Фильтр по тематике

Малогабаритная система бортовых измерений для лётных испытаний воздушных судов малой размерности

1175 0

С целью устранения недостатков и эксплуатационных ограничений ранее применяемых систем бортовых измерений, а также для повышения качества, безопасности и информативности испытаний специалистами СибНИА был разработан действующий образец автоматизированной малогабаритной системы бортовых измерений для воздушных судов малой размерности. Система позволяет сократить сроки на подготовку, проведение и обработку результатов лётных испытаний, а также проводить анализ полётных данных в темпе эксперимента и выдавать текущую информацию непосредственно при выполнении испытательных режимов.

Введение

Одним из источников получения исходных данных, необходимых для оценки результатов лётных испытаний самолётов и вертолётов, является бортовая информационно-измерительная система, включающая комплекс технических средств измерений (первичных преобразователей параметров полёта), а также аппаратные и программные средства сбора и обработки информации.

До последнего времени в России применялись системы бортовых измерений (СБИ) и сбора полётной информации «Тестер», «ГАММА», «Регата», «БУР» и др. в комплексе с твердотельными накопителями полётной информации и первичными преобразователями параметров полёта. Данные системы по своим возможностям имели ряд существенных недостатков, связанных с их эксплуатацией: большие габаритные размеры и вес (измерительные комплексы имели блочную конструкцию с количеством блоков до 10 единиц в зависимости от количества измеряемых параметров и массу комплекса от 20 до 40 кг без монтажных деталей), большая протяжённость соединительных межблочных проводов, напряжение питание одного номинала (+27 В), ограниченная частота регистрации полётной информации, значительные затраты времени на предварительную наземную подготовку комплекса и последующий монтаж на борту. Кроме того, для выдачи лётчику полётных данных (высота, скорость, курс и др.) требовалась установка дорогостоящих многофункциональных индикаторов и пультов управления. Для выполнения работ, связанных с проведением тензометрии, использованием спутниковых навигационных систем, вводом видеоинформации, а также необходимостью последующей синхронизации по времени, требовалась установка дополнительных устройств сопряжения. Это вело к дальнейшему увеличению габаритов и массы СБИ. Применение таких систем возможно только на самолётах и вертолётах, имеющих достаточно большой свободный объём для монтажа соответствующего оборудования. По­мимо всего этого использование подобных СБИ допускало выполнение математического анализа собранных данных только при наземной обработке, что существенно увеличивало период времени от проведения лётного эксперимента до получения окончательного результата.

Для обеспечения работ, связанных с выполнением испытательных полётов малых воздушных судов, перед специалистами лётной базы ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» была поставлена задача по разработке действующего образца автоматизированной малогабаритной системы бортовых измерений (далее МСБИ) и программно-математического обеспечения с эффективным распределением задач между процессорным и интерфейсными модулями. Целью работы было сокращение сроков на подготовку, проведение и обработку результатов лётных испытаний авиационной техники, а также повышение качества, безопасности и информативности проводимых испытаний.

На момент разработки целесообразным выбором базы для создания МСБИ являлись IBM РС совместимые промышленные компьютеры для встраиваемых систем. Их применение позволяло проводить разработку и отладку специализированного программного обеспечения на основе стандартных инструментальных средств на обычных офисных компьютерах параллельно с разработкой аппаратной части системы. По таким критериям, как эксплуатационные характеристики, высокая надёжность, малое энергопотребление, широкая номенклатура представленных на российском рынке плат, в качестве основного промышленного стандарта был выбран MicroPC. Платы этого стандарта по своим физическим и электрическим параметрам имеют полную совместимость с шиной ISA.

В качестве поставщика была выбрана российская компания FASTWEL, предлагающая широкий выбор промышленных средств измерений по конкурентоспособным ценам.

Выбранная аппаратная платформа по­зволила специалистам СибНИА в кратчайшие сроки достигнуть поставленной цели и в 2006 году завершить разработку первого образца малогабаритной системы бортовых измерений (рис. 1).


Назначение и общее описание

МСБИ предназначена для измерения параметров исследуемых объектов, преобразованных в электрические аналоговые, цифровые, аналого-цифровые и дискретные сигналы, и записи результатов в виде данных бинарного, текстового и др. типов на флэш-диск, жёсткий диск или внешний твердотельный накопитель.

Основная область применения – лётные испытания самолётов и вертолётов (лёгких на первом этапе и более тяжёлых на следующих этапах). В зависимости от типов используемых объектов и видов испытаний система может быть представлена в нескольких вариантах, отличающихся количеством и типами блоков, оптимизированных для каждого определённого случая.

МСБИ позволяет осуществлять следующие виды преобразования сигналов, поступающих от первичных преобразователей параметров полёта, спутниковой навигационной системы (СНС), инерциальной навигационной системы (ИНС) и согласующих уст­ройств:

  • аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразования напряжения и силы постоянного тока в различных диапазонах;

  • преобразование сигналов разовых команд;

  • преобразование частотных сигналов до 12,5 МГц.

В скомпонованной конфигурации конструкция системы имеет размеры до 310×190×170 мм и массу до 3 кг

(в зависимости от количества подключаемых плат). Питание может осуществляться от сети постоянного тока с напряжением от 10 до 36 В или от сети переменного тока с напряжением 220 В. Встроенные аналого-цифровые преобразователи позволяют производить подключение различных типов первичных преобразователей параметров полёта, как однопроводных, так и двухпроводных источников аналоговых сигналов. Диапазон входных напряжений и токов аналоговых сигналов может изменяться аппаратно или программно. Количество подключаемых первичных преобразователей параметров полёта может изменяться от 1 до 32 для одной платы и кратно возрастать при установке дополнительной платы расширения, масса которой составляет 200 граммов. Частота аналого-цифрового преобразования может достигать 100 кГц в зависимости от числа подключаемых первичных преобразователей. Платы ввода сигналов имеют также встроенный цифро-аналоговый преобразователь, что позволяет комплексу формировать управляющие сигналы. По своим эксплуатационным характеристикам комплекс соответствует техническим условиям авиационного применения: диапазон рабочих температур от –40 до +85°С, эксплуатационная перегрузка до 40g.

В ходе доработок была расширена номенклатура применяемых аппаратных средств в составе системы с целью увеличения гибкости её структуры и, как следствие, расширения области применения.

Аппаратная часть

В настоящий момент аппаратная часть представлена в двух вариантах исполнения на базе промышленных стандартов MicroPC и PC/104. Главным архитектурным отличием первого варианта является его модульность, что увеличивает габаритные размеры системы и повышает её структурную гибкость. Во втором варианте исполнения МСБИ имеет меньшие габаритные размеры (225´150´115 мм) благодаря тому, что на одну плату интегрирован процессорный модуль с системой аналогового и дискретного ввода-вывода и таймерной подсистемой.


В варианте MicroPC (структурная схема представлена на рис. 2) система комплектуется следующими модулями фирмы FASTWEL с привлечением отдельных изделий компании Octagon Systems:

  • модуль центрального процессора CPU686E;

  • модуль аналогового ввода-вывода с гальванической развязкой AI16-5A;

  • модуль дискретного ввода с гальванической развязкой DI32-5;

  • коммутатор аналоговых сигналов AIMUX-32C;

  • модуль 7112/24 источника питания постоянного тока +10…+36 В;

  • таймерная плата 5300.

Все платы объединены в едином монтажном каркасе 5278-RM (Octagon Systems), имеющем общую информационную шину ISA. Система в таком исполнении имеет модульную структуру с программируемым распределением частоты опросов, адресным обращением к многоканальным преобразователям информации (АЦП и ЦАП) и общей (магистральной) линией связи ISA. Связь между модулем центрального процессора и другими модулями производится через порты ввода-вывода ISA-шины. Смена распределения час­тоты опросов осуществляется программно. Временная синхронизация при работе МСБИ осуществляется с частотой 1…10 Гц (настраивается программно) с помощью таймерной платы 5300.


В варианте PC/104 (структурная схема представлена на рис. 3) система представляет собой одноплатный компьютер Hercules-EBX (Diamond Systems) на базе процессора VIA Eden с интегрированным модулем устройства связи с объектом (УСО), который поддерживает:

  • аналоговый ввод (32 канала, 16 бит, 250 кГц максимум, однополярный или дифференциальный способы подключения сигналов, диапазоны входного напряжения 0…10; 0…5; 0…2,5; 0…1,25; ±10; ±5; ±2,5; ±1,25 В);

  • аналоговый вывод (4 канала, 12 бит);

  • дискретный ввод-вывод (40 каналов, 5 В);

  • счётчики/таймеры (2 канала).

В зависимости от задач МСБИ комплектуется платами АЦП DMM-32X-AT стандарта PC/104. За счёт разработки разъёмов-переходников (для аналоговых и цифровых сигналов) к Her­cu­les-EBX также появилась возможность подключения плат коммутаторов аналоговых сигналов AIMUX-32C (до 32), что существенно расширило функциональные возможности МСБИ в данном варианте исполнения.

Количество каналов МСБИ зависит от варианта комплектации и соответствует данным табл. 1. Возможно увеличение числа и видов опрашиваемых каналов за счёт введения в бортовой комплекс дополнительных модулей аналогового ввода-вывода (например, AI16-5A, DMM-32X-AT) и коммутаторов аналоговых сигналов (AIMUX-32C).


Для решения задач навигации и организации внешнетраекторных измерений в разработанную систему бортовых измерений интегрированы модули угломерной спутниковой навигационной системы МРК-18 и инерциальной навигационной системы КомпаНав-2. Плата спутниковой системы выполнена в формате MicroPC и является функционально законченным модулем, позволяющим использовать его в общей схеме бортового комплекса. Кроме того, при подключении приёмника МРК-18 возможен обмен данными в бинарном формате VIN. Программное обеспечение (ПО) бортового измерительного комплекса выделяет значения необходимых параметров из общего потока данных в формате NMEA 0183 (или VIN) и производит первичную обработку этих значений и их передачу по каналу связи. Навигационный алгоритм, реализованный в системе КомпаНав-2, поддерживает определение координат при временных пропаданиях (до 5 минут) сигналов спутников, а высоты и вертикальной скорости – неограниченное время. Перечень необходимых для выдачи параметров задаётся с помощью конфигурационного ПО.

Программная часть

С целью сокращения сроков подготовки МСБИ на воздушных судах и обработки полётной информации разработано программное обеспечение, позволяющее провести весь комплекс работ от момента внутреннего тестирования и построения градуировочных зависимостей до получения окончательного результата обработки.

По своей структуре это программное обеспечение представляет собой три программы:

  1. программа подготовки и настройки бортовой МСБИ;

  2. программа сбора и первичной обра­ботки информации;

  3. программа вторичной обработки ин­формации.


Программа подготовки и настройки бортовой МСБИ (рис. 4) разработана в среде С++ Builder 6.0 для операционной системы Windows 98, имеет интуитивно понятный оконный интерфейс и построена на основе диалогового взаимодействия с пользователем.

Программа подготовки и настройки МСБИ позволяет:

  • производить системное тестирование всех внутренних модулей;

  • настраивать каналы с указанием частоты опроса, коэффициентов усиления и типа сигнала;

  • производить градуировку первич­ных преобразователей параметров и строить градуировочные зависимости;

  • настраивать приёмник СНС и ИНС;

  • задавать несколько режимов работы программы сбора и первичной обработки информации;

  • задавать список имён параметров и их идентификационные номера;

  • производить визуальную оценку работы первичных преобразователей и регистрирующей аппаратуры;

  • настраивать параметры для передачи данных, полученных от первичных преобразователей полёта, в виртуальную доску приборов (ВДП).

Настройки сохраняются в файле конфигурации, который в дальнейшем передаётся программе сбора и первичной обработки информации.


Программа сбора и первичной обработки информации (рис. 5) разработана для операционной системы MS-DOS с целью обеспечения надёжности, сбережения ресурсов и ускорения процесса сбора и обработки информации. Программа также совместима с операционной системой Windows 98, что позволяет осуществлять проверку работоспособности файла конфигурации сразу после его создания. После получения файла конфигурации программа работает автономно.

Программа сбора и первичной обработки информации позволяет:

  • осуществлять мониторинг сбора и первичной обработки информации;

  • изменять режимы работы (задаются программой настройки);

  • осуществлять сбор данных на накопителе;

  • автоматически вносить регулярные по­правки.


Программа вторичной обработки информации (рис. 6) разработана для операционной системы Windows 98/NT.

В программе возможна эмуляция реального времени, что делает возможным просмотр динамики процессов выделенных участков.

Программа вторичной обработки информации позволяет:

  • осуществлять доступ к данным по списку имён параметров или их идентификационным номерам (задают­ся в программе подготовки и настройки бортовой МСБИ);

  • осуществлять вывод результатов обработки в текстовом или графическом виде;

  • строить графики в режиме эмуляции реального времени;

  • обеспечивать поиск заданных участков обработки;

  • строить графики физических значений параметров по градуировочной зависимости;

  • проводить частотный анализ данных;

  • обеспечивать редактирование и документирование данных;

  • формировать банк данных.

Для выдачи лётчику полётных данных разработана виртуальная доска приборов. Она предназначена для отображения в реальном масштабе времени на экране ноутбука или планшетного компьютера внешнетраекторных параметров и информации об эксплуатационной нагруженности. На доске размещаются шесть видов индивидуально настраиваемых приборов и векторная навигационная карта формата PFM (рис. 7).


Источником данных для ВДП служит программа сбора и первичной обработки информации, получающая информацию от первичных преобразователей параметров полёта и навигационных систем. Эта программа производит первичную обработку и преобразование информации в служебные пакеты данных, которые одновременно записываются на дисковый накопитель и по сети Ethernet передаются ВДП. Схема взаимодействия программы и ВДП представлена на рис. 8.


Взаимодействие производится по транспортному протоколу UDP при помощи программы-сервера (далее сервер). Сервер представляет собой отдельную программу, которая осуществляет передачу информационных пакетов и взаимодействует с модулем-клиентом, встроенным в ВДП. Вследствие этого функционально разгружается программа сбора и первичной обработки, что позволяет избежать временныˆх задержек и уменьшения частоты регистрации.

Взаимодействие ВДП и программы сбора и первичной обработки осуществляется по следующему алгоритму:

  • из автозагрузки производится запуск сервера на персональном компьютере и ВДП на ноутбуке (или планшетном компьютере);

  • сервер запускает программу сбора и первичной обработки;

  • по известному IP-адресу ВДП сервер отсылает запрос на старт передачи и переходит в режим ожидания;

  • после получения стартовой команды сервер передаёт клиенту ВДП пакет настроек;

  • после передачи всего настроечного пакета сервер переводит ВДП в режим приёма информационных пакетов;

  • программа сбора и первичной обработки создаёт служебный файл в режиме совместного доступа и с установленной частотой записывает в него пакеты для передачи в ВДП;

  • сервер обращается к файлу и в случае наличия в нём информационного пакета передаёт его клиенту ВДП;

  • принятый пакет разбивается на массив значений, которые по индексам распределяются на приборы и навигационную карту (НК).

Протокол UDP не гарантирует до­ставку пакета, поэтому после каждой передачи сервер ожидает от клиента ВДП уведомление о приёме и целостности пакета.

Панель приборов располагается в левой и верхней частях ВДП (рис. 7), на которых можно разместить шесть различных видов индивидуально настраиваемых приборов (не более трёх одного вида). Расположение приборов меняется при помощи мыши или в меню настроек программы.

Все приборы привязаны к своим параметрам через указатель-литеру. Литера – это индивидуальное символьное обозначение, которое однозначно связывает набор данных, передаваемых программой сбора и первичной обработки, с приборами на ВДП. Литера настраивается в окне настроек ВДП (рис. 9). 


Также для каждого прибора настраивается его расположение относительно левой и верхней границы окна. Настроечная информация сохраняется в соответствующих профилях.

При переходе ВДП в режим приёма информационных пакетов происходит автоматическая прорисовка НК с учётом принятой навигационной информации. При этом принята следующая цветовая схема прорисовки участков маршрута:

  • зелёный – участок не пройден;

  • синий – отображение циклического участка маршрута в случае прохождения его хотя бы один раз;

  • красный – участок пройден.

Участок считается пройденным в случае прохождения точек, составляющих этот участок. Прохождение точки регистрируется, если летательный аппарат (ЛА) попал в область регистрации. Область регистрации – это круг, центром которого является точка марш­рута. Радиус круга задаётся в пункте меню «Опции–Настройки–Наст2».

Навигационная информация, поступающая от приёмников СНС и ИНС, отображается в разделе навигационной информации справа от НК (рис. 10).


В этом разделе отображаются следующие параметры:

  • «Точка по плану» – имя и номер следующей точки маршрута;

  • «Расстояние до след. точки (м)» – расстояние в метрах до следующей точки маршрута;

  • «Отклонение (м)» – отклонение ЛА от заданного маршрута в метрах;

  • «Угол смены курса» – угол смены курса в градусах после прохождения следующей точки маршрута (отображается в случае, если маршрут состоит из трёх и более точек);

  • «Ост. время до след. точки» – оставшееся время (часы, минуты и секунды) до прохождения ближайшей точки, учитывая текущую скорость полёта ЛА;

  • «Позиция» – текущие координаты ЛА (широта и долгота);

  • «Курс» – текущий курс ЛА.

Частота приёма навигационной ин­формации задаётся в пункте меню «Опции–Настройки–Наст1–Интервал времени приёма координат» и выбирается с учётом требуемой скорости прорисовки карты.

Заключение

Система МСБИ в различных вариантах исполнения применялась при проведении лётных испытаний единичных экземпляров воздушных судов малой размерности: автожиры А-002, А-002М и «Охотник», вертолёт «Орлёнок», самолёт-реплика МиГ-3 (рис. 11). При этом общий налёт составил 120 часов.


В результате проведения лётных исследований и испытаний выявлены основные особенности МСБИ.

  1. Структурная гибкость. МСБИ со­стоит из отдельных конструктивно законченных устройств – блоков, из которых могут комплектоваться раз­ные по назначению и техническим характеристикам комплексы. Изме­нение комплектации может осуществ­ляться в процессе эксплуатации.

  2. Информационная гибкость. Сжатие данных при измерении и записи на флэш-диск (жёсткий диск или твер­дотельный накопитель) обеспе­чи­вается выбором и установкой рас­пределений частот опросов на осно­вании априорных данных о спект­ральном составе измеряемых сигна­лов.

  3. Централизованное управление и контроль. Управление работой всего бортового комплекса, установка про­­­граммы распределения частот опроса и скорости записи, а также установка данных идентификации осуществ­ляются программно. Сиг­нальные лам­пы контроля рас­по­ло­жены на лице­вой панели бортового комплекса.

  4. Гибкость информационного кадра системы. Информационный кадр сис­темы состоит из кадров сигналов каждого канала. Сигналы каналов равномерно распределены в кадре файла записи. Распределение слов в кадре системы изменяется про­граммой опроса. Длина кадра, то есть количество позиций в кадре системы, переменна.

  5. Инвариантность адреса. При изме­нении программы распределения частоты опросов адрес информации каждого канала остаётся неизмен­ным и определяется его идентифика­ционным номером.

  6. Возможность развития бортового комплекса. Для изменения функ­циональных возможностей, техниче­с­ких характеристик, а также цели функционирования в бортовую сис­тему могут включаться вновь разра­батываемые модули и заменяться ста­рые.

  7. Применение ВДП в процессе лётных исследований позволяет акцентиро­вать внимание лётчика на ходе и правильности выполнения испыта­тельного режима, выдавать информа­цию о приближении к критическим режимам полёта и, как следствие, повышает безопасность испытатель­ных полётов.

Полученные с использованием МСБИ данные испытаний позволили специалистам лётной базы СибНИА выявить недостатки конструкций указанных летательных аппаратов и выработать рекомендации по их доработке.

В результате подтверждена возможность применения малогабаритной системы бортовых измерений в качестве основного средства измерения при проведении лётных и лётно-прочностных испытаний авиационной техники малой размерности.

К сожалению, авторам не удалось найти информацию по аналогичным системам сбора данных, ориентированным на применение в лётных испытаниях судов малой размерности. Современные системы бортовых измерений, применяемые в России, имеют блочную конструкцию с распределённой архитектурой сбора данных («ГАММА-2110», «СИВК-2», «КАМ-500») и предназначены для испытаний воздушных судов средних и больших размерностей, в которых достаточно места для размещения многих блоков и монтажных кабелей и требуется большое количество каналов регистрации.

В настоящий момент специалистами СибНИА рассматривается возможность проведения модернизации МСБИ путём замены применяемых плат на более скоростные с целью увеличения количества одновременно опрашиваемых каналов и повышения частоты регистрации данных, а также расширения спектра применения МСБИ. В рамках модернизации для расширения функциональных возможностей системы и повышения удобства её применения планируется разработка нового программно-математического обеспечения на основе открытой ОС с использованием технологий параллельной обработки различных видов входных сигналов. ● 

E-mail: abragin.nsk@gmail.com

1175 0
Комментарии
Рекомендуем

ООО «ПРОСОФТ» 7724020910 2SDnjeti7ig
ООО «ПРОСОФТ» 7724020910 2SDnjeti7ig