ЖУРНАЛ СТА №3/2021

СТА 3/2021 ОБЗОР/ТЕХНОЛОГИИ Такие темы, как цифровизация и тех- нологии промышленного Интернета вещей, постоянно мелькают в средствах массовой информации. Им отводится значительное место и в информацион- ных источниках для специалистов раз- ных отраслей. Некоторые компании, например Amazon или Uber, часто при- водят примеры, демонстрирующие все- му миру, как стратегии цифровизации могут применяться для достижения экономического успеха в процессе со- гласованной цифровизации Интернет- торговли и логистики (Amazon) или в процессе применения цифровых техно- логий для использования имеющихся ресурсов (Uber). Производители изде- лий промышленного назначения тоже задаются вопросом о том, могут ли они быстро достичь успешных результатов благодаря цифровизации, и если да, то как (рис. 1). В отношении вопросов цифровизации и IIoT (промышленного Интернета ве- щей) для производственных систем не- обходимо использовать менее обобщён- ный подход. Рассмотрим возможные шаги по цифровизации типового жиз- ненного цикла оборудования, и если го- ворить более конкретно, только те шаги, которые относятся к продуктам и услу- гам, предоставляемым конечному поль- зователю. Мы не будем рассматривать радикально новые технологии и бизнес- модели, которые подходят для техниче- ского анализа, но для которых в настоя- щее время не определена законодатель- ная база (например, межмашинные взаимодействия по заказу и оплате – Machine-to-Machine Order & Payment). П РОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Прежде всего следует упомянуть об одном фундаментальном аспекте. Не- которые эксперты сомневаются, что технологии цифровизации и IIoT в ма- шиностроении и проектировании во- обще способны стать причиной изме- нения основ или даже радикального из- менения существующих бизнес-моде- лей. Вот комментарий доктора Гюнтера Дюка, частного венчурного инвестора и бывшего технического директора ком- пании IBM, по этому вопросу: «Перед наводнением стройте лодки, а не дам- бы... Строим ли мы лодки для того, что- бы в будущем доплыть на них до нового цифрового континента? Ведь мы гово- рим, что находимся в поисках цифро- вых инноваций, которые позволят нам вступить в новую эпоху» (рис. 2). В ис- следовании «Цифровизация в машино- строении» [1] приводятся более кон- кретные понятия, а также мнение экс- перта: «Очевидно, что мы останемся инженерами в области машинострое- ния и не превратимся в программистов. Но для того чтобы продать наше обо- рудование и обеспечить высокие пози- ции на рынке, нам необходимо про- граммное обеспечение и сетевые техно- логии. Внедряя цифровые технологии, мы хотим помочь нашим заказчикам лучше решать поставленные перед ни- ми задачи. И прежде всего, мы хотим реализовать новые возможности в сфе- ре цифровых технологий, чтобы напря- мую взаимодействовать с нашими за- казчиками. Это перспективная страте- Цифровизация становится умнее Якоб Дюк В своём стремлении к внедрению цифровых технологий IIoT производители промышленного оборудования часто сомневаются в том, какой подход необходимо применить, какие шаги предпринять в первую очередь, что может подождать, а что наиболее существенно. В этой статье обобщён имеющийся опыт заказчиков компании HARTING Technology Group, работающих в области машиностроения, а также приведены некоторые рекомендации по решению важных вопросов, возникающих в процессе модернизации производства. 22 www.cta.ru Рис. 1. Цифровизация производственных систем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy