Современная электроника №5/2025

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 46 WWW.CTA.RU СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕКТРОНИКА • № 5 / 2025 ворились не ломать её. Мы знали, как её сломать, но давайте не будем это- го делать. А пока давайте разберёмся, как это починить...» Масштабирование сети и расширение возможностей Поскольку все первые пользовате- ли ARPAnet были хорошо обученны- ми и компетентными инженерами и исследователями, команда BBN могла постепенно увеличивать возможности своей службы. Один из примеров этого – Дэйв Уолден, который носился с бумаж- ными лентами для реализации обнов- лений программного обеспечения. По мере того как сеть расширялась и ста- новилась более надёжной, BBN смогла посвятить больше усилий тому, чтобы сеть начала работать более самостоя- тельно (рис. 8). В эти средние годы проекта BBN так- же начала расширять свои усилия по нахождению более эффективных реше- ний для управления сетевыми пробле- мами, ответов на вопросы от узлов и т.д. Изначально ответом BBN на эту задачу было привлечение Дэйва Уолдена. Как вспоминает Уолден: «До сентября 1970 года у меня был спи- сок программрядом с телефономдома, и я получал звонки домой всякий раз, ког- да что-то ломалось. Мой номер теле- фона был буквально написан на передней панели первых пакетов-выключателей, и они звонили мне домой в Олстон, и я разговаривал с тем, кто был наместе, используя свои списки. Воттак это про- исходило». С поддержкой ARPA для выполнения этой задачи BBN внедрила Network Control Center (NCC). При создании NCC BBN разработала и внедрила инстру- ментыи программное обеспечение для регулярного пинга сети, отслеживания проблем сети, мониторинга состояния хостов и т.д. Александр Маккензи стал «универсалом ARPAnet», которого BBN сделала ответственным за обслужива- ние клиентов проекта по мере его роста. Маккензи с гордостьюрассказывал исто- рии о том, как он звонил телефонным компаниям и говорил им, что линия вот-вот выйдет из строя…и она действи- тельно выходила. Эти компании были весьма впечатлены, поскольку возмож- ности такой диагностики у них ещё не было. Начиная с 1972 года BBN создалаштат сотрудников для предоставления услуг по отладке и другим сервисным вопро- сам для узлов сети на постоянной осно- ве – три человека работали в днев- ную смену, двое – в вечернюю смену и один – в ночную смену. Благодаря уси- лиямBBNиNCC узлы сети вскоре смогли (в большинстве случаев) автоматически сообщать о своём состоянии. Обслужи- вание и отладка, как правило, выполня- лись удалённо из контрольного центра. С ростом возможностейNCC BBN успеш- но размещала IMP в местах, где сотруд- ники имели всё меньше и меньше зна- ний в области вычислительной техники. Кроме того, по мере расширения сети BBN проводила исследования с целью расширения типов IMP, а также видов коммуникационных линий, к кото- рым можно было подключать IMP. В 1971 году BBN завершила проектиро- вание своего первого терминала интер- фейса сообщения (TIP). Эти термина- лы могли подключаться к ARPAnet и работать на хост-машинах ARPAnet без необходимости запуска на собственном хост-компьютере. Собственно, TIP были более дорогими, чем IMP, но эта идея была чрезвычайно захватывающей для ARPA, потому что работающие TIP озна- чали, что можно было подключиться к ARPAnet без наличия крупного компью- тера. Первые два TIP были установлены в MITRE и в исследовательском центре NASA AMES. В начале 1970-х годов были установленыпервые TIP, IMP подключа- лись к сети через спутниковые техноло- гии, был разработан стандартный IMP, в десять раз более мощный, чемначаль- ные, а также был развёрнут многозадач- ный процессор Pluribus для IMP, разра- ботанный Орнстайном. Когда ARPAnet достигла масштабов 19 узлов, ARPA уже заключила контракт с компанией BBN на расширение сети до более чем 50 узлов (рис. 9). Первые два года проекта прошли в основном в соответствии с планоми в рамках бюд- жета. В следующем этапе расширения сеть начала включать узлы из удалён- ных географических районов, таких как Гавайи и Норвегия. Это потребовало использования новых технологических возможностей проекта, а также первых взаимодействий с зарубежными опера- торами связи. Хотя эти удалённые узлы часто подвергались сбоям, они в целом оставались работоспособными и проде- монстрировали полезность некоторых новых функций (рис. 10). В течение этого периода настойчи- вые усилия Ларри Робертса по убежде- нию персонала узловых сайтов выпол- нять необходимыешаги для успешной работы оказались крайне полезными для поддержания проекта в нужном рус- ле. Будучи однимиз основных источни- ков финансирования вычислительных ресурсов для этих сайтов, он мог легко оказывать на них влияние. К 1975 году проект ARPAnet явно стал устойчивым. Поэтому ответственность за него была передана Агентству связи Министер- ства обороны (DCA). По словам истори- ка DARPA Ричарда Ван Атты, на момент передачи проекта в DCA общие расходы на проект составили 25 миллионов дол- ларов (около 150 миллионов долларов в сегодняшних ценах). Эта сумма покры- Рис. 6. ARPAnet в декабре 1969 года Рис. 7. ARPAnet в июне 1970 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTQ4NjUy