ЖУРНАЛ СТА №3/2021

РАЗРАБОТКИ СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В 2020 году на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького построено речное судно-газоход «Чайка», использую- щее СПГ – сжиженный природный газ. Такой проект реализован в России впер- вые. На борту «Чайки» практически не используется дизельное топливо (ДТ), исключение – аварийный генератор, работающий на ДТ. Два главных двига- теля и два генераторных агрегата – газо- поршневые двигатели с искровым зажи- ганием. Газ хранится на борту судна в сжиженном виде в двух криогенных ём- костях на открытой палубе. Для подачи к двигателям СПГ регазифицируется в теплообменниках, работающих от си- стем охлаждения двигателей без допол- нительного потребления энергии. С са- мого начала разработки предполагалось, что технологические операции бунке- ровки (заполнения криогенных ёмко- стей с берега), хранения и подачи рега- зифицированного топлива к двигателям должны быть автоматизированы. Судно «Чайка» (рис. 1) предназначе- но для оценки экологической и эконо- мической эффективности этого вида топлива в реальной эксплуатации, от- работки технологии бункеровки судна, обучения экипажа и наземных служб работе с криогенным топливом. На- значение судна – прогулочно-экскур- сионное, а экологичность применённо- го топлива позволяет использовать его в городской черте и в особо охраняемых природных зонах. А ВТОМАТИЗАЦИЯ КРИОГЕННОЙ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ – ОСОБЕННОСТИ И НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Сжиженный природный газ, при всей его экономической привлекательности, сложнее в использовании, чем дизель- ное топливо: автоматизация тут необхо- дима, чтобы упростить работу команды судна, сократить время технологических операций, обеспечить безопасность. Не надо забывать, что выбросы метана в ат- мосферу несут не только экономические потери, но и экологический ущерб из-за высокого «парникового» действия этого газа, резко снижая экологическую эф- фективность судна, поэтому особое вни- мание при разработке системы автома- тизации должно быть уделено режимам работы оборудования и избеганию ка- ких-либо сбросов при штатной работе. В правила Российского Речного Ре- гистра (РРР) в 2019 году введён раздел, описывающий специальные требова- ния к судам, использующим природ- ный газ (как сжатый, так и сжиженный) в качестве топлива. Этот раздел описы- вает и конструкцию газовой аппарату- ры, и требования к автоматизации, рас- ширенные по сравнению с автоматиза- цией традиционных судов с дизельны- ми двигателями. Например, предписа- но иметь на борту систему контроля, обеспечивающую сигнализацию по тех- нологическим параметрам и по загазо- Автоматизация бортовой криогенной системы речного судна-газохода Ярослав Евдокимов В статье описан опыт разработки системы управления криогенной бортовой газотопливной системой для судна «Чайка», которое является первым в России речным судном с газопоршневыми двигателями, использующими сжиженный природный газ. Система управления упрощает работу судоводителя, обеспечивает безопасность и бесперебойность функционирования топливной системы, состоящей из криогенных резервуаров, газификаторов, крановой обвязки и системы контроля загазованности. СТА 3/2021 46 www.cta.ru Рис. 1. Судно «Чайка», вид с кормы. Видны ёмкости криогенной бортовой газотопливной системы на палубе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy