ЖУРНАЛ СТА №3/2021

4. Разработка программного обеспече- ния, реализующего необходимые за- щиты, технологические переходы, взаимодействие с другими системами судовой автоматизации, эргономич- ное отображение информации в ходо- вой рубке судна и на открытой палубе, рядом с ёмкостями. 5. Сочетание автоматизации и возмож- ности ручного управления с необхо- димыми блокировками в нештатных ситуациях. О Т ПРОЕКТА К ВНЕДРЕНИЮ : РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Исходя из особенностей размещения на судне была выбрана централизован- ная архитектура (рис. 2). Шкаф управления располагается во взрывобезопасном помещении инерт- ных газов. Заметим, что в ходе ПНР проектное решение было изменено, шкаф пришлось переносить в сосед- нее помещение, и централизованное решение себя оправдало: такой перенос был выполнен достаточно быстро и свёлся к установке одного шкафа на но- вую опору с протяжкой нескольких кабелей. Централизованная архитектура предъ- являет высокие требования к надёжно- сти электропитания. В данном случае применено безударное резервирование двух сетей питания постоянного тока 24 В, а в самом шкафу управления уста- новлен дополнительный аккумулятор- ный ИБП, обеспечивающий функцио- нирование системы в течение приблизи- тельно 15 минут при полном отключе- нии судового питания. Этого времени достаточно для безаварийного заверше- ния работы КБГС и перехода в безопас- ное состояние или для ожидания устра- нения неисправности питания и про- должения работы. Шкаф управления реализован на ап- паратных средствах WAGO-I/O-System. Оборудование, расположенное в газо- опасных помещениях, подключено к центральному шкафу управления через барьеры искробезопасности, разрабо- танные и производимые фирмой «Лен- промавтоматика» самостоятельно. Система управления имеет два поста отображения (рабочие станции опера- тора). В рулевой рубке расположен ос- новной пост управления, а на открытой палубе около криогенных ёмкостей – пост управления бункеровкой (рис. 3). Эти два поста отличаются аппаратно, так как пост управления бункеровкой имеет взрывонепроницаемый корпус с обогревом, а программное обеспечение их идентично, что позволяет говорить о полном резервировании функций взаи- модействия с оператором. Поскольку объект является экспери- ментальным, такое решение кроме по- вышения надёжности обеспечило уско- рение ПНР и отработки режимов рабо- ты криогенного и газового оборудова- ния. Каждый пост управления пред- ставляет собой панельный компьютер со SCADA-системой «КСПАвизор», разработанной фирмой «Ленпромавто- матика» и применённой на десятках объектов, в том числе в бортовых систе- мах автоматики высокоскоростных су- дов (основной экран мнемосхемы, реа- лизованный в этой системе для СУ КБГС, показан на рис. 4). В СУ КБГС обеспечено взаимодей- ствие с внешними системами: 1)локальные САУ двигателей – физи- ческие дискретные линии связи; 2)локальная САУ котлоагрегата для предварительного прогрева регази- фикаторов – линия RS-485, протокол Modbus RTU; 3)общесудовая система управления тех- ническими средствами (СУТС) – ли- ния RS-485, протокол Modbus RTU. Н АЧАЛО ПОЛОЖЕНО . К АКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ? Разработка и наладка СУКБГС потре- бовала объединения знаний и опыта ав- томатизации промышленных объектов и работы с судовыми системами автомати- зации. Благодаря наличию компетенций фирмы и в той и в другой области уда- лось получить результат в рекордно ко- роткий срок: от первого черновика ТЗ до ходовых испытаний судна прошло 8 ме- сяцев, за которые была изготовлена, установлена и опробована система авто- матизации уникального объекта. Интересным организационным опы- том была и распределённая удалённая работа различных фирм и специалистов над проектом, обусловленная каран- тинными мерами по COVID-19. Как ни странно, карантинные меры подтолк- нули всех участников проекта к расши- рению использования современных средств связи, телеконференций и т.д., мобилизовали совместную работу и в результате повысили эффективность работы над проектом. В конце сезона навигации 2020 года судно прошло цикл испытаний, в ходе которых полностью подтвердилась ра- ботоспособность всех систем, были сформулированы идеи различных дора- боток. Весной 2021 года планируются дополнительные испытания и начало опытной эксплуатации. На основе по- лученного опыта предполагается разра- ботка проекта серийного газотопливно- го СПГ-судна для эксплуатации на внутренних водных путях России. ● РАЗ РА БОТ КИ / С УДОВОЕ ОБОР УДОВ АНИЕ СТА 3/2021 48 www.cta.ru Рис. 3. Пост управления бункеровкой – резервный пост управления КБГС Рис. 4. Основной экран СУ КБГС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy