Современная электроника №5/2025

РЫНОК 54 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 5 / 2025 ки, беспилотной авиации и электро- мобилестроения. Инжиниринговая компания «Тайтэн Пауэр Солюшн» поставила более 15 тыс. «суперкон- денсаторных систем» гарантирован- ного запуска ДВС, в первую очередь такими устройствами оснащают спец- транспорт. Конденсаторная система гарантированного запуска двигате- ля, рассчитанная почти на милли- он циклов заряда-разряда, помогает автомобилю завестись даже при раз- ряженном аккумуляторе или в усло- виях экстремальных температур от –40°С до +65°С. Небольшой модуль весом в 2,5 килограмма подключает- ся к АКБ автомобиля, выполняя функ- ции запуска двигателя. Компания «Связь инжиниринг-М» два десятка лет выпускает в столице автоматизированные системы ком- мерческого учёта энергоресурсов. Совместно с партнёрами сотрудники предприятия установили 96 зарядных станций для электромобилей у транс- форматорных подстанций, располо- женных в жилых кварталах столич- ного мегаполиса. Также востребована линейка программно-аппаратных комплексов информационной безо- пасности в системах контроля досту- па и видеонаблюдения от произво- дителя «АТБ Электроника» (Москва). Они востребованы в учреждениях здравоохранения, транспортном ком- плексе, промышленности, энергети- ке и других областях [1]. И это только отдельные примеры, всех перспек- тивных достижений по стране и не сосчитаешь. Экономические реалии Разработчикам, производителям и дистрибьюторам электроники, непо- средственным пользователям, сервис- ным организациям и интеграторам, заинтересованным в продвижении и закупках соответствующей про- дукции, важно знать, что начинают действовать государственные эконо- мические программы инвестиций в производство радиоэлектроники. При общей, пока ещё не очень высо- кой эффективности, льготное финанси- рование – лишь один из инструментов стимулирования разработчиков и про- изводителей РЭА. Из-за большой и про- должающей рост ключевой ставки ЦБ даже льготные программы финансиро- вания достигают далеко не всех произ- водителей, особенно малых и средних компаний. Рост курса СКВ выгоден для российских экспортёров. Осенью 2024 года курс доллара превысил 103 руб., на бирже Forex его стоимость достигла 105 руб. Ослабление рубля одновремен- но с ростом ключевой ставки ухудша- ет положение предприятий, работаю- щих на внутреннем рынке. Доля рубля в платежах за экспорт с Европой подня- лась до исторического максимума: 67%. В расчётах с Азией и Африкой на рос- сийскую национальную валюту прихо- дится 80% и 84% соответственно. Глав- ная причина сложившейся ситуации внутри страны – относительно высо- кий уровень инфляции, бьющей в пер- вую очередь по людям и компаниям с небольшими доходами, когда текущие расходы тоже привязаны к инфляции. Это зарплата, компоненты, используе- мые для производства РЭА; они растут, как правило, быстрее инфляции. В кон- це 2024 года ключевая ставка находи- лась на уровне 21% – самый высокий показатель с момента введения крите- рия в 2013 году. Согласно стратегии развития до 2030 года программы будут направ- лены на поддержку инвестиционных проектов в научно-технической дея- тельности, производственном бизнесе, IT, сфере станкостроения и робототех- ники, а также в туризме. На их разви- тие в 2025 году выделят 2,5 трлн руб. Также планируется запустить льгот- ные кредиты для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) и предпри- нимателей из моногородов [1]. Новые программы предлагаются на фоне прекращения самой популярной программы «1764». В связи с ростом ключевой ставки Минфину становит- ся невыгодно в массовом порядке суб- сидировать кредиты. Но хотя льгот- ного финансирования сейчас станет меньше, поддержка бизнеса вряд ли сократится, в частности, приоритет- ная отрасль радиоэлектроники полу- чит больше помощи. Кому же хочет- ся зарезать курицу, несущую золотые яйца? Не исключено, что льготы ста- нут более выгодными, чем сейчас. Выводы Конкуренция в производстве или услугах всегда приводит к росту каче- ства, в том числе услуг, либо к сни- жению их стоимости. В этом смысле крупные производства РЭА и консоли- дированные компании будут ещё более расширяться, но это не означает, что не останется малых. Останется выбор. На простом примере это можно отвлечён- но пояснить так. Есть большие транс- портные автомобили, фуры, грузовые самолеты и корабли, они доставляют товары до больших терминалов, но не могут заехать условно во двор старого жилого квартала, в малую бухту или приземлиться на сельском аэродроме в провинции. Для этого существуют малый транспорт, лодки и вертолеты. Примерно так же работает телекомму- никационный рынок в любой стране мира. Поэтому «падать раньше выстре- ла» в условиях новых вызовов времени и перспектив всё-таки не стоит. Рис. 6. Иллюстрация с выставки «Электроника России 2024» с участием ООО «СТА-ПРЕСС»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy