-2017 (ИСО 11428:1996) «Эргономика. Сигналы опасности визу- альные. Общие требования, проектиро- вание и испытания», разработанный на основе перевода англоязычной версии стандарта ИСО 11428:1996 «Эргономи- ка. Визуальные сигналы опасности. Об- щие требования, проектирование и ис- пытания». Стандарт также требует, что- бы авария была обозначена красным цветом (предупреждающий сигнал жёл- тый или жёлто-оранжевый), но только мигающим с частотой от 2 до 3 Гц. Для точечного источника света приводится графическая зависимость требуемой освещённости глаза наблюдателя в люк- сах, исходящая от оповещателя, от ярко- сти фона, которая приведена в канделах на метр квадратный. Для зонального светового сигнала оповещателя (а таким образомможно классифицировать прак- тически все оповещатели) стандарт гла- сит следующее: «Яркость визуального предупреждающего сигнала должна быть не менее чем в пять раз выше яркости фо- на. Яркость визуального аварийного сигна- ла должна быть не менее чем вдвое выше яркости предупреждающего сигнала, т.е. не менее чем в десять раз выше яркости фона». Но в конечном итоге стандарт, ссылаясь на сложность объективных из- мерений, всё равно требует проведения субъективной оценки различимости све- товых сигналов конкретного оповеща- теля в конкретных условиях группой лю- дей, включив в нее лиц старше 45 лет и с дефектами зрения. Данный ГОСТ Р 57611-2017 в части требований к свето- вым сигналам полностью совпадает с требованиями более раннего, но дей- ствующего ГОСТ Р 51340-99 «Безопас- ность машин. Основные характеристи- ки оптических и звуковых сигналов опасности. Технические требования и методы испытаний». Относительно аналитического выбо- ра цвета колбы, углов обзора и размеров излучателя (размеров символов и букв) проектировщику может помочь ГОСТ ISО 3864-1-2013 «Графические симво- лы. Сигнальные цвета и знаки безопас- ности. Часть 1. Принципы проектиро- вания знаков и сигнальной разметки». Согласно концепции данного докумен- та можно рекомендовать следующее: ● в оповещателях предпочтительнее применять цветные колбы вместо прозрачных, так как данный стандарт распространяется на знаки с внутрен- ним и наружным освещением; ● результат субъективных измерений может считаться правильным, если ему дали положительную оценку 85% людей; ● отношение расстояния распознава- ния знака перпендикулярно к его высоте (диаметру) зависит от осве- щённости и находится в пределах Z = 95…200 (т.е. символ диаметром (высотой) 10 мм может быть уверен- но распознан 85% участниками собы- тия с расстояния 1–2 метра); ● распознаваемость символа уменьша- ется пропорционально косинусу угла обзора, «например, при обзоре знака безопасности под углами 30°, 45° или 60° по отношению к перпендикуляру, Z должен быть умножен на 0,87, 0,71 или 0,5 соответственно» (для справ- ки, угол обзора современных телеви- зоров составляет 175°); ● для людей с остротой зрения, равной 6/60 (или, по-нашему, 0,1), результат должен быть умножен на 0,1. Как ориентир соотношения яркости цветов оповещателя, можно применить и требования практического дорожного ГОСТ Р 52290-2004 «Технические сред- ства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», согласно которому для букв с высотой от 75 мм и выше требуется: «п. 5.1. Средняя яркость элементов изображения знака с внутренним освеще- нием должна быть: (240±40) кд/м 2 – для белого, (20±5) кд/м 2 – для синего и коричневого, (50±15) кд/м 2 – для зелёного, (150±30) кд/м 2 – для жёлтого, (70±20) кд/м 2 – для оранжевого и (35±10) кд/м 2 – для красного цветов. Знаки с внутренним освещением долж- ны иметь равномерное распределение яр- кости по всему полю изображения одного цвета. Отношение максимальной яркости к минимальной должно быть не более 5:1». Аналогичные требования предъявляет и ГОСТ 32865-2014 «Дороги автомо- бильные общего пользования. Знаки пе- ременной информации. Технические требования» при их освещённости в диа- пазоне от 4 до 40 000 люкс. В частности, для красного цвета, в зависимости от класса качества видимости, при осве- щённости 400 люкс яркость излучаемого символа должна быть от 38 до 150 кд/м 2 , а при освещённости 40 000 люкс – уже от 775 до 31 000 кд/м 2 . Светотехнические характеристики до- рожных светофоров приведены в ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Све- тофоры дорожные. Типы и основные па- раметры. Общие технические требова- ния. Методы испытаний» (07.02.2019), который требует для светофоров с экра- ном диаметром 200 мм осевую силу све- та не менее 200 кандел для красного и зелёного цвета и 250 кандел для жёлтого цвета. Стандарт также требует ограниче- ния силы света любого светофора на уровне не более 2500 кд, что может слу- жить оценкой ослепляющего действия, и наличия козырька: «п. 4.2.5. Длина козырька секции транспортного свето- фора с выходной апертурой диаметром 200 и 300 мм должна быть 240…300 мм, а угол наклона в вертикальной плоскости (вниз) должен быть 2…5°». Измерение световых характеристик рекомендуется проводить в лабораторных условиях гониофотометром по ГОСТ Р 54350, что затрудняет периодическую провер- ку светофора при эксплуатации. Еще бо́льшие показатели осевой силы света до 20 000 кд света требует ГОСТ Р 56057- 2014 «Системы светооптические свето- диодные для железнодорожной свето- форной сигнализации. Общие техниче- ские требования и методы испытаний». Строительные стандарты (своды правил) СП.52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТ 26824-2018 «Здания и сооружения. ОБ ЗОРЫ СТА 1/2022 22 www.cta.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy